Чи повторить економіка Росії шлях Венесуели?
У російської економіки свій шлях. Однак, кінцева його точка така ж, як і у венесуельської
Мовою оригіналу
А этот-то вопрос почему может возникнуть?
Вот отдаст ли Венесуэла России в обозримом будущем хотя бы 3,2 млрд долларов США правительственного долга? – Это да, это понятно, на эту тему можно и порассуждать. Хотя, чего тут рассуждать… Похоже, опять вляпались с этими очередным политически мотивированным кредитом.
Сколько же мы (и СССР, и Россия) раздали денег? На сколько же хуже жили и живут наши отцы и матери, а потом и мы, наши дети из-за того, что в целях обеспечения устойчивости лояльных (якобы) нам режимов руководство страны принимало и принимает решения, чтобы опять кому-нибудь помочь. Одной только Кубе не так давно списали долги на сумму свыше 30 млрд долл США. Украине «успели» дать 3 млрд долларов США, чтобы прежняя власть там устояла. А она не устояла, и мы теперь бегаем по судам, чтобы вернуть эти деньги… А теперь вот в поисках денег повышаем пенсионный возраст. Какая же политическая близорукость, какой непрофессионализм!
Но вернемся к вопросу, вынесенному в заголовок. Действительно, может, России тоже уготована такая судьба, — экономическая катастрофа? А чего, и Венесуэла, и Россия богатейшие нефтью страны, но это не уберегло Венесуэлу от тяжелейших экономических проблем. Значит, не богатство сырьевыми ресурсами определяет перспективы экономического развития. Можно и при богатствах, как оказывается, дойти «до ручки».
Значит, главное – это меры экономической политики, устойчивость и эффективность рыночных институтов.
Безрассудный экономический популизм – вот отличительная особенность действий правительства Венесуэлы. Власти сделали почти бесплатными бензин и электричество, в десятки раз индексировали минимальный размер оплаты труда. Хотя, безусловно, и абсолютно необходимыми вещами занимались: строили школы, больницы и пр.
В России такого нет. Элементы популизма, конечно, случаются, особенно накануне очередных выборов. Однако в целом такого, безусловно, нет. Скорее, даже наоборот: повышение пенсионного возраста, введение налога на самозанятых. Теперь вот, похоже, введение социальной нормы потребления электроэнергии (хотя от этого власти поспешили откреститься) и фактически дополнительного подоходного налога в виде отчислений граждан в индивидуальный пенсионный капитал и прочее-прочее. Происходящее сегодня в России можно назвать другой крайностью. В Венесуэле – популизм, в России – фронтальное усиление финансового гнета на население.
Что происходит в первом случае – мы видим на примере Венесуэлы, что может быть во втором случае – нам еще предстоит увидеть.
Проблема Венесуэлы еще в том, что в стране проводилась абсолютно непрофессиональная денежно-кредитная политика. Решать проблемы экономики, уровня жизни людей с помощью печатания денег – это, конечно, круто для 21 века. Так что по этому направлению мы с Венесуэлой диаметрально расходимся.
Изоляционизм – а вот здесь много общего. Известно же, что многие латиноамериканские страны не поддерживают Мадуро. Умудрились венесуэльские лидеры перессориться чуть ли не со всеми. Как и мы, впрочем. И санкции в отношении Каракаса действуют со стороны США. Другое дело, что Венесуэла не отвечает контрсанкциям. Так что в этом случае уже венесуэльцы действуют грамотнее россиян.
Что касается отношений собственности, то здесь ситуация примерно схожая: и там, и там крен в сторону огосударствления экономики.
Ну, и что все это значит: будет у нас по примеру Венесуэлы, или не будет? Нет, в России будет по-другому. Так сразу обвально плохо не будет, именно потому, что пофакторно Россия выглядит лучше, во всяком случае, пока. Но движение-то и у Венесуэлы, и у России в одном направление: падение реальных доходов населения, стагнация, переходящая в кризис. Так что путь Венесуэлы экономика России не повторит, у нас свой путь. А вот конечный пункт у этих путей, похоже, одинаков.
Коментарі — 0