рус

    Натисніть «Подобається», щоб читати
    Glavcom.ua в Facebook

    Я вже читаю Glavcom в Facebook

    «Гібридне визнання»: чому єпископ Чеської церкви співслужив з Епіфанієм

    • Дмитро Горєвой

      Релігієзнавець

    • Розсилка
    «Гібридне визнання»: чому єпископ Чеської церкви співслужив з Епіфанієм

    Міф РПЦ про всеправославну підтримку московської церкви в Україні зазнав нового удару

    Мовою оригіналу

    В четверг, 21 ноября, в Киеве вместе с главой ПЦУ митрополитом Епифанием сослужил представитель Церкви Чешских Земель и Словакии епископ Шумперкский Исайя. Официально Чешская Церковь так и не огласила своего решения о признании или непризнании ПЦУ. Решили взять таймаут до «всеправославного консенсуса» по «украинскому вопросу». При этом действительный иерарх этой церкви фактически признал ПЦУ и вступил с ее главой в общение. Почему Чешская церковь до сих пор не признает украинскую церковь, что значит это сослужение и какую стратегию реализует Вселенский патриарх Варфоломей в отношении признания ПЦУ.

    Юная церковь

    Православная Церковь Чешских земель и Словакии – одна из наименьших церквей в православном мире. Ее очень часто считают политическим недоразумением в семье Православных Церквей – ведь чехи не только не являются традиционно православным, но они также одно из самых атеистических обществ в Европе и мире. К тому же есть и другие народы, исторически православные, которые не имеют своей независимой церкви. Например беларусы, молдаване, македонцы и черногорцы. 

    Чешская церковь возникла лишь в ХХ веке и то благодаря тому, что в составе Чехословакии Масарика оказалось много православных. Это случилось в основном из-за включения Закарпатья в состав молодой республики. На Моравию претендовала Сербская Церковь, которая доминировала в империи Габсбургов. Называлась она тогда Карловацким патриархатом и объединяла сербов, румынов и украинцев православного вероисповедания в границах Австро-Венгрии. 

    Однако в 1919 г., после учреждения нового государства – Королевства сербов, хорватов и словенцев (будущей Югославии), состоялось и церковное объединение. В новую Сербскую церковь вошли автокефальные Карловацкий патриархат, Белградская митрополия, Черногорская митрополия, а также территории Охридской архиепископии (нынешняя Северная Македония) и земли Вселенского патриарха, о чем указано в соответствующем Томосе. Именно эта объединенная Сербская Церковь и хотела получить в довесок юрисдикцию в Моравии. Параллельно с этим, чехов хотел включить в свой состав Вселенский патриарх и так изрядно потерявший в своих владениях.

    После Второй мировой войны, в 1946 г. Московский патриархат просто взял и аннексировал Чешскую церковь. Более того, в РПЦ в 1948 г. добились отказа сербов от этой территории. Интересно, что 30 января 1950 г. Совмин СССР в секретном постановлении заявил о необходимости предоставления автокефалии Чехословацкой Церкви. Спустя полтора года, 23 ноября 1951 г. патриарх Алексий І подписал Акт о даровании автокефалии Православной Церкви в Чехословакии. Первым предстоятелем этой церкви был этнический россиянин Елевферий (Воронцов). Тогда Вселенский патриарх не признал этого. Лишь спустя полвека, в 1998 г. патриарх Варфоломей выдал чехам и словакам Томос. 

    Чешская церковь является постоянной ареной противостояния между Москвой и Константинополем, напоминая страны третьего мира в эпоху Холодной войны. Исходя из истории этой церкви, она традиционно находится в лагере пророссийских православных церквей. 

    Нынешний глава Чешской церкви также ориентируется на РПЦ, поскольку она его поддержала на выборах предстоятеля, в то время как Фанар хотел другого кандидата. Между Чешской и Константинопольской церквями несколько лет были напряженные отношения. В 2016 г. конфликт разрешился. Вселенский патриарх все-таки признал новоизбранного митрополита Растислава (Гонта) предстоятелем Чешской Церкви, но взамен потребовал публичных извинений за оскорбления и имплементации норм Томоса в Устав Церкви. Последнее является очень важным, поскольку Фанар прописал, что судебная власть в этой церкви координируется Вселенским патриархом. Диптихом для чехов является Диптих Константинопольской церкви. И по более общим, всеправославным вопросам, Чехословацкая церковь обращается к Вселенскому патриарху. Т.е. по такому вопросу как признание ПЦУ – чехи за консультацией должны обращаться на Фанар. 

    Отношение к Украине

    С началом Томосного марафона Чешская церковь в лице своего предстоятеля, высказывалась скорее против, нежели за. Так, например, на встрече с президентами Украины Леонидом Кравчуком и Леонидом Кучмой митрополит Растислав заявил, что вмешательство государства является неприемлемым. Это особенно забавно в контексте того, что по автокефалии Чешской церкви выносил решение Совет министров СССР. Кроме того, он отметил, что автокефалия для Украины должна быть утверждена всеправославным консенсусом. Чего также не было в случае с Чешской Церковью. 

    Решения Синода данной церкви по украинскому вопросу опубликовано не было. Но из письма митрополита Растислава патриарху Кириллу становится известно, что еще 12 июня 2018 г. они приняли какой-то документ. Среди прочего указывается, что они осуждают вмешательство властей в церковные дела. В тексте не говорится о признании или непризнании ПЦУ и разрешении или запрете на служение с ее представителями. 

    В этом контексте – сослужение епископа Исайи является вызовом. Дело в том, что Исайя представляет условную греческую группу влияния в Чешской Церкви. Как утверждают злые языки, его рукоположили в епископы, чтобы была возможность создать альтернативный Растиславу Синод. Более того, Исайя возглавляет ставропигию Вселенского патриархата в Чехии. 

    ***

    Фактически мы видим, что используются разные стратегии для признания ПЦУ. Элладская церковь продемонстрировала открытый, демократический процесс, получив тонны негатива и критики со стороны РПЦ. 

    Александрийский патриархат пошел другим путем. Там все обсуждали в закрытом режиме, подальше от посторонних глаз. И уже окончательное решение озвучили на публику. Это помогло уберечься от негативного влияния Москвы. Хотя в РПЦ, вопреки рассуждениям про «нож в спину» со стороны Александрийского патриарха, подозревали и готовились к работе на этом направлении. Об этом свидетельствует решение Синода РПЦ от 17 октября 2019 г. о назначении архиепископа Владикавказского Леонида замом главы Отдела внешних церковных связей. Леонид владеет английским, греческим и арабским (египетского диалекта) языками. Он работал официальным представителем РПЦ при Александрийском патриархате, а также сотрудничал с Посольством РФ в Египте. Человека с таким послужным списком не зря назначили в церковный МИД. Вероятно имели какую-то информацию. 

    В случае с Чешской Церковью, сослужение происходит до официального признания. Таким образом, в обход необходимости общего решения фактически устанавливаются отношения. Мы видели такую тактику на примере Элладской церкви. И она сработала. 

    Безусловно, такие действия призваны отследить реакцию пророссийской стороны. К тому же, это рушит миф РПЦ о всеправославной поддержке Московского патриархата и митрополита Онуфрия. То одна церковь признала ПЦУ, то другая, то иерарх третьей сослужил Епифанию. Как резонно отметил один украинский богослов – мы вступаем в эпоху гибридных церковных признаний.

    Джерело: Лівий берег

    Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома»
    Коментарі ()
    1000 символів залишилось
    ПОПУЛЯРНІ АВТОРИ
    Антін Мухарський
    Антін Мухарський

    Український митець, письменник, шоумен

    Микола Капітоненко
    Микола Капітоненко

    Експерт Міжнародного центру перспективних досліджен

    Василь Голян
    Василь Голян

    Економіст

    Сергій Грабовський
    Сергій Грабовський

    Політичний аналітик

    Зоя Казанжи
    Зоя Казанжи

    Громадський діяч

    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ