Именем «Росукрэнерго»: Макаренко дали четыре года

Именем «Росукрэнерго»: Макаренко дали четыре года

Экс-глава таможни оказался в мясорубке Фирташа

Сегодня завершилось очередное политическое дело под условным названием «Росукрэнерго» против Украины». По приговору судьи Печерского суда Оксаны Царевич бывший глава Гостаможни Анатолий Макаренко был признан виновным в злоупотреблении полномочиями при передаче государству 11 миллиардов газа компании Фирташа «Росукренерго». За что и получил 4 года лишения свободы, условно.

Судебное дело по газу «Росукренерго» длилось чуть больше двух лет. Еще не было процессов против Юлии Тимошенко, на свободе гулял Юрий Луценко, Валерий Иващенко и остальные, когда 23 июня 2010 года бывшего главу Гостаможни Анатолия Макаренко вызвали в качестве свидетеля на допрос в СБУ по делу об отчуждении у «Росукренерго» 11 миллиардов кубометров газа. Инкриминировав ему халатность, состоящую в растаможевании газа «Росукрэнерго», сотрудники СБУ его задержали, арестовали и инкриминировали ему халатность, состоящую якобы в незаконном таможенном оформлении газа «Росукренерго».

25 июня Печерский райсуд определил ему меру пресечения - содержание под стражей, при чем не в следственном изоляторе СБУ, а в СИЗО на Лукьяновке. Чуть позже по тому же газу «Росукренерго» арестовали и бывшего первого зама главы «Нефтегаза» Игоря Диденко, и замначальника энергетической таможни Тараса Шепитько. Шепитько сегодня также получил четыре года условно, а Диденко на условный срок посадили еще полгода назад.

Несмотря на незаконность ареста Макаренко и его содержания под стражей, Апелляционный суд Киева множество раз необоснованно отказывался менять ему меру пресечения. Просидев за решеткой год, лишь в июле 2011 его таки выпустили под подписку о невыезде.

И Макаренко, и Шепитько провели в Лукьяновке боле года, пока в июле 2011 года Апелляционный суд Киева не выпустил этих «особо опасных» преступников на подписку о невыезде.

За время следствия следователи СБУ даже успели поменять Макаренко статью обвинения. Если при аресте ему вменяли халатность, то 30 сентября 2010 года это дело закрыли из-за отсутствия доказательной базы, а вместо этого открыли по злоупотреблению служебным положением (статья 364 Уголовного кодекса).

Перечислять все нарушения прав Макаренко и других фигурантов фирташевского газового дела бессмысленно. Но самые грубые из них идентичны тем, которые уже зафиксированы в решении Европейского суда по правам человека в деле Луценко. Оплеуха Европы очевидно, ничему не научила. Кстати говоря, и приговор Макаренко зачитывала та же судья Царевич, что и экс-министру внутренних дел.

Если кратко, то сначала Макаренко вызвали на допрос в СБУ и незаконно задержали в качестве подозреваемого. Целый год его содержали под стражей, не наводя ни единого аргумента необходимости столь жесткой меры пресечения. Доходило до того, что, когда суд не успевал продлить срок его пребывания в СИЗО, он там находился «просто так».

Как в ситуации с Луценко, и что признал Евросуд, нарушалось право Макаренко на лечение. Следователи неоднократно отказывали ему в допуске докторов и адекватной медицинской помощи. Как водиться, судьи отказывались удовлетворять практически все ходатайства, а следователи незаконно понуждали в ускоренном режиме знакомиться с материалами дела. Обвинение основывается только на показаниях двух сотрудников таможни, причем свидетели стороны защиты, а их более 30 человек, судом во внимание вообще не принимались.

Не говоря уже об элементарном нарушении принципа подведомственности дел. Дело Макаренко должен был рассматривать Шевченковский райсуд, но его по «непонятным» причинам перенесли в Печерский, где передали «молодой и перспективной» судье Царевич.

Венцом всего этого стал сегодняшний приговор судьи Царевич, который она зачитывала в Печерском суде пять часов. Если говорить о нем коротко, то Макаренко получил четыре года лишения свободы условно по третьей части 364 статьи Уголовного кодекса. Его признали виновным в злоупотреблении служебными полномочиями в интересах третьего лица. При чем, третьим лицом было государство. Фактически, его засудили за то, что в интересах государства Макаренко растаможил газ и перечислил в бюджет 2 миллиарда гривен налога. При этом он исполнял предписание руководства и, что подтверждено даже служебными проверками Гостаможни, возглавляемой уже Игорем Калетником, таможенные процедуры были соблюдены полностью и в рамках закона.

По мнению следователей, Макаренко «нанес ущерб государству в виде подрыва авторитета на международной арене». Хотя скандальных фирташевский газ был законно куплен Украиной у «Газпрома», что подтверждала даже российская сторона. В приговоре записали и мотивы такого поступка Макаренко – карьерские, желая угодить Кабинету Министров. Подобная юридическая конструкция не вкладывается в рамки здравого смысла. Может, по этому за годы следствия против Макаренко, Шепитько и Диденко сменился десяток следователей СБУ, не желавших принимать участия в этом маскараде.

Уже сегодня большинство политиков и политологов склонны видеть в деле таможенников месть «Росукренерго». При этом нужно понимать, что подмена правосудия корпоративным интересов – это гораздо больше, чем просто влияние на суд. Это означает, что функции государства, в частности, независимый суд, переданы корпорациям с сомнительной родословной.

Виктор Небоженко, директор социологической службы «Украинский барометр»:

Любое судебное решение в Украине не имеет отношения к порядку и справедливости. Это язык, на котором власть общается с оппозицией, победители с побежденными. Сегодняшний судебный вердикт – это наверняка личное решение Фирташа, а не бедных несчастных людей, которых заставляют оформлять месть олигарха по отношению к представителям предыдущей власти. Макаренко и другие просто оказались в мясорубке, которую организовал Дмитрий Фирташ к подчиненным Тимошенко.

То, что Макаренко не получил сроки, как у Тимошенко и Луценко, логично. Фирташ хотел создать систему выжженной земли, посадить всех до последнего чиновника. Но если бы они также жестко расправились с исполнителями, как и с Тимошенко, то сегодняшние исполнители не работали бы на нынешнюю власть. Они бы поняли, что завтра их бы тоже посадили. Если бы посадили Макаренко, то по той же логике можно было бы посадить всех сегодняшних министров и губернаторов.

Андрей Золотарев, руководитель центра «Третий сектор»:

Безусловно, в этом деле четко прослеживался личностный момент – организаторы этого дела показали, что за все грехи в отношении «Росукрэнерго» всем причастным воздастся. Но забывают при этом, что все имеет свойство возвращаться, и через какое-то время мы вполне можем увидеть фигурантов группы «РУЭ» либо в бегах, либо на скамье подсудимых. В итоге окажется, что эти люди грабили Украину и подрывали ее экономическую безопасность.

К Макаренко и другим – к кому-то больше, к кому-то меньше – отнеслись как к исполнителям воли Тимошенко. То есть подход тут дифференцированный – и к Макаренко, который был просто добросовестным исполнителем исходящих сверху указаний, подошли более гуманно. Хотя за последние два года мы привыкли к широте души нашего правосудия, когда за якобы должностное преступление человека могут отправить на довольно долгий срок за решетку и в то же время выпустить на волю человека, совершившего убийство или другое тяжкое правонарушение.

Михаил Погребинский, глава Киевского центра политических исследований и конфликтологии:

В любом случае этот приговор надо оценить как позитивное решение – все-таки человека, который, к тому же, болеет, выпустили. Может, это будет каким-то сигналом к следующим условным срокам для фигурантов покрупнее, и нынешнее сумасшедшее напряжение будет снято.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: