Курс евро: взлет перед глубоким падением?

Курс евро: взлет перед глубоким падением?

В мае и июне курс евро может подскочить до 12 гривен.

В мае и июне курс евро может подскочить до 12 гривен. Однако эксперты прогнозируют дальнейшее падение в связи с непростой ситуацией в еврозоне. Поэтому рекомендуют уже при курсе 11,50 грн. избавиться от евро и перейти на другую валюту – доллар или гривню. Чем вызваны скачки курса евро? Что происходит с долларом? Какова судьба гривни? Как отразится на валютной ситуации возможный выход Греции из еврозоны? Будет ли в Украине дефолт? Об этом в пресс-центре «Главкома» рассказал финансовый аналитик Эрик Найман.

Эрик Найман: «В мае-июне курс гривны против евро может вырасти до 12»

Сейчас обсуждают вопрос коллапса еврозоны и евро как такового. Буквально на прошлой неделе прошли слухи о том, что состоялось экстренное заседание экономического блока правительства стран еврозоны по вопросу возможности выхода Греции из еврозоны. Так как это была утечка информации через прессу, тут же поднялись финансовые рынки, евро моментально упало на 1,5%. Всего за прошлую неделю оно подешевело на 5%, что очень неслабо.

Что же будет, если Греция все-таки выйдет из еврозоны? Вроде бы маленькая страна, но это ставит под сомнение платежеспособность и других стран еврозоны, возможность обслуживания ими долгов и облигаций. Кто сказал, что вслед за Грецией не пойдет Португалия, потом Испания, Италия, Бельгия и т.д.? Список стран слишком ужасен, поэтому, по итогам выходных, и Греция, и другие страны, в первую очередь Германия, которая является двигателем еврозоны, заверили общественность, что ничего страшного не произойдет, Греция не выйдет из еврозоны. Но дыма без огня не бывает…

Греция так и не вышла из кризиса. Пока мы обсуждаем, будет ли вторая волна кризиса или нет, пошло некоторое макроэкономическое улучшение. Большинство стран, в том числе еврозоны, вышли из кризиса, только Португалия оказалась во второй волне. Греция же как упала, так и лежит, не подавая никаких признаков улучшения. Поэтому все четко понимают, что проблема Греции не только в том, выйдет она из еврозоны или нет, но и в реструктуризации долгов. Уже сегодня заявили о том, что Греции в 2012-13 гг. понадобится помощи еще порядка 30 млрд.евро в год. Это немаленькие деньги. Размер экономики Греции очень похож на размер экономики Украины. Представьте, что нам бы давали по 30 млрд.евро в год на спасение - это сопоставимо с валютными резервами Национального банка Украины.

Возникает друга проблема, в том числе из-за Греции, Португалии, других стран еврозоны. Налогоплательщики благополучных стран не хотят платить за спасение ленивых (по их мнению) южных соседей. Мы видим, что в Финляндии пришли к власти националисты, в Германии выборы в регионах проходят против Ангелы Меркель из-за более настроенных на закрытую спасительную систему для Германии. Настроения простых людей в благополучных странах (Германия, Франция и дальше на север), их нежелание платить своими налогами за спасение Греции и других стран может подтолкнуть политиков к не очень популярным решениям. При этом в Европе любое спасение какой-то страны требует единогласного решения. Если, например, Финляндия будет против, по сути, это наложит вето на любую программу помощи Греции. А Греция в данных условиях вынуждена будет выйти из еврозоны, она не способна обслуживать свои долги. Уже посчитали, что если это произойдет, то новая греческая национальная валюта подешевеет на 50%. Для них это, конечно, не будет абсолютным спасением, но как временное решение проблемы – да.

Все, что происходит в Европе, – это эксперимент, когда разные экономики, разные политические строи, разные страны соединены в один псевдо-экономический блок, где есть один Европейский центральный банк, который вроде бы определяет, какой будет монетарная политика. Что мы увидели по евро? Когда Жан Клод Трише сказал в марте, что в апреле повысит процентную ставку, евро тут же понеслось наверх, его стали покупать инвесторы, забыв обо всех проблемах и Греции, и Португалии и других стран. Буквально вначале мая состоялось очередное заседание Европейского центрального банка, где Трише не позволил себе даже намекать на возможность повышения процентной ставки, потому что если он это сделает, то таким странам как Греция и иже с ними придется еще хуже. Это хорошо для Германии, потому что немецкая экономика как локомотив сегодня тащит всю еврозону. Для справки: профицит торгового баланса Германии в марте был больше, чем в Китае. То есть, они зарабатывают денег на внешних рынках больше, чем китайцы.

Чем выше процентная ставка ЕЦБ, тем больше шансов, что начнут откалываться эти маленькие вагончики типа Греции, Португалии и т.д. Поэтому Трише не намекнул на возможность повышения процентных ставок в июне, и первая реакция – в четверг на прошлой неделе евро рухнул почти на 2%. Потом начали обсуждать, что же будет с Грецией. Вполне возможно, что тем же немцам не выгоден выход какой-либо страны из еврозоны. Наверняка они попытаются тащить Грецию настолько долго, сколько позволяет ситуация. Но они вступают в данном случае в противоречие с монетарной политикой ФРС США. Им кровь из носу нужно, чтобы ФРС и казначейство США озаботились и начали стимулировать укрепление доллара. Американцы играют в обратную игру – им выгоднее, наоборот, слабый доллар. В результате мы видим, что доллар слабеет, а евро дорожает. Немецкая экономика это выдерживает, а все остальные, включая Францию, - уже нет. Им этот дорогой евро, как кость в горле, страдает торговый баланс, страдает промышленность, страдают туристические потоки. Это такая мина замедленного действия под весь Евросоюз. По сути, мы наблюдаем яркий пример валютных войн в своем еще не апогее, но уже спускается пар. 30 июня ФРС США заканчивает программу количественного смягчения, соответственно, почти весь май и июнь американцы по-прежнему будут выпускать много долларов. Вполне возможно, что доллар будет оставаться слабым, а его нынешнее укрепление может быть краткосрочным. Евро может опять подорожать, но это будет последний взлет перед глубоким падением, потому что рано или поздно еврозона не выдержит этого курса евро. Одна Германия не в состоянии тянуть за собой весь этот огромный состав.

Какова ситуация в Украине?

Эрик Найман: В Украине за апрель более 1% инфляции, год к году инфляция превысила 9%. По итогам мая (год к году) будет 10,5%, а в июне уже ближе к 11-12%. Почему? Гривна подвязана к доллару, пока американцы печатают свою национальную валюту, доллар падает и гривня вместе с ним. За это время евро, наоборот, подросло с 1,30 в марте до сегодняшних 1,44 (евро/доллар). В последнее время гривня нестабильна, она девальвирует против всего – российского рубля, китайского юаня, евро, и др., кроме американского доллара.

А если доллар на внешних рынках начнет расти, будет ли вместе с ним расти гривня? Возможно, нет. Если произойдет резкое укрепление доллара, то слабая сегодня вместе с долларом гривня, завтра может стать слабой вместе с евро и другими валютами. Такая судьба у украинской национальной валюты.

Каким будет рост доллара против гривни?

Эрик Найман: Есть два сценария. Хороший сценарий предполагает, что гривня не упадет больше, чем 8-8,2 до конца этого года. Это не девальвация, а техническая коррекция снижения стоимости гривни. Депозитные ставки по гривне это снижение легко перебивают и позволяют зарабатывать. То есть, депозитным вкладчикам это снижение никаким образом не повредит.

Плохой сценарий возможен, если мир все-таки пойдет по второй волне кризиса. Хотя я не ожидаю большой волны, скорее, это будет уже встряска, последняя точка. Но если это произойдет, то тогда возможно снижение в район 8,5 гривни за доллар до конца года. Но пока этот сценарий мне представляется маловероятным. Мой базовый сценарий - 8,2 гривни за доллар.

Каким может быть соотношение доллара к евро, в случае если доллар начнет расти?

Эрик Найман: Более-менее нормальная цена 1,30 доллара за одно евро, справедливая цена – 1,15-1,20. 1,15-1,20 возможно только в следующем году, а 1,30 – уже в этом году (за гривну это ближе к 10-10,50). Потому я не рекомендую делать вклады в евро.

Когда вы прогнозируете падение евро в еврозоне?

Эрик Найман: В первую очередь, это лежит в плоскости политики ФРС США и казначейства по стабилизации курса доллара. Сегодня вообще стоит вопрос о так называемом проекте глобализации, который стоит на стабильных условиях международной торговли и на долларе как мировой резервной валюте. Пока причин для отмены этого проекта нет, он предполагает, что американцы буквально летом этого года по окончанию программы 30 июня начнут постепенно укреплять свой доллар. Тогда начнут вылезать подснежники в виде проблем еврозоны, народ начнет потихоньку сбрасывать единую европейскую валюту и на 1-2 года начнется долгосрочное падение курса евро.

Идут непростые переговоры с Китаем, который с сентября прошлого года не покупает американские госбумаги, а без этих покупок возникает проблема с проектом глобализации, потому что кто-то должен спонсировать дефицит бюджета США, военно-морские силы США. Сегодня это делает Федеральная резервная система, но она закончит это делать 30 июня. Если китайцы не дадут добро и не начнут покупать госбумаги, тогда мы увидим совершенно обратный процесс: резкое сворачивание проекта глобализации, девальвацию доллара. От этого евро тоже не выиграет, но за счет Германии в этом случае им будет чуть-чуть лучше. Путь наименьшего сопротивления – это сохранить ситуацию, какая она есть: Китай вернется с покупками американских госбумаг, американцы им что-то предложат взамен и тогда доллар будет понемножку укрепляться. В этом случае больше всего окажется в проигрыше евро.

Каким будет курс евро в мае-июне в Украине?

Эрик Найман: В мае-июне до тех пор, пока действует «Программа количественного смягчения-2», пока американцы печатают доллар, курс гривны против евро может вырасти до 12. Но любой взлет курса выше 11,5-12 я рекомендую использовать для продажи евро и перевкладывания в другие валюты - хоть гривню, хоть доллар.

Некоторые аналитики говорят, что Украине угрожает дефолт. По вашему мнению, могут ли скачки валюты и долги вызвать такие последствия?

Эрик Найман: Когда говорят о дефолте Украины, это означает, что нужно говорить о вероятности дефолта государства Украины или по ее государственным обязательствам. В этом году дефолта точно не будет. Проблема может возникать уже в конце следующего года. Но надеемся, что к этому времени начнут приносить первые плоды новации Налогового кодекса и удастся перекрыть некие дыры по НДС, экспорту и теневой экономике.

По внутренним обязательствам Украина всегда может напечатать гривню, и это перейдет в плоскость «девальвация-не давальвация» гривни, а не «дефолт-не дефолт». Именно внутренние обязательства являются наиболее сложными для Украины, обязательства перед пенсионерами. Думаю, для решения проблем Пенсионного фонда в худшем случае будет использован печатный станок.

Говорить о вероятности дефолта по ОВГЗ или евробондам совершенно нереально ни в этом, ни даже в следующем году, потому что темпы роста госдолга резко замедлились.

Во внешний долг попадают обязательства компаний, банков, к которым государство не имеет никакого отношения. Поэтому вероятность дефолта какой-то частной компании есть, но, наверно, не в этом году.

Как скачки евро могут повлиять на экономику Украины?

Эрик Найман: Скачки самой евровалюты на экономику Украины сильно не могут повлиять, потому что внешняя торговля с еврозоной у нас незначительная. Скачки доллара на Украину влияют самым непосредственным образом через инфляцию, которую мы импортируем вместе с ослаблением доллара. Потому что чем слабее доллар, тем выше цены на нефть, чем выше цены на нефть - тем выше цены на бензин.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: