Столица равновесия
Родной город нынешнего премьера, министра юстиции и министра инфраструктуры – Черновцы – второй по величине областной центр Западной Украины
Родной город нынешнего премьера, министра юстиции и министра инфраструктуры – Черновцы – второй по величине областной центр Западной Украины, предположительно основанный Ярославом Осьмомыслом, однако, во многом нетипичный для «большого западного региона». Так случилось потому, что край де-факто никогда не входил в состав Польши. После татарского нашествия и постепенного вхождения Галичины и Волыни на орбиту Польши и Литвы, на Буковине образовалась самоуправляемая Шипинская земля, сначала сосуществовавшая с Ордой, а в 1340-х ставшая вассалом королей Венгрии (именно королевским военачальником был и валашский основатель Молдовы Драгош Водэ).
Во второй половине 14 века Молдова стала независимой, а города Буковины играли ключевую роль в этом государстве. В конце 15 века господарь Стефан Великий последовательно разгромил армии венгров, османов и поляков. Но эту первую золотую эпоху стоящего на торговом пути города прекратили бесконечные турецко-польские и русско-турецкие войны - новую жизнь в Черновцы вдохнула империя Габсбургов, в состав которой Буковина вошла в 1775 году.
Сто лет назад Черновцы (немецкое название - Czernowitz, румынский - Cernauti) еще входили в «двуединую монархию» под названием Австро-Венгрия.
Официально основанный в 1408 году, город был столицей герцогства Буковина, в состав которого входила также южная часть земли, которая сейчас находится в составе Румынии. Следует сказать, что Буковина имела широкую автономию, подчиняясь только Вене. Само по себе образование герцогства на территории исторической земли русских и валахов, доставшейся Габсбургам после победы над Турцией (российской стороне отошла другая часть исторической Молдовы - Бессарабия) - это следствие «весны народов», революции 1848 года, на Буковине ее возглавил избранный украинскими крестьянами в революционный парламент Лукьян Кобылица. Во главе края отныне стоял президент, который управлял с помощью краевого сейма и краевого правительства. Государствннным был немецкий язык, но вне официального общения о каком-либо преследовании за использование украинского, румынского, идиш или польского языка ничего не известно.
Город был искренне обласкан австрийскими императорами и бурно развивался в последней четверти 19 века и в начале 20-го: перед Великой войной здесь более сорока банков, двадцать гостиниц, биржа зерна и скота всех восточных земель империи, известный в Европе университет, и масса кафе (так же как и сейчас), считаясь одним из центром всевозможных развлечений. Перед Первой мировой войной население города
превысило 90 тысяч (12 место в империи).
Но надо рассказать о Городе Че (как его сегодня называют влюбленные в город молодые горожане сегодня) еще кое-что важное - это остров чрезвычайно удачного социального эксперимента. Речь идет о выразительном еврейском характере Черновцов.
Перед Первой мировой войной евреи составляли в тогдашних Черновцах, большом финансово-экономическом центре восточных земель Габсбургов, более трети населения. Многие поколения родились на этой земле - их предков пригласила на Буковину средневековая Османская империя, от которой остались турецкие бани, Турецкий мост, Турецкая площадь и привычка к кофе.
Именно здесь (как в те же годы на другом, морском берегу Европы, в Нидерландах!) евреи нашли убежище от преследований католическими фанатиками на Пиренеях. Не зря повстанцы-гезы, которые основали Нидерланды, носили на шляпах монеты с надписью «Лучше Турок чем Папа».
Другое течение изгнанников направилась на Буковину. В свою очередь, при Габсбургах, заинтересованных в распространении немецкоязычной культуры на славянских землях, перешедших под их контроль - после «весны народов» евреи Буковины обладали равными с другими этническими группами правами. Как пишет минский литературовед Галина Синило в работе «Я, пережившая ужас, пишу со слов жизни ...» / Тема Холокоста в поэзии Розы Ауслендер », это был так называемый bukowiner Ausgleich,« буковинское равновесие ». Либеральные депутаты от разных этнических групп (румыны, русины, евреи, немцы, поляки) бесконфликтно сотрудничали между собой.
«В Черновцах действительно царила атмосфера подавляющего толерантности и сотрудничества, что привлекало в город евреев, в том числе и деятелей культуры. Терпимость проявлялась и в области религиозной. Так, известно, что православный митрополит Буковины и Далмации д-р В. фон Рент, узнав в 1914 г. о погромах и убийствах евреев, которые устраивает царская армия, спрятал в своей резиденции 63 свитков Торы из реформистской синагоги - Темпля (Храма), открытого в Черновцах в 1877. Митрополит вернул евреям свитки в 1918 г., после окончания войны, когда Буковина вошла в состав Румынии ». Впрочем, надо подчеркнуть - с апреля по август 1917 года, когда власть русского Временного правительства представлял краевой комиссар Галиции и Буковины Дмитрий Дорошенко, погромов и других репрессий по этническому признаку в городе не происходило.
Кстати, в годы войны 1914-1918 гг в госпитале, созданном на базе Краевой больницы (нынешняя областная клиническая больница) хирургом работал знаменитый писатель и врач Булгаков. В этом госпитале лечился ранен в бою прапорщик Василий Чапаев - позже один из героев Гражданской войны. Санитаром в поезде, который эвакуировал раненых из госпиталей города Черновцы работал известный будущий поэт Сергей Есенин. Вот такая встреча великих сынов России на европейском перекрестке. Здесь же после войны жил и работал великий энтомолог и паразитолог, первооткрыватель феромонов Яков Киршенблатт - двоюродный брат Евгения Примакова.
Немецкий историк Карл Шлегель в книге «Прогулки по Ялте и другие» пишет о Черновцах так: «Город ведет литературную экзистенцию в интерпретациях и биографиях Пауля Целана и Розы Ауслендер, поэтов, которые там родились и выросли ... Это была «маленькая Австро-Венгрия »... В этом городе был большой, говоря словами Шопенгауэра, интерес к размышлениям, а не к размышлениям над интересами. Здесь были: последователи Шопенгауэра, ницшеанства, марксисты, фрейдисты, спинозистом; они восхищались Гельдерлином, Рильке, Стефаном Георге, Эльзой Ласкер-Шюлер, Томасом Манном, Гессе, Готфридом Бенном, Бертольдом Брехтом ... Их захватывали классические и современные произведения на иностранных языках, особенно - французская, русская, английская и американская литературы...потерянный мир ».
Здесь не согласимся - как свидетельствуют иллюстрации, отнюдь не исчезнувшие ... наоборот, развивается - и не удивительно, ведь в 40 км от городской черты теперь начинается Европейский Союз. Многое - современную индустрию микроэлектроники и оптики, машиностроительную отрасль - дал Черновцам и другой союз - Советский. До сих пор функционирует уникальный (аналог есть только в Токио) Институт термоэлектричества и ЦКБ "Ритм", большой интерес проявляется молодежью к строительству современных телескопов. Свободолюбивые бюргерские традиции инициативность и деловая жилка дали возможность черновчанам выжить в эпоху депрессии 1991-98 и вписаться в рынок - здесь существует третий по величине в стране оптовый рынок и огромное количество малого бизнеса. Отсюда вышел «Пятый канал» (когда-то НБМ), который нынешний президент объединил со львовским агентством «Экспресс-информ». Здесь же расположен и когда-то вечный спонсор «Джентльмен-шоу» - «Колос-Черновицкие колбасы». В последние годы быстро развивается туристическая отрасль, строятся гостиницы, к 600-летию в 2008 году центр был реставрирован. Также Черновцы - один из генераторов украинской поп-музыки: отсюда вышли и Назарий Яремчук, и София Ротару, и Ани Лорак, и многие-многие другие.
Коротко и емко высказалась по вопросу черновицкой идентичности философ из Дюссельдорфа Елена Бурлин: «Окраина Западной Европы. Маленькая Вена, резюме Запада ». Где, собственно, еще мог начать карьеру преподавателя и ученого один из экстравагантных революционеров экономической теории, отец «креативного разрушения» Йозеф Шумпетер? Возможно, поэтому черновчане принимают самое активное участие во всех демократических революциях?
Новый мэр, Алексей Каспрук, получивший на выборах уверенное большинство голосов, намерен в полной мере реализовать транснациональный потенциал города, с 2010 года подавлявшийся незаконным «наместником» свергнутого авторитарного режима. Мэрия занимается не только пожаротушением, но и стратегической перспективой – город должен возродить все программы сотрудничества по программам «побратимства», а их много. Кроме того, опыт сосуществования и европейского стиля, образа жизни, мышления, может ненавязчиво распространяться на Восток.
В целом, понятно, каким кошмаром в свое время стало для «окраины Западной Европы» вторжения отравленных идеями самоопределения с помощью винтовки, а потом еще и национального или расового превосходства орд из Европы Восточной и Центральной.
В 40-е мэр-румын Траян Попович, рискуя жизнью, спас 20 тысяч евреев от неминуемой смерти в концлагерях. Теперь одному из праведников мира Траяну Поповичу установлен памятник в Тель-Авиве, а в фильме о нем, который канадцы планируют снимать в Черновцах, согласился сыграть Дастин Хоффман, который впервые побывает на родине своих родителей. Ждем в гости и экс-вице-президента Apple Стива Возняка, и 17-го спикера Кнессета Йоэля Эдельштейна, и многих других.
О Черновцах можно рассказывать и рассказывать, но все же лучше один раз увидеть. Цветут Черновцы и сейчас, это демонстрируют как современные фото старинных улиц, площадей и скверов, так и новостройки. Но это лишь маленькая капелька настоящих впечатлений.
Столица Буковины ждет всех в гости и всегда имеет, что предложить.
Коментарі — 0