Андрей Садовый: «Не надо выдумывать велосипед — нужно брать европейский и быстро крутить педали»

Андрей Садовый: «Не надо выдумывать велосипед — нужно брать европейский и быстро крутить педали»

Перед началом разговора с мэром Львова Андреем САДОВЫМ я, как водится, предложил Андрею Ивановичу выбрать язык интервью.

Перед началом разговора с мэром Львова Андреем САДОВЫМ я, как водится, предложил Андрею Ивановичу выбрать язык интервью. Правда, ни минуты не сомневался, что тот предпочтет украинский: весной Садовому (который сегодня «отбывает» второй срок) пришлось долго опровергать утверждения, что Бориса Колесникова он якобы приветствовал на русском (неудовольствие этим выражали даже некоторые депутаты горсовета).

Так что мэр даже в беседе с русскоязычной «2000» предпочел украинский язык. И объяснил, почему:

— Я очень хорошо владею русским — долго жил в Москве. Но как мэр самого крупного украиноязычного города мира должен говорить на украинском. А то ведь потом начнутся кривотолки — вроде той выдуманной истории с приветственным словом Колесникову. Во время официальных визитов я всегда общаюсь исключительно на государственном языке, ведь сегодня мы просто обязаны защищать украинский.

{1]

Подумать только, в кинотеатрах страны только 1% фильмов демонстрируется на государственном — остальные на русском!

— Именно для «защиты языка» вы отдали площади под книжный магазин с тем условием, чтобы там продавались лишь книги на украинском?

— Мы действительно отдали помещение на ул. Степана Бандеры (в котором, кстати, раньше размещался салон игровых автоматов) под книжный магазин — и установили арендную плату всего в 1 грн. Сегодня украинская книга нуждается в поддержке и защите...

— Даже во Львове?

— Я бы хотел, чтобы по нашему пути пошли и в Киеве, и в Донецке, и в Днепропетровске — потому что украинский язык, увы, нуждается в защите по всей Украине.

— Не кажется ли вам, что таким образом вы не столько защищаете украинскую книгу, сколько искусственно ограничиваете выбор потребителя? Здоровая конкуренция полезна всем. Почему бы не поддерживать все книжные магазины?

— Во Львове есть магазины, предлагающие печатную продукцию на всех языках мира. Но в рамках упомянутого проекта мы даем преференции тем издателям, которые выпускают украинское. В данном магазине и сами авторы книг становятся за прилавок, продают собственные произведения. Кроме прочего, это интересно публике и способствует своеобразной рекламе нашего города.

— Когда идет речь о льготах со стороны власти отдельным представителям бизнеса, всегда встает вопрос: кто эти счастливчики? Почему выбор пал на них? Наверняка желающих получить помещение под магазин за 1 грн. найдется немало...

— Мы помогаем тем, кто к нам обращается. Пока что с таким предложением обратился лишь один предприниматель. Если завтра придет кто-то еще, постараемся помочь.

О конкурсном отборе пока речь не идет: к сожалению, сегодня не так много желающих открывать книжные магазины, ведь на подобном товаре много не заработаешь. Мы гордимся уже тем, что у нас в городе за последние пять лет не закрывались ни библиотеки, ни книжные магазины. Ведь в Украине в этой сфере — просто катастрофа, люди теряют возможность доступа к печатной продукции. Поэтому во Львове предприниматели, желающие заниматься книгами, всегда будут в почете у местной власти.

Есть у нас и другой интересный проект. Мы приглашаем писателей в наш город, оплачиваем им проживание, создаем все условия для работы. Но действие произведения должно разворачиваться во Львове! Так уже работали известный украинец Андрей Курков, поляк Марек Краевский...

-- Беспартийная политика

— Последние выборы во Львове выглядели со стороны достаточно необычно: претендент на пост мэра и действующий мэр, имеющий очень высокий рейтинг (вы набрали вдвое больше голосов, чем ближайший конкурент), вынужден был искать «техническую» партию, которая бы выдвинула его кандидатом. Не признак ли это политического кризиса в городе?

— Не думаю. Просто мы стоим на пороге создания чего-то нового.

В Украине около 180 партий. Из них идеологических — одна-две. Как правило, большие структуры создаются под одну персону. Есть партии Тимошенко, Януковича, Тигипко, Яценюка, Тягнибока, Кириленко, Гриценко и т. д. Какова их идеология?

— Многие без колебаний ответят: популизм. Впрочем, ваши критики также скажут, что это идеология и Андрея Садового.

— У нас очень многие умеют критиковать. Когда я в 2006 г. зашел в кабинет мэра, во Львове воду подавали 4 часа утром и 4 — вечером. В 2010 г. воду в городе стали подавать круглосуточно.

— И снова ваши критики скажут, что это не заслуга мэра: деньги на реконструкцию водоснабжения дал Кабмин.

— Получение денег — это только результат тех усилий, которые моя команда прикладывала. Иначе как объяснить, что проблема не решалась последние 30 лет?

Это ответ обвиняющим нас в популизме.

Что касается разговоров о «политическом кризисе», то дело в кризисе системы. Я считаю в корне неправильным, что кандидатов в мэры загоняли в лузы — когда они должны были выдвигаться от политических партий. Но таков закон — и поэтому я выдвигался от Республиканской Христианской Партии (РХП), почетным главой которого является уважаемый Михаил Горынь. Для меня было честью получить поддержку от этой партии.

— Что РХП получила от вас взамен?

— Я поддерживал ее представителей на выборах в горсовет, и трое из них стали депутатами. Но я остаюсь беспартийным! И на первой же сессии горсовета сказал: для меня нет партий. Для меня есть депутаты, которые избраны по тем или иным округам жителями Львова. Поэтому преференций никакие партии не получат — город, община прежде всего.

— Еще одна особенность политического ландшафта вокруг Садового: кажется, что его поддерживают едва ли не все. Анна Герман может публично и показательно заявить, что «новую страну будут строить без господина Садового», но, похоже, и Кабмин, и Партию регионов, и бизнес-круги вполне устраивает ваша персона.

— Во Львове много говорят. Но пока я работаю мэром, это уже четвертое правительство — и с каждым Кабмином я был в нормальных отношениях. Поменялось пять прокуроров, пять начальников СБУ, у нас уже третий губернатор...

Я пришел, чтобы работать в интересах общества. И поэтому ни с кем не вступаю в конфликты: зачем ссориться, если вопросы можно решать мирно?

В прошлом году мы получали из бюджета больше денег, чем за все годы независимости. Почему? Потому что мы — качественный партнер. Все взятые на себя обязательства львовская мэрия выполняет. Копеечка за копеечкой идут по назначению: и это позитив как для власти города, так и для руководства страны. Понимая это, нас и поддерживают.

Мне 42 года, я родился во Львове, окончил школу, влюбился, женился, здесь родились мои дети. Я хочу постареть в этом городе. Поэтому вместо того чтобы сидеть «на каві» и рассказывать о проблемах, я решаю эти самые проблемы. Улучшили водоснабжение, ремонтируем дороги, строим стадион, занимаемся освещением, готовимся к подаче заявки на Олимпиаду-2022 и т. д.

— Только Олимпиады Львову и Украине, конечно, и не хватало. Но давайте сначала об освещении.

— Пять лет назад вы прилетали в темный город, а сегодня мы осветили его на 95%!

— Я как частый гость Львова помню, что осветить город на 100% вы обещали еще в 2006-м.

— Есть вещи, которые нужно делать поступательно и качественно. Кто хочет видеть позитив, тот его видит. Статистика показывает, что более 60% горожан удовлетворены тем, что происходит во Львове. Да и во всей Европе нет города, в котором нет проблем. Но хотел бы я иметь те проблемы!

Как нам решать глобальные задачи, если из всех налогов, собираемых во Львове, в городе остается только десятая часть! Да, мы умудрились из госбюджета, куда уходит 90% наших налогов, вырвать деньги на стадион, терминал, дороги, аэропорт, но это наши деньги! Оставьте нам 50% налога с прибыли, и мы не будем нуждаться в деньгах из госбюджета.

Ведь до чего довели ситуацию — Украину могли лишить права на Евро-2012!

— Евро-2012 — это, безусловно, фетиш. Вот только почему никто до сих пор не может рассказать о схемах функционирования нового терминала львовского аэропорта после чемпионата? Он действительно будет работать лишь на внешние рейсы, а под внутренние отведут старый, кошмарный?

— Это было только такое пожелание — новый терминал сделать для международных рейсов, а существующий отремонтировать под внутренние. Но это абсурд, ведь в новом терминале хватит места для всех! В старом терминале разве что музей создавать.

-- От роддома до кладбища

— Это правда, что за год в городе отреставрировали лишь пять старинных домов? Ведь невооруженным взглядом видно, что в реконструкции нуждаются сотни львовских зданий!

— Знаете, сколько государство выделило денег в этом году на историческую среду? Ноль. А в прошлом году? Тоже ноль.

Планировали же в этом году дать 50 млн. грн., в прошлом — тоже 50 млн. Но ведь ценности Львова — не мои или ваши, это ценности всего мира!

Мы возвращаемся к прежнему тезису: оставьте нам половину собираемых здесь налогов, и мы будем и дороги сами ремонтировать, и памятники архитектуры реконструировать. Иначе откуда я деньги возьму?

Есть, например, проект реставрации Армянского собора. Часть денег готовы дать поляки — но как им объяснить, что в этот проект государство Украина вкладывать не собирается?

— Мэрия Парижа в свое время вынуждена была решать подобную проблему с помощью частного капитала.

— Иностранный инвестор идет не в отдельно взятый город, он идет в страну. Львов 20 лет находится в составе независимой Украины. Этим все сказано.

— А местный бизнес не может потянуть реставрационные проекты?

— Львов — это город малого и среднего бизнеса. Сегодня построить новое здание в 2—3 раза дешевле, чем отреставрировать старое.

Если государство поднимется по уровню конкурентоспособности, развития бизнеса, минимизирует коррупцию, — тогда придет инвестор. Иначе проблему не решить.

Российская Калуга с 2009 г. получила 3 млрд. долл. инвестиций. Потому что там инвестор разрешение на строительство получает за два месяца. А в Украине — за два года, да и то лишь по блату. И преграды ставятся не в городских структурах (наше «единое окно» работает лучше и быстрее всех в стране), а в санстанции, госуправлении земельных ресурсов, госуправлении экологии и т. д.

Если мне эти структуры подчинят, я смогу навести там порядок. Сегодня я вынужден продавливать решения обходными путями, но это неправильно. Если руководитель неадекватный, его нужно просто увольнять!

Реформы провести элементарно просто: отдайте городам полномочия. Дайте нам возможность на региональном уровне влиять на милицию, ГАИ, на санстанцию, на местную налоговую службу, архстройконтроль.

Вот, например, службу архстройконтроля два года назад забрали у городов под министерский контроль. И что, за два года во Львове хотя бы один самострой ликвидировали? Нет, и не ликвидируют никогда при таком управлении!

Структуры, имеющие прямую вертикаль на Киев, сегодня только штаты раздувают и занимаются прочими непристойностями. А житель города приходит к мэру и именно от меня требует наведения порядка.

Городской голова за все отвечает — от роддома до кладбища. Я мобильный телефон не могу себе позволить отключить ни на минуту. Но при огромной ответственности рычагов управления у меня очень немного.

-- Где искать бюрократа

— Реформа местного самоуправления давно назрела, но формально выстраивание «вертикали власти» объясняют опасениями: местные элиты могут стать бесконтрольными.

— У государства есть прокуратура, СБУ, милиция — огромные монстры, которые способны поставить любого на место.

Но региональные власти должны иметь возможность влиять на ситуацию на местах, им нужны полномочия для наведения элементарного порядка! Сегодня любой наглец может заехать в центр Львова на джипе и бросить его в пешеходной зоне. Гаишник не способен даже оштрафовать владельца — он же не будет ждать его у авто часами?

Ведь почему в Украине запретили эвакуаторы? Потому что они забирали машины силовиков, государственных чиновников!

Для проведения реформы не надо выдумывать велосипед — надо брать для себя европейскую модель и быстро крутить педали.

— Реформы, предписанные сверху, сегодня предполагают сокращение раздутых штатов на местах.

— И правильно! Президент на минувшем заседании Совета регионов озвучил удручающие цифры: за пять лет количество чиновников в Украине увеличилось на 30%!

— Но при вас штат Львовской мэрии также рос?

— Когда я только пришел на свой пост в 2006 г., я уменьшил количество чиновников. Затем, когда город получил право проведения Евро-2012, увеличил, но ненамного. Сегодня у нас уровень 2006 г.

Если сравнить количество городских чиновников во Львове и сопоставимом по количеству населенном пункте Европы, то в Польше в соответствующих структурах людей работает вдвое больше, во Франции — вчетверо!

Когда говорят о росте бюрократического аппарата в Украине, то смотреть надо не на местные советы и даже не на обладминистрации, а на структуры с «киевской вертикалью»: государственные управления экологии, архстройконтроль, инспекции...

Сотни человек, уволенных мною за некомпетентность, сегодня работают в разнообразнейших государственных инспекциях. Они никому не подчиняются на территории города или области, как с ними взаимодействовать? Начальник санстанции области, например, 23 года занимает свою должность. И если у меня есть претензии к его работе, я должен просить министра сменить этого человека. А у нас министры раз в полгода меняются!

Государство должно принять мудрое элементарное решение — отдать городам то, что тем должно принадлежать по праву.

— На том же Совете регионов подобные мысли звучат постоянно. Как вы думаете, они будут услышаны?

— Согласно рейтингам Украина занимает по всем показателям развития низшие позиции. Если президент действительно ставит задачу для страны в ближайшие годы войти в двадцатку самых развитых государств мира, то пора что-то делать!

Украина выбрала легитимного президента. У него достаточно власти. Если нужна помощь, мы поможем. Если надо подсказать — подскажем. Я озвучиваю в этом вопросе не свою личную позицию, а позицию Ассоциаций городов Украины, которая объединяет 450 муниципалитетов.

То, что говорю я, скажут и мэры Харькова, Одессы, Донецка, Днепропетровска, Луганска... Проблема в том, что у нас в высшей власти почти нет людей, которые бы прошли школу управления городом. Там в основном губернаторы, министры — но не бывшие мэры.

Города — это те точки, которые связывают Украину. Многие этого не понимают. Как выходили из кризиса в тяжелые времена в средневековой Европе? Мудрые правители дали власть городам, появилось Магдебургское право. И города вытянули государства!

Посмотрите, какую динамику показала Польша за последние 20 лет. В 90-е поляки приезжали на наши базары, и что такое были они по сравнению с нами — «купи-продай»! А сегодня где они и где мы?

Маленькая Эстония выполняет все показатели Евросоюза, с 1 января вводят евро, ввели систему электронной подписи, которой до сих пор нет в Украине...

У нас прекрасный народ, прекрасные люди, но большие проблемы с властью. И это понятно — у нас очень молодая держава.

Преодолеть кризис можно, но только единством. Именно поэтому я не создавал и не буду создавать в горсовете карманное большинство: я работаю со всеми депутатами, независимо от их фракции. Этот принцип нужен и Украине.

— Одно из ваших начинаний даже многие ваши критики ставят вам в заслугу — это омоложение управленческого аппарата. У вас очень молодая команда. Но как вы собираетесь удерживать кадры? Или вы не против принятой в некоторых корпорациях «карусели» — когда низкая зарплата компенсируется большой текучкой?

— Во всем мире чиновника держит зарплата. У нас в мэрии зарплата в 3—4 раза меньше, чем в бизнесе. Неудивительно, что многие толковые ребята обучаются, пару лет работают и уходят. Это проблема, и я хорошо понимаю, что если не будет изменений и реформ, мы долго не продержимся.

Но молодежь в роли городских управленцев — это единственный правильный вариант. Я за четыре с половиной года набирал людей и из бизнеса, и из научного сообщества, и бывших военных... Но самые успешные и активные — это молодежь, студенты. Они готовы работать с 8 утра до 10 вечера, у них есть драйв, они быстро учатся. Студент, проработавший в мэрии два года, может заткнуть за пояс «старые кадры», сидящие в своих креслах по 20 лет.

Уже 3,5 тыс. студентов прошли стажировку в горсовете. Именно эти люди будут формировать лицо будущего Львова.

-- Рабов — в народ

— Львов, безусловно, один из важнейших туристических центров страны. Но не кажется ли вам, что он недолго таковым останется, если гостей по-прежнему будут встречать нечищеные дороги, обшарпанные дома, аляповатые пластиковые вывески на памятниках архитектуры?

— Большинство украинцев, приезжающих во Львов, влюбляются в него навсегда. Наш город — единственный в Украине, вступивший в Европейскую туристическую ассоциацию. А это о чем-то говорит: где еще вы найдете на улицах указатели на английском, польском, немецком?

Если вы требуете от меня того же, чего ожидаете от мэра Вены или Парижа, я вам благодарен. Но вы спросите: во сколько раз больше там инвестировано в инфраструктуру? В сотни, в тысячи раз!

Я только сегодня понемногу нахожу понимание у руководителей государства в том, что инвестированные во Львов деньги возвращаются в виде налогов. Ведь каждый турист оставляет у нас около 100 долл. в день. Консалтинговые компании включают Львов в 30 городов мира, наиболее перспективных в плане развития IT-бизнеса. У нас в городе 6 тыс. специалистов в сфере высоких технологий, каждый из которых генерирует в среднем 25 тыс. долл. в год. Эта сфера приносит нам около150 млн. долларов в год. В нас нужно вкладывать, и деньги вернутся сторицей.

— И снова о туризме: не выглядит ли примитивным то направление, в котором развивается Львов? «Праздник пампушки», например, кажется слишком местечковым, не соответствующим уровню утонченного культурного центра.

— А 95% гостей это нравится. Лишь тем 5%, которые ненавидят Андрея Садового, это не нравится.

Мы проводим много разных мероприятий. У нас в следующем году будет и массовый праздник пампушки, и высокоинтеллектуальное действо театра «Воскресение». Михаил Фридман работает над лучшим европейским джазовым фестивалем... Мы будем развивать все сферы, мы должны любить каждого туриста. У нас можно пойти и на вечер Бетховена, и на вечер Подервянского. Да, если сравнивать нас с Парижем и Веной, согласен — очень отстаем, много еще нужно сделать. Если сравнивать с другими украинскими городами — то приезжие оттуда охают, ахают и учатся у нас.

Главное, что у нас есть атмосфера. Город Львов даже рабов может делать народом.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів