Шансы второй волны мирового кризиса сейчас оценивают в 50/50.
Увеличением верхнего предела госдолга и сокращением расходов, технического дефолта в Соединенных Штатах совершенно очевидно удалось избежать. Однако это не снимает экономические риски для США, мира в целом, и, соответственно, для экономики Украины. Шансы второй волны мирового кризиса сейчас оценивают в 50/50. А в зоне неустойчивости мир будет находиться еще как минимум на протяжении ближайших 1-3 лет. Поэтому действия США только отстрочили решение проблем, выход из которых нужно было искать моментально.
Об этом в пресс-центре «Главкоме» говорили исполнительный директор Международного фонда Блейзера Олег Устенко и финансовый аналитик Эрик Найман.
Олег Устенко: «Принятое в США решение отстрочило решение проблем, которые необходимо было решать моментально»
Долгое время мы видели спекуляции по поводу того, будет или нет дефолт в Соединенных Штатах Америки. Еще несколько месяцев назад Международный фонд Блейзера высказывал свою позицию, что дефолта не будет, в основном потому, что это никому не выгодно. Технического дефолта в Соединенных Штатах удалось совершенно очевидно избежать. Ситуация, похоже, находится в контролированной зоне, однако это не снимает риски, которые сейчас есть и для мировой экономики, экономики США и соответственно для экономики Украины. Похоже, что мир будет находиться в зоне неустойчивости еще на протяжении ближайших 1-3 лет.
В 2000 году Билл Клинтон сдавал Белый дом без дефицита государственного бюджета, а иногда он даже показывал профицит, тогда госдолг США не превышал 50%. Президент Обама смог увеличить госдолг за счет огромного количества бюджетных проектов, которые он проводил в жизнь, их сума достигла 5,5 триллиона американских долларов. Это невероятная величина, учитывая, что долг, с которым он начал, составлял порядка 7 триллионов долларов. В конце концов, за то время пока Обама находится в Овальном кабинете он умудрился увеличить расходы бюджета на порядка 1,5 триллиона долларов.
Проблема США, основных развивающих экономик, в том числе и Украины, в том, чтобы снизить дефицит государственного бюджета для того, чтобы не допустить колоссального роста государственного долга. Если Украина достаточно активно с этим борется, и в этом году сводит дефицит госбюджета к 3,5% ВВП, Соединенные Штаты этого не делали. Дефицит госбюджета США составляет порядка 10% ВВП, госдолг – порядка 14 триллионов, и потолок поднят. Проблема осталась неразрешенной, потому что потолок госдолга увеличили, а расходную часть бюджета будут резать, причем на протяжении десяти лет, чего недостаточно.
Недостаточно это и с точки зрения стабильности развития страны. В следующем году в Штатах выборы. Если демократы считают, что ситуацию возможно стабилизировать за счет увеличения доходной части бюджета, то республиканцы, наоборот – что необходимо изменять расходную часть.
Так или иначе ситуация в США не очень хорошая. Рост в последнем квартале был незначительный, потребительские настроение все еще остаются достаточно плохими. 70% американской экономики – это потребление домохозяйств, и 30% - государственного сектора. На этом фоне происходит сжатие экономического роста, потому что если вы боретесь с дефицитом госбюджета, то перспективы для экономического роста в стране становятся меньше. Это означает, что Штаты будут показывать гораздо меньшие темпы экономического роста в этом и следующем году, чем мы того ожидали. Поэтому принятое решение отстрочило решение тех проблем, которые необходимо было решать моментально.
Бизнес Соединенных Штатов Америки чувствует себя недостаточно уверенно. США находится традиционно в группе Triple A рейтинга, это означает, что они могут занимать деньги на международных рынках заимствования капитала под самые выгодные проценты. Но это также означает, что стоимость заимствований увеличивается, что на фоне и так плохой фискальной ситуации в стране означает колоссальные затраты, связанные с дополнительным финансированием госбюджета. Это потери десятков, если не сотни миллионов долларов.
С другой стороны есть группа проблем в Европе. Греция не единственный и не последний рубеж, который может пройти Евросоюз в развитии своего кризиса. Есть Португалия с колоссальным количеством проблем, есть еще Испания и Италия, которые вчера пытались выйти на рынки заимствования капиталов и вдруг осознали, что если они продают свои долговые расписки сейчас, они могут продать долговые расписки и пятилетние под 6,25% годовых. Помните, что Украина разместила свои пятилетние расписки месяц назад под 6,5%. То есть, что рынок считает, что ситуация в Италии и Испании практически однозначна с ситуацией на развивающихся рынках, каковым есть, например, Украина. Теперешняя власть успешно и вовремя смогла разместить наши собственные долговые расписки с начала этого года на 3,5 миллиарда долларов, таким образом, практически полностью покрыв необходимость финансирования, которая возникала у государства. Украинский бюджет предусматривает 4,5 миллиарда долларов заимствований на мировых площадках, 3,5 уже было занято, еще 0,9 должно прийти от международных институций. В общем ситуация для украинского правительства складывалась до сих пор относительно нормально.
Есть еще Япония, которая, скорее всего, будет показывать совершенно незначительный рост в этом году. Последнее время все привыкли считать, что китайская экономика драйвит экономический рост. Но она испытывает колоссальные проблемы, экономика Китая перегретая, поэтому, скорее всего, будут применены монетарные методы, чтобы охладить ее, что означает снижение перспектив экономического роста. Итак, общая глобальная картина не такая уж оптимистичная, даже, несмотря на то, что произошло ожидаемое действие по поднятию потолка госдолга для США.
Самый основной урок, который Украина должна для себя сейчас извлечь, состоит в том, что перспективы экономического роста Украины тоже могут быть ухудшены, исходя из того, что она по определению является малой открытой экономикой, которая наполовину зависит от экспорта. Решение этой проблемы – это политика связанная с диверсификацией нашего экспорта. Следующий урок состоит в том, что выходы на мировые площадки, международные финансовые рынки с целью размещения своих собственных долговых расписок могут быть усложнены, потому что аппетит у инвесторов и кредиторов ухудшился. Это значит, что дефицит государственного бюджета будет покрывать все сложнее и сложнее, и что новая команда у власти должна пытаться всеми возможными путями снижать фискальный дефицит.
Перспективы по инвестициям в Украине становятся не такими радужными, как были ранее. Если в начале этого года приток прямых иностранных инвестиций составлял 7 миллиардов долларов, два месяца назад мы его пересмотрели в сторону уменьшения до 5 миллиардов. Сохранить приток прямых иностранных инвестиций можно только при условии серьезного улучшения инвестиционного климата.
Эрик Найман: «Шансы второй волны кризиса сегодня 50/50»
Кричали дефолт, паника. Как обычно, чем больше паникуют, тем меньше шансов на то, что это произойдет. Все плохие события в экономике происходят неожиданно, никто вас не предупредит, что завтра настанет дефолт. Утвердили 400 миллиардов повышения потолка госдолга, первое мгновенное повышение, то есть деньги, которые уже сегодня зайдут для исполнения казначейских обязательств, второй транш осенью в 500 миллиардов долларов. Этих денег американцам на год должно хватить. Но как это ни странно, в ноябре будут обсуждать повышение потолка госдолга еще на 1,5 триллиона долларов, чтобы довести общее повышение до 2,2-2,4 триллиона. У меня вопрос, зачем господину Обаме нужны еще 1,5 триллиона долларов?
Уровень долговой нагрузки, до которого докатились они, европейские страны, Япония возникают только в периоды войн. С кем воюют сегодня США, Япония, Германия, Франция, Италия? Откуда у них возникла потребность так накачивать государственные долги? Первый ответ – это привычка. Политики привыкли, что количество народонаселение быстро растет, налогоплательщиков становится больше, финансовая система мощная, поэтому можно кредитовать, наращивать воздухом экономику и бюджеты. Однако все самое хорошее в капиталистическом мире закончилось где-то в 1980-начале 1990 годов, и распад Советского Союза был последним драйвером для роста, в том числе и для США. Часть экономического роста от нас перетекла, ведь если у кого-то становится денег меньше, то у второго их становится больше. Их стало больше у Китая, Европы и других развитых странах. Но они безграмотно воспользовались даром стран бывшего Советского Союза. Они посчитали, что на каждый полученный доллар можно привлечь новых кредитов еще, грубо говоря, 10 долларов.
Сегодня политики ищут стандартные рецепты, открывают старые книжки, но там не написано, как вылечить современную проблему. Поэтому украинцам и всему миру еще предстоит покачаться на качелях, которые устраивают безграмотные политики с безграмотными экономистами во главе.
Когда вы создаете бизнес, ваш интерес платить как можно меньше заработной платы и повышать производительность труда. В западном понимании, чем меньше трудозатраты на доллар выручки, тем выше производительность труда. Как только вы понижаете заработные платы относительно всей экономики, у потребителей нет денег на дополнительное потребление. В 1980-х годах придумали, если у вас нет денег на заработную плату, возьмите кредитную карточку. Американцы обрадовались: у меня нет денег сегодня, но они у меня будут завтра, поэтому я залезу в завтрашний карман. Точно также поступило американское правительство - оно залезло в завтрашний карман. Тут возникает проблема с пенсионерами, когда наступит завтра, кто им выплатит пенсии?
Есть фундаментальная проблема: бедные стали беднее, богатые стали богаче, а кредитная экономика, которая должна была заполнить эту пропасть, только усугубила ситуацию. И в какой-то момент разразилась первая волна кризиса: у бедных не оказалось денег оплачивать кредиты и банки начали рассыпаться.
Первая стадия - мы столкнулись с падением кредитной составляющей экономики. Вторая стадия: государство решило закрыть проблему банков, дав им денег, чтобы они не рухнули и не похоронили вместе с собой финансовую систему. Дали денег банкам за счет того, что сами напечатали долги. Так как масштаб долговой проблемы был гигантский, то он породил гигантские долги в США, Европе, в том числе в Украине. В Украине со времени кризиса половина экономического роста было подкреплено за счет внешних государственных заимствований. Когда дают, надо брать, а потом можно сказать, как греки: вы хотите, чтобы мы вам вернули деньги, теперь это уже не наши проблемы, а ваши, решайте, как нам помочь.
Американцы – кредиторы последней инстанции, им не к кому идти, им не поможет ни МВФ, никто. Столкнувшись с невозможностью дальше наращивать государственные долги, любому государству с одной стороны нужно стабилизировать государственные финансы, чтобы не разрушить государство по советскому образцу, когда решили просто печатать рубли. Для этого нужно уменьшать расходы, увеличивать доходы. По сути, в США это была не договоренность между Обамой и республиканцами. Республиканцы довели демократов и Обаму до точки, после которой те сдались и согласились на частичное увеличение государственного долга и на сокращение государственных расходов без увеличения расходов на богатых и на бизнес. Наверное, они попытаются повысить налоги, что наверно будет следующей стадией, но от этого денег в бюджете особо больше не станет.
Шансы второй волны кризиса сегодня 50/50, что существенно лучше, чем было в начале года. Для Украины, надеюсь, это будет не самый больной вариант, потому что она в этой долговой вакханалии, которая произошла по всему миру, не настолько уязвима, но тут вопрос адекватной реакции украинских политиков. Если они будут действовать по иностранным рецептам, то мы получим финансовую боль, которую будут переживать европейцы, американцы, из абсолютно конкретных последствий, которые практически неизбежны в оставшейся части года. Снижения процентных ставок я не ожидаю, скорее всего, они даже вырастут. Я не верю, что в кредитование будет реанимировано в этом году, а даже и не в следующем.
По валютной ситуации будем смотреть, если цены на нефть пойдут вниз, за ней пойдет вниз рубль, металлы. Шансы на это очень высоки, потому что Китай на грани кризиса.
Но отчаиваться не стоит, украинцы - самодостаточные люди, урожай в этом году будет замечательный, зиму мы переживем, даже если нас отключат от газа, мы найдем, чем топить. У Украины есть шанс усилить свои экономические и политические позиции по итогам этой второй волны кризиса. Международное сообщество может увидеть, что украинцы более адекватные, чем это раньше считалось, они имеют запас и самое главное нет привычки жить в долг. Это не Европа, которая живет за счет подачек Европейского Союза, во многом на шее у Германии.
Какова перспектива мировых валют, в частности американского доллара?
Эрик Найман: Альтернативы доллару нет. В Евро я вижу проблем намного больше, буквально сегодня испанские и итальянские государственные облигации обновили исторический максимум с момента введения евро в обращение. Там близка уже точка невозврата, когда Италия и Испания должны будут обратиться к ЕС за финансовой помощью. Евро более-менее красиво держится только благодаря помощи с Китая и слабости доллара. Окончание саги про американский дефолт может простимулировать бегство из евро в доллар и резкое падение катировок евро по отношению к доллару. Поэтому покупать вместо доллара евро нет смысла.
Великобритания и США находятся примерно в одном финансовом, экономическом, государственном состоянии, поэтому покупать британский фунт – менять шило на мыло. Вы не можете все деньги загнать в швейцарский франк, сегодня Швейцарский национальный банк провел валютную интервенцию, чтобы остановить совершенно безумное укрепление швейцарского франка, который переоценен на 20-30%, потому что туда идет паническое бегство.
Частично можно вложить деньги в австралийский доллар, но если будет экономический спад в Китае, Австралия и австралийский доллар упадут. Поэтому убегать из доллара некуда.
С точки зрения финансовой стабильности и экономической ситуации, экономика Украины более стабильна, чем США, но у нас есть куча административных проблем. Если бы вывезли наших чиновников куда-нибудь подальше, мы бы жили не хуже, чем Польше. Я не могу сказать, что в гривну нужно переводить все деньги, но 50/50 гривны и доллара – это то, как я лично держу свои депозиты. Хорошо там, где нас нет, я поездил по миру, поверьте, Украина не самая плохая страна, а во многих случаях даже лучше.
Олег Устенко: 70% процентов контрактов в мире долларовые, поэтому у доллара есть перспективы. Возможный обвал доллара кажется достаточно сомнительным учитывая то, что Япония и Китай имеют колоссальные резервы в долларах. Поэтому будущее доллара относительно радужное.
Скорее всего, будут серьезные подвижки в краткосрочном периоде, связанные с тем, что Испания и Италия обнаружили, что они могут одалживать под 6,25% свои пятилетние облигации. Это значит, что курс евро не будет таким относительно стабильным, как сейчас.
Япония очень много говорит, о том, что они будут проводить валютные интервенции, пытаясь частично девальвировать иену. Китай находится под серьезным давлением в сторону укрепления юаня. Ситуация в России очень неоднозначна, в краткосрочной перспективе возможно укрепление рубля, но в среднесрочной - серьезная его девальвация.
Сейчас валюты подвержены очень резким колебаниям. Украинская гривна, де-факто привязанная к доллару, с одной стороны, находится под влиянием тех же мировых процессов. С другой стороны – мы хотим сохранять нашу конкурентоспособность, это желание должно давить на гривну в сторону девальвации. Единственное, что может противиться девальвационному давлению на гривну – это плохое состояние банковского сектора, уровень плохих кредитов которых превышает 40%.
Возможная тихая гавань - это золото, которое на мировых площадках в последнее время показывает рост, но на сегодня – незначительное падение. Относительно тихой гаванью в мире и в Украине является недвижимость. Правильный выбор, который должно сделать население сейчас, - это не пытаться заработать на кризисе, лучше замереть и ждать.
Коментарі — 0