Оппозиционеры обещают, что к осени Украина созреет на новый Майдан. Слишком много «звезд» должно сойтись, чтобы люди снова вышли на улицы, сомневаются эксперты
Оппозиционеры обещают, что к осени Украина созреет на новый Майдан. Слишком много «звезд» должно сойтись, чтобы люди снова вышли на улицы, сомневаются эксперты.
Очередное заседание Печерского райсуда по делу Юлии Тимошенко вчера проходило, как обычно, в присутствии нескольких сотен ее митингующих сторонников под стенами здания суда. Активисты организовали также мини-автопробег по столице в защиту экс-премьера, в Сумах на Соборной площади представители свежесозданного Комитета сопротивления диктатуре (от политсил «Батьківщина», «За Україну!», «Громадянська позиція», Народный Рух Украины, «Фронт Змін», «Народна Самооборона» и «Свобода») установили палаточный городок для бессрочной акции протеста. Одесские оппозиционеры объявили, что к юбилейному Дню Независимости Украины организуют у себя марш несогласных с происходящим по Александровскому проспекту. Глава партии «Гражданская позиция» нардеп Анатолий Гриценко во время митинга у стен Печерского суда даже выразил уверенность, что из-под ареста экс-премьера освободят, но не судья Киреев, а «люди, которые голосовали за другой выбор». Ранее некоторые политики и эксперты также прогнозировали, что новый Майдан уже не за горами и вспыхнет уже осенью. Но судебные процессы по делам Тимошенко и бывшего главы МВД Юрия Луценко длятся уже много недель, украинское сообщество слышало за это время немало призывов их родственников и соратников защитить этих бывших любимцев публики от политических репрессий, однако украинцы явно не намерены пока сказать свое протестное слово, надавив на власть массой.
– Второго мирно поющего Майдана не повторится, но будет другая форма протеста, более острая и радикальная, – уверен бывший полевой командир помаранчевого Майдана 2004 года Тарас Стецькив. – Да, до сих пор происходящее с Тимошенко и Луценко многотысячных протестов не вызвало, но я вижу, что температура в обществе нарастает. Сегодня лето, но завтра настанет осень и протестные настроения «дозреют».
Логично, что в сезон отпусков активность граждан не та, кроме того, общество неоднозначно относится к «ошибкам Тимошенко в прошлом», считает нунсовец, то есть причин, тормозящих вспышку акций протеста, немало.
–Но на днях разобщенная в течение двух лет оппозиция сделала шаг к объединению, создав Комитет сопротивления диктатуре, и если он окажется жизнеспособным, то с Майданом все сложится, – полагает Стецькив.
А по словам Анатолия Гриценко, малочисленные митинги (к примеру, то, что во Львове на митинг в защиту лидера «Батьківщини» выходят какие-то три сотни человек при том, что более 1000 депутатов представляет БЮТ в органах местной власти Львовщины), свидетельствует, что люди не осознают пока опасности ситуации, не спроецировали ее на свои собственные судьбы, хотя должны выйти на защиту своих конституционных прав и свобод.
– Дела Тимошенко и Луценко – лишь наиболее резонансные примеры безнаказанности в наших правоохранительной и судебной системах, люди возмутятся, когда осознают, что параллельно то же самое происходит с ними в тысячах других судов, а бизнесмены поймут, что властная команда не даст им работать спокойно, – говорит политик. – Только тогда возникнет желание защитить самих себя и можно будет рассчитывать на высокую активность украинцев, и чтобы ускорить процесс, уважаемые в стране люди, которые уже осознают, что в ней происходит, должны публично говорить об этом.
Как минимум к 20-й годовщине Независимости оппозиционеры гарантируют массовые акции не то протестов, не то гуляния. Формат и место проведения пока обсуждаются, а лично Тарас Стецькив свой план действий, говорит, уже внес.
Политолог Вадим Карасев: «Нужно еще одно дело Гонгадзе»
{1-}
Глупо рассчитывать на то, что людей выведут на улицы креативно разработанные призывы политиков – лозунги не определяют поведение граждан и их протестную активность. Двигать идею, что постоять за Юлю означает вступиться за Родину, достаточно рискованно. Те, кто отдали на президентских выборах голоса не за нее, а против Януковича, выжидают нового кумира. Должно смениться поколение лидеров и новому классу политиков предстоит доказать, что они не станут с помощью Майдана отстаивать свои шкурные интересы, а позаботятся о государственных, но пока таких лиц нет. Состоится ли второй Майдан, зависит от совпадения множества факторов: проявлений глупости, наглости и цинизма власти, раскола внутри властной элиты, активности, консолидации оппозиции, давления геополитических центров на украинские политсилы, подходящей ситуации в экономике и социальной сфере. Причем одно условие без наличия другого не сработает. Даже если оппозиция объединиться, но власть также выступит единой силой, вспышки народного гнева не будет (Майдан 2004 года был результатом многих факторов, в том числе и раскола внутри власти и ее деморализации). Нужна борьба внутри властной элиты, сильная оппозиция и бомба для взрыва ситуации, как дело Гонгадзе в 2000 году или фальсификация результатов выборов в 2004-ом. Иначе социальное недовольство, особенно когда Россия, Америка и Европа решают свои проблемы и в Украине нет игры геополитических центров, зависнет, законсервируется и вместо разрешения противоречий пойдет деградация.
Политолог Владимир Фесенко: «За политиков устроят максимум «майданчик»»
{2-}
Что Майдана как результата судебных дел Виталия Луценко и Юлии Тимошенко не будет, ясно всем, кто не мыслит в категориях «юлецентризма», а видит реальную ситуацию в стране. Эти политики уже в тюрьме, а революции нет, не нужно строить иллюзий. Тем, кто жаждет второго Майдана, должны понять, что в со времен первого настроение в обществе сильно изменилось и ради политики и политиков никто на площади не выйдет. Это случится, только если политическое напряжение наложится на серьезные социально-экономические проблемы. И это будет даже не внедрение пресловутой пенсионной реформы – от ее принятия пострадают не все категории граждан, а отдельные целевые группы, а кто-то даже выиграет. Сама по себе реформа не приведет протестным акциям, если не будет подорожания коммунальных тарифов (а судя по всему правительство отложило их повышение), других социально-экономических потрясений. Если политики продемонстрируют, что в ходе Майдана будут защищать интересы людей, то они откликнутся, а если дело ограничится только политикой, то будет максимум «майданчик». Кроме того, лидеры оппозиции, в том числе и «Батьківщини», разучились работать с улицей – они привыкли делать это через телевизионные ток-шоу, и это тоже будет сдерживающим фактором.
Коментарі — 0