Эксперты ЕБРР дали рекомендации для Украины в условиях международного финансово-экономического кризиса
Инвестиционная привлекательность Украины уменьшается, в частности, вследствие коррупции, ненадлежащей поддержки со стороны государства частного бизнеса. Улучшение ситуации можно ожидать не ранее 2014 г. В пресс-центре «Главком» эксперты ЕБРР дали рекомендации для Украины в условиях международного финансово-экономического кризиса и отсутствия в стране прозрачных правил и механизмов ведения бизнеса.
Джонатан Чарльз, директор департамента внешних и внутренних связей ЕБРР (Лондон).
Прогноз на 2013 г. не очень хорош. И мы видим это по всем регионам, в которые инвестирует Европейский банк реконструкции и развития, а это более 30 стран. У нас есть план действий, который может помочь решить некоторые создавшиеся проблемы. Мы тесно сотрудничаем с Европейским инвестиционным банком и другими институциями. У англичан есть отличная фраза о том, что никогда нельзя пропускать рецессию, ею нужно пользоваться, нужно пользоваться экономическим упадком. И поэтому мы говорим руководителям стран, котороые оказались в кризисном положении: не дайте пропасть экономическому упадку, воспользуйтесь им. Всегда есть возможность что-то изменить. В 2013 г. очень важно заложить фундамент для экономического роста, который мы прогнозируем на 2014 г. Этот посыл является одинаковым для стран центральной, южной и юго-восточной Европы.
Есть очень много вещей, которые не стоят денег, но которые очень могут помочь экономике страны. И мы говорим правителствам: время начать реформы, которые сделают экономику более гибкой, реформы, которые привлекут инвестиции к тому времени, когда начнется рост.
Инвесторы, которые приходят в Украину, должны понимать, что могут играть на равных и понятных правах со всеми.
Именно хороший инвестиционный климат должен улучшиться для того, чтобы на фоне других стран, Украина не проигрывала в то время, когда инвестор будет выбирать, в какую страну ему вкладывать деньги. Нужно думать о том, как вас воспринимают иностранные инвесторы и почему они должны инвестировать именно в этот регион, в эту страну.
В 2013 г. нужно будет реформироваться и еще раз реформироваться. В Украине мы будем стараться убедиться в том, что те деньги, которые мы инвестируем, они тоже помагают процессу реформ. Мы будем обращать внимание на ифраструктуру, благодаря которой не только создаются новые рабочие места, но и закладывается фундамент лучшему финансированию экономики, в тот момент, когда начнут востанавливаться производство.
Мы также будем обращать внимание на банковскую деятельность без границ, на финансовую работу, которая проводится в стране и за ее пределами.Мы понимаем, что доступ к кредитам сейчас очень сложен, а особенно, к долгосрночным кредитам. И именно с этим моментом мы можем помочь.
Правительство многих стран говорит о том ,что мы примем законодательство и оно регламентирует те или иные вещи, но реформы и декламация реформ – две разные вещи. Кроме того, правительство должно не только проводить реформы, но и отслеживать их действия на практике. Не нужно забрасывать проблему деньгами, нужно делать конструктивные шаги, которые могут ее улучшить и в результате ликвидировать.
В Украине много потенциала. И во многом траты компаний на ведение бизнеса здесь ниже, чем траты в других странах Европы. И поэтому для Украины есть возможность создать правильный климат и привлечь инвестиции
Антон Усов, старший советник ЕБРР (Киев).
Основной задачей ЕБРР является финансирование частного бизнеса. ЕБРР является крупнейшим инвестором, продолжает инвестировать в Украину, и верить в экономику этой страны.
ЕБРР может инвестировать в Украину порядка 1 млрд. евро, это общая сумма инвестиций в частные и государственные компании. По состоянию на начало декабря, мы инвестировали около 900 млн. евро, но уже понятно, что уровня прошлого года мы вряд ли достигнем. У нас по сравнению с 2011 г. наблюдается уменьшение операций и инвестиций.
Новый бюджетный кодекс позволил банку наростить портфель муниципальных проектов, таких проектов в портфеле банка сейчас более 15, и количество муниципалитетов, которые хотят с нами сотрудничать неуклонно растет. Банк закончил финансирование проекта трассы Киев-Чоп, также на днях были подписаны очень важные проекты по закупке составов для украинских железных дорог. И последняя сделка, которая была заключена это финансирование систем аэронавигации для аэропортов Украины.
Баланс соотношения ивестиций в частный и государственный бизнес должен быть 40 на 60 в пользу частного. А в Украине мы сталкиваемся с тем, что инвестируя крупными суммами в государтсвенный бизнес мы должны уравновешивать инвестициями в частный сектор, но у нас нет такой возможности. Единственная отрасль, где мы можем поддерживать частный сектор, это сельской хозяйство. Агробизнес растет, и у него большой потенциал, но в других секторах очень печальная картина.
Что касается планов на 2013 г., у нас нет такой вещи как план вложений. Речь идет об инвестиционной мощности. Мы можем вкладывать около 1 млрд. Результат того года – 1 млрд. Мне трудно сказать, что будет в 2013 г., а по поводу 2012, остался месяц, вряд ли мы успеем освоить 100 млн. Но при такой кризисной ситуации это можно считать успехом. Хотя достигнут он в первую очередь благодаря государственным проектам.
Сейчас ЕБРР в Украине 65% инвестирует в частный сектор, а 35% в государственный, но идет серьезная тенденция к уселению государственной составляющей. В Украине только с/х развивается нормально. Все остальные отрасли развиваются очень слабо.
В первой половине 2013 г. мы будем рассматривать проект связанный с ЧАЭС, а это сразу же инвестиции порядка 300 млн. евро. Но если мы подпишем этот проект, то мы обязательно должны будем уравновесить не меньшими инвестициями в частный сектор.
Крупные компании и признанные торговые марки не приходят в Украину потому что люди делятся информацией. Те бизнесмены, которые еще остались сдесь работать, рассказывают коллегам о том, что в год переживают по 400 проверок различных инстанций и это, естественно, отпугивает потенциальных инвесторов.
Сейчас многие страны европейского региона борятся за привлечение инвестиций и Украина оказалась в очень непростом положении. Нашу страну окружают другие государстова с более предсказуемым климатом и инвестициями. Это например, Турция, Российская Федирация, где в общем и целом вести бизнес проще.
Мы не можем нести 100% гарантии для частных капиталов в Украине. Все больше и больше нашими клиентами становятся отечественные компании, поскольку западный инвестор сюда не идет. Но размер индивидуальных проектов снижается. Если еще 5 лет назад мы говорили о том, что размер проектаа может быть от 30 до 40 млн., то сейчас это не более 25 млн. И такая ситуация будет сохраняться. Практически каждый клиент жалуется на проверки тех или иных контролирующих органов во всем их украинском многообразии. Мы, как банк, который стоит на стороне клиентов, всегда стараемся помочь. Другой вопрос в том,что делать другим компаниям, у которых нет защиты.
В 2013 г. будет очень сложно рассчитывать на то, что в Украину будет приходить инвестор.
ЕБРР финансирует железную дорогу Украины, расскажите об этом больше?
Антон Усов. Мы с 1999 г. сотрудничаем с железными дорогами Украины. Проекты разные, больше всего они направлены на инфраструктуру и обновление подвижного состава: закупка вагонов и полувагонов. Это необходимо, потому что парк вагонов безнадежно устарел. Более 70% вагонов устарели. Массовый выход вагонов из эксплуатации приведет к большим потерям в бизнесе. Мы не можем себе этого позволить, поэтому этот приоритетные вложения.
Эти вагоны более приспособлены к использованию, но это не значит, что украинское правительство должно прекратить техническое переоснащение и модернизацию железной дороги. Это касается наших инвестиций в государственный сектор Украины.
Повлияло ли проведение Евро 2012 на имидж Украины?
Джонатан Чарльз. Судьба страны во многом зависит от нее самой. Инвестиционный климат зависит от тех усилий, которые они прилагают. Результаты Евро 2012 показывают, что Украине есть над чем работать.
Антон Усов. Любое спортивное мероприятие такого масштаба позволяет стране развить инфраструктуру, которую можно потом использовать не один года. Часть приобретений, которые делались под Евро, они уже себя не оправдали. Например, Хюндаи. А вот что касается строительства частного в Харькове и Донецке, то они хорошо сработали. Государственное строительство во Львове и Киеве сомнительного качества, хотя я не строитель. А вообще, если страна хочет строить что-либо, что будет работать, то нужно отказаться от строительства к той или иной дате. Уроки нужно извлекать, потому что страна приобрела такую инфраструктуру, которая будет требовать дальнейших вложений, причем серьезных. И это, наверное, не очень правильно.
Важно ли для Украины получение кредитования Международного валютного фонда?
Джонатан Чарльз. Переговоры с МВФ очень важны. Получение кредита будет говорить об экономической стабильности. Но Украина должна сама принимать решения. А наша работа – поддерживать Украину не зависимо от того, получит она МВФ или нет. Мы знаем и Украина знает, что нужно, чтобы обеспечить фундамент для роста экономики. Но мы просчитываем экнономические риски и кредит МВФ может повлиятть на риски.
Антон Усов. Финансирование МВФ не привязано к ЕБРР, но наличие этого кредитования является фактором комфорта для инвесторов, который кроме всего прочего определяет стоимость денег. Косвенно наличие фианнсирования от МВФ влияет на финансирование и частных, и государтсвенных компаний. Поэтому наличие кредита МВФ в современных реалиях очень важно.
Коментарі — 0