Натисніть «Подобається», щоб читати
    Glavcom.ua в Facebook

    Я вже читаю Glavcom в Facebook

    Росії вигідний міф про «кримськотатарський народ-зрадник» і «рятівну депортацію»

    • Павло Казарін

      Журналіст

    • Розсилка
    Росії вигідний міф про «кримськотатарський народ-зрадник» і «рятівну депортацію»

    «Якщо вони у себе вдома - то ми тоді де?»

    Мовою оригіналу

    В Крыму подготовили новый школьный учебник истории. В котором рассказали десятиклассникам о «крымскотатарском народе-предателе», «спасительной депортации» и том, как советская власть помогала ему на новом месте жительства.

    Особая пикантность в том, что куратором проекта стал «замминистра образования» Айдер Аблятипов. Один из тех, кто в 2014-м отправился присягать новым флагам. Один из тех, кто убеждал, что весь крымскотатарский народ не может быть диссидентом и прочее «надо договариваться». Этот учебник – вообще хорошая черта под иллюзиями. Например, о том, какую роль готова отводить крымским татарам Россия.

    После аннексии Кремль издавал документы о реабилитации крымских татар. И даже делал крымскотатарский одним из государственных языков на полуострове. В реальности и то, и другое осталось фикцией. Фантомом, не имеющим ничего общего с реальностью. Потому что любая российская власть в Крыму обязана болеть «татарофобией».



    Вся идея «русского Крыма» стала возможной лишь после завоевания полуострова и победы над Крымским ханством. Вся концепция «сакральной Корсуни» возможна лишь благодаря маргинализации крымских татар и их наследия. Вся архитектура мифа об «исконно русском крае» строится на ассимиляции коренного населения. Это прекрасно сформулировал экс-глава оккупационной администрации Севастополя Сергей Меняйло в интервью: «Если крымские татары считают себя тут дома, то мы с вами где?»

    У этой «татарофобии» есть свой источник силы. Свой священный грааль ненависти. Имя которому – советская версия истории Второй мировой войны.

    Победой в войне в империи принято оправдывать все – репрессии и расстрелы, голод и ГУЛАГ. Это главный фундамент легитимности СССР. Главная его индульгенция. Без этой победы 70 лет советской истории выглядят как непрекращающаяся и бессмысленная мясорубка.

    «Великая Отечественная» нужна была Советскому Союзу ровно затем, зачем она нужна современной России. Для самооправдания. Для самообъяснения. Это компас, барометр и нулевой меридиан. Главная духовная скрепа, объясняющая империи смысл ее существования, а всем соседям – причины для дружбы с этой империей.

    Более того – победа в войне была объявлена универсальным наследством и для народов, населяющих СССР. В рамках подхода все они объявлялись народами-победителями, внесшими свою роль в победу над Германией. А коллаборационизм официально считался чьей-то частной инициативой. Исключением стали лишь крымские татары.

    Потому что в их отношении действовал обратный принцип. Они были объявлены «народом-предателем», среди которого нашлись отдельные герои. Из общего триумфального хора победителей их вычеркнули. А к празднованию девятого мая пропускать их предлагалось исключительно через прилюдное покаяние.

    И в этом тоже нет ничего удивительного. Потому что в России история «Великой Отечественной» стала полноценной гражданской религией. Со своим иконостасом и священными текстами. Апостолами и праведниками. Демонами и грешниками. Рефлексировать вне канона на эту тему могут лишь еретики. Те самые, которым «место на костре».

    Ее стали подавать как борьбу абсолютного добра с абсолютным злом. А депортация рушит этот стройный концепт – выходит, что в Крыму в 1944 году добро победило зло и затем само совершило преступление. Выходит, что это было либо не такое уж и Добро. Либо оно совершило не такое уж и преступление.

    Адепты империи уцепились за эту соломинку. И теперь из поколения в поколение рассказывают о том, что крымские татары сами виноваты. Что депортация стала спасением для них от мести фронтовиков. И что в Центральной Азии им жилось не так уж и плохо.

    Фантастический цинизм.

    Адепты подхода не любят вспоминать факты. Например, что коллаборационизм был на всех оккупированных территориях. Что этнические русские шли на службу Третьему рейху не меньше всех остальных. А если кто-то решит высчитывать процентные соотношения «предателей и героев», то пусть делает поправку на карту оккупации. Потому что коллаборационизм возможен был лишь там, куда дошел Вермахт. В Томске и Владивостоке не было охранных батальонов, потому что туда не дошла немецкая армия. А если бы дошла – были бы и там.

    Но эта тема останется табуированной для адепта империи. Потому что рискует стать для него ящиком Пандоры. Из которого рано или поздно появится вопрос о том, можно ли считать «Великую Отечественную» войну продолжением Гражданской.

    Любая ревизия войны чревата разрушением мифа. Любое разрушение мифа чревато обрушением неба. У советского адепта не останется ничего, за что можно держаться. Ничего, за что можно ухватиться. Ничего, что позволит ему гордиться прошлым.

    А потому он будет держаться за советские мифы до последнего. Оправдывать депортацию. Клеить ярлыки на целые народы. Воспитывать детей в ненависти к соседям. Он будет делать все, чтобы затушить в себе главный вопрос. Тот самый, который когда-то задал присланный в Крым российский чиновник.

    «Если они у себя дома – то мы тогда где?»

    Джерело: Крим.Реалії

    Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома»
    Коментарі ()
    1000 символів залишилось
    ПОПУЛЯРНІ АВТОРИ
    Дмитро Орєшкін
    Дмитро Орєшкін

    Російський політолог

    Мустафа Найєм
    Мустафа Найєм

    Народний депутат

    Микола Сунгуровський
    Микола Сунгуровський

    Директор військових програм Центру Разумкова

    Кирило Сазонов
    Кирило Сазонов

    Політичний оглядач

    Тарас Возняк
    Тарас Возняк

    Головний редактор незалежного культурологічного журналу «Ї»

    НАЙПОПУЛЯРНІШЕ