Идеалист Кругман
Признаюсь – иногда просто «запоем» читаю все, что пишет лауреат Нобелевской премии по экономике (хотя это и некорректная формулировка, сам-то Нобель такой премии не создавал) Пол Кругман в своем блоге в New York Times.
Признаюсь – иногда просто «запоем» читаю все, что пишет лауреат Нобелевской премии по экономике (хотя это и некорректная формулировка, сам-то Нобель такой премии не создавал) Пол Кругман в своем блоге в New York Times. А пишет он много и часто – и читаю я, со многим внутренне не соглашаясь, как бы чертовски убедителен Кругман не был.
Разумеется, вышесказанное может напоминать «соревнование» немногословной Эллочки с заокеанской дочерью миллиардера Вандербильта. Впрочем, соревнования нет – просто есть некое внутреннее неприятие схемы, которая явно сидит в голове у многомудрого американского экономиста.
Дело в том, вероятно, что, будучи экономистом американским, Кругман по своей «культуре» – скорее западный континентальный европеец (хотя из европейских газет он пишет разве что лишь для островной «Гардиан»).
Что же нервирует в этой схеме и беспокоит как раз европейца «центрального и восточного»?
Такое, наверное, смутное недоверие Пола Кругмана (и это отражается на риторике и политике Обамы, хотя официально Кругман ему не советует) к предпринимательству, капитализму, частной инициативе. Увлеченность государственным регулированием, абсолютизация которого в прошлом столетии привела к созданию двух наиболее монструозных режимов в истории – гитлеровского и сталинистского.
Конечно, упаси Господи – Кругман не коммунист и даже не социалист какой-либо «расцветки».
Он – левый либерал, «социал-либерал», американский левый демократ. В близкой его сердцу – судя по географии «сезонной миграции» - Великобритании Кругман, скорее всего, проходит как лейборист, «фабианец»…
Еще раз – спорить с Кругманом сложно, он прирожденный полемист, а в своей сфере научных интересов – настоящий асс. Поэтому спорить с Нобелевским лауреатом отваживаются немногие, и, как правило, своих оппонентов Пол Кругман любовно, но едко разделывает под орех. Однако, все же выскажу три соображения, по которым, на мой взгляд, к отточенным конструкциям Кругмана следует относиться с определенной осторожностью.
Во-первых, в центре теоретизирования Кругмана находится Америка – а это страна-эмитент резервной валюты, более того, ее кредитно-финансовый регулятор «растворен» в глобальной финансовой системе. Отсюда и возникают опасные аберрации. Так, если бы украинский Нацбанк усердно копировал «Фед», наша страна разорилась бы на следующий день.
Иными словами, рекомендации Кругмана мало пригодны для «развивающихся» стран – у них просто нет такого мускула и свободы маневра.
Во-вторых, в американском случае мы имеем дело с естественно развившейся – от корней и горизонтально – федеральной системой. Полномочия штатов и федерального правительства четко разграничены, это «разная экономика». В 19 веке журналист Марк Твен выступал против федеральных пенсий для ветеранов гражданской войны – по его мнению, это обязательно привело бы к тирании. Доживи Твен до времен Ф.Д. Рузвельта, он, скорее всего, счел бы его ничем не отличным от Муссолини или Франко (таковы сегодня взгляды «палеоконсерваторов», чей вождь Рэнд Пол выдвинул свою кандидатуру в президенты).
В-третьих, при всем том, что уровень государственного регулирования в США и после реформ обеих администраций Обамы весьма далек от европейских аналогов, все же проникновение правительства в приватное пространство американских граждан продолжает углубляться. А если игнорировать всегда по умолчанию выносимую за скобки поправку красивых формул видных экономистов – «при прочих равных условиях», и решать любые возникающие трудности путем эмиссии, внутренних и внешних заимствований, пользуясь уникальным статусом США в мировой финансовой системе – не накапливается ли таким образом вероятность катастрофической деградации?
Превращения регулятора в тоталитарного монстра?
Пока что вразумительного ответа на этот вопрос, похоже, не существует.
Но Полу Кругману я готов простить многое – недавно экономист признался, что его бабушка родом с Украины, и разрекламировал «этно-хаос» украинской группы «ДахаБраха», чьим выступлением в Нью-Йорке Нобелевский лауреат оказался сильно впечатлен.
Впрочем, песни – песнями, а взгляды – взглядами.
Коментарі — 0