Хорошая власть должна сеять в своих гражданах уверенность в завтрашнем дне.
Хорошая власть должна сеять в своих гражданах уверенность в завтрашнем дне. Даже если со стороны эта радость без причины смахивает на психическое расстройство. Вроде бы мы уже привыкли к бравурным отчетам Николая Азарова об успехах нашей экономики (особенно это было заметно по реакции на сегодняшнем съезде учителей, где премьер-министр заявил о постоянно растущих доходах) и уверениям Президента о полученной при новой власти независимости украинских судов, но первые лица страны не перестают поражать своим безудержным оптимизмом.
На четверговом совещании по вопросам защиты прав детей Президент заверил, что дети в нашей стране будут жить хорошо, потому что Украина ни много ни мало является одним из мировых центров экономического роста. «Те небольшие центры роста экономики, которые есть в мире, – а вы знаете, что много езжу по миру, – к этим центрам и Украина принадлежит, и нам с вами это нужно беречь и ценить», – сказал глава государства.
Кто знает, может, растущее негативное сальдо, удерживаемый Нацбанком изо всех сил курс гривни с реальной угрозой ее девальвации, ухудшающаяся конъюнктура на экспортных рынках никак не мешает нам быть таким центром. Но экономисты, к которым «Главком» обратился с просьбой прокомментировать заявление Президента, придерживаются обратного мнения. Более того, некоторые из них даже не сдерживали смех, услышав о президентском открытии.
Андрей Новак, глава Комитета экономистов Украины: «Украинская экономика производит в 3,5 раза меньше товаров, чем в 1990-м году»
Эти слова Президента, мягко говоря, не имеют экономической подоплеки. Украина явно не является центром экономического развития не только в мире, но и в Европе, и даже в Восточной Европе. Рост ВВП и связанные с ним оптимистические прогнозы – это этап восстановления экономики после рекордного обвала, и до оздоровления до докризисного уровня нам еще далеко.
Если мы будем восстанавливаться теми темпами, которые запланированы правительством (5 % в год), то к 2013-му году выйдем на докризисный период. Но даже по официальной статистике темпы роста после третьего квартала снижаются, а структура украинского ВВП беднеет. На сегодня украинская экономика в физическом измерении производит в 3,5 раза меньше товаров, чем в последний полный советский год – 1990-й. Эта пустота заполняется импортным товаром, и в последние годы мы импортируем даже традиционные продукты питания. Рост негативного сальдо, очень высокие темпы реальной инфляции, рост госдолга – все эти факторы могут дать очень негативный результат, который никак не будет способствовать стабильности гривни. В таких условиях говорить, что мы являемся каким-то центром, не отвечает никаким экономическим реалиям.
Игорь Бураковский, глава правления Института экономических исследований и политических консультаций: «Мы не можем похвастать влиянием на мировую хозяйственную конъюнктуру»
Традиционно точками экономического роста считаются те национальные экономики и региональные объединения, которые реально влияют на динамику мировых хозяйственных процессов. Это США, ЕС и в последнее время к этому перечню добавляются страны БРИК. И если мы посмотрим на тот же Китай, то на сегодняшний день здоровье мировой экономики во многом определяется теми процессами, которые происходят там.
Что касается Украины, то пока мы не можем похвастать таким влиянием на мировую хозяйственную конъюнктуру. Есть несколько секторов, где Украина считается мощным игроком мирового уровня (металлургия, сельское хозяйство), но понятно, что мы очень зависим от спроса на нашу продукцию. Если же говорить о влиянии Украины на развитие мировой экономики в целом, то, к сожалению или к счастью, мы являемся очень открытой экономикой, которая поддается влиянию со стороны мировых хозяйственных связей. И реально влиять на эти связи динамикой, масштабами производства или своими капиталопотоками Украина не может и, очевидно, не сможет в достаточно долгой перспективе.
Владимир Лановой, президент Центра рыночных реформ: «Скоро строить будет нечего и одалживать не у кого»
Экономика находится в стадии замедления своего роста – после падения в 2009-м году было небольшое восстановление в 2010-м, которое в этом году замедляется. Правительство пытается вытянуть объем производства за счет строительства инфраструктурных объектов, искусственно увеличивая направление инвестиций, кредитов на эти невоспроизводимые и неприбыльные вложения капитала. Этим самым создаются предпосылки будущего обвала роста производства, поскольку строить скоро будет нечего и одалживать не у кого. Повторюсь, этот рост строительства имеет искусственную основу, поскольку обеспечен кредитами, а не прибылями. А эта основа быстро лопается – это демонстрирует опыт стран, которые так преувеличивали значение строительства. Если же строительство убрать из исчисления роста ВВП, то, наверно, в этом году он составит не больше 3 %, а это реальное замедление даже по сравнению с 2010-м годом. Сейчас мы даже не выходим на уровень 2007–2008 годов. Тогда мы провалились на 20 %, а восстановились, может, на 10 %.
Анатолий Баронин, директор аналитической группы «Да Винчи АГ»: «Гнаться за высокими показателями роста ВВП – опасный путь»
На сегодня уровень инвестиционной привлекательности Украины не позволяет ей демонстрировать такие высокие показатели роста ВВП, как в странах Юго-Восточной Азии, где экономическая политика полностью лояльна бизнесу и налоговая нагрузка гораздо ниже, чем в Украине. На мой взгляд, налоговая политика государства после принятия Налогового кодекса не соответствует тем стандартам и ориентирам, к которым движутся все развитые страны.
И если сравнивать показатели роста экономики Украины с показателями азиатских стран, то, безусловно, Украину сложно назвать мировым лидером. К тому же, в развитых странах всякое быстрое наращивание экономического роста приводит к перегреву и краху (достаточно посмотреть на опыт таких европейских стран как Ирландия и Сербия). В нынешних условиях гнаться за высокими показателями роста ВВП – утопичный и опасный путь. Даже если правительство умудрится разогнать экономику Украины до 5–7% роста в год, вместо позитива мы получим угрозу дальнейшего обвала. Наша экономика очень экспортозависима, и разгон ВВП в данном случае связан лишь с увеличением экспортным поставок. А я скептически отношусь к возможности в короткие сроки переориентировать экспортные отрасли на внутреннее потребление. Поэтому подобные заявления украинского руководства я считаю, скажем так, требующими экономической ревизии и пересмотра.
Ярослав Жалило, первый заместитель директора Национального института стратегических исследований: «Понятие «центр экономического роста» может по-разному восприниматься»
Конечно, заявление Президента довольно оптимистическое. Связано оно, в первую очередь, с динамикой экономического роста, зафиксированной в прошлом году, ожидаемой в этом и запланированной на следующий год. Эти темпы – одни из самых заметных в мире.
Просто понятие «центр экономического роста» может по-разному восприниматься. Центром роста считается локомотив, который движет мировую экономику, и, конечно, Украина не дотягивает по мощи до такого локомотива. Мнения по внешней конъюнктуре есть разные – есть и позитивные, и осторожные прогнозы. Конечно, если цены на нашу основную экспортную продукцию будут падать, это замедлит рост, но не думаю, что будет критическое ухудшение.
Как видим, даже эксперт из провластного института, хоть и объясняет, чем мог быть вызван такой оптимизм Виктор Федоровича, не согласен с ним в терминологии. Но интересно, что, употребляя выражние «центр экономического роста», украинский Президент повторяет никого иного как… Дмитрия Фирташа. Буквально месяц назад олигарх на Европейской конференции работодателей в Тель-Авиве сказал то же самое несколько другими словами: «Существующая ныне экономическая ситуация показывает, что в одиночку Германия, Франция, Великобритания и другие европейские страны-лидеры пока не могут преодолеть кризис. Европе не хватает внутренних ресурсов, поэтому ей нужны новые центры экономического роста. Украина способна стать таким центром роста».
К чему произносятся все эти мантры – загадка. Если их цель – повеселить слушателей, то, конечно, они ее достигают. Достижения самоуспокоительного эффекта для тех, кто их произносит, – наверно, тоже. Хотя, может, мы просто недооцениваем нашу власть и к ней причастных, а они знают что-то, о чем не догадываются остальные?
Коментарі — 0