Кто остался на трубе

Кто остался на трубе

Сенсационное предложение о слиянии двух компаний Владимир Путин сделал по итогам межправительственной российско-украинской комиссии в Сочи.

Сенсационное предложение о слиянии двух компаний Владимир Путин сделал по итогам межправительственной российско-украинской комиссии в Сочи. Все детали возможной сделки стороны обсудят после майских праздников. А пока «Известия в Украине» с помощью экспертов выяснили, во что выльется экспромт российского премьера.

-- Газовая цепочка

От встречи украинского премьер-министра Николая Азарова и российского Владимира Путина в рамках очередного заседания межправительственной комиссии никто не ждал особых сенсаций. В плановом режиме обе стороны собирались обсудить перспективы создания атомного холдинга, стратегию его выхода на рынки стран третьего мира, подписать пару «дежурных» меморандумов и соглашение о беспошлинном ввозе в Россию украинских труб. До последних минут все шло по сценарию. Но оттого-то финальное заявление Владимира Путина стало еще большей неожиданностью: «Мы говорили об интеграции в ядерной сфере, и мы готовы то же самое сделать в газовой — объединить «Газпром» и НАК «Нафтогаз Украины». Премьер-министр Николай Азаров не нашелся, что ответить и лишь позже через своего пресс-секретаря передал, что в ходе переговоров этот вопрос не обсуждался, а «экспромты мы будем рассматривать и изучать конкретные предложения».

Впрочем, по бойкой и складной речи главы «Газпрома» Алексея Миллера, подошедшего чуть позже к журналистам, было понятно, что экспромт этот был хорошо подготовлен. «Надо работать по всей газовой цепочке — от геологоразведки до конечного потребителя, — прокомментировал он. — И базой является вопрос размена активами в разных звеньях этой цепи. НАК «Нафтогаз Украины» обладает активами в добыче, транспорте, подземном хранении, распределении. И у «Газпрома» есть соответствующие активы, притом значительные. Поэтому мы готовы рассмотреть возможность размена активами, а в принципе — это фактически вопрос об объединении двух компаний. Миллер уверил, что у России «огромные запасы и газа в XXI веке на всех хватит». Ну а для того, чтобы «голубое топливо» дошло до конечного потребителя, Россия, по его словам, готова инвестировать как в добычу топлива, так и в модернизацию газотранспортной системы Украины.

Пока анонсированное объединение больше походит на поглощение. Ведь «Газпром» по размеру своих активов сильно превосходит своего украинского коллегу. По подсчетам Агентства газовой информации, сделанным на основе финансовой отчетности «Газпрома» и НАК «Нафтогаза», доля Украины в объединенной компании не превысит 6%, а может, будет и того меньше. Самое большое, на что может в этой ситуации рассчитывать Украина, — это одно место в совете директоров. Тогда ни о каком влиянии Киева на политику нового газового монополиста не может быть и речи. «Как ни крути, «Газпром» при любой схеме объединения получит большинство. Устроит ли это Украину — большой вопрос, — говорит начальник аналитического отдела «БрокерКредитСервис» Максим Шеин. Согласны с российским коллегой и украинские эксперты. «Стоимость НАК «Нафтогаз Украины» в структуре холдинга будет около 6%. В таком случае ни о каком праве вето украинская сторона и мечтать не может. Здесь стоит вопрос так: интересно ли Украине терять статус монополиста транзита газа в Европу в обмен на директорское кресло в будущем холдинге?» — говорит экономист Международного центра перспективных исследований Александр Жолудь. «Объединение НАК «Нафтогаз Украины» и российской компании «Газпром» сложно себе представить, если речь идет не о поглощении», — уверен президент Киевского энергетического клуба Александр Тодийчук.

-- Такова наша доля

Однако не все эксперты столь категоричны. Если сделка все-таки состоится, обе стороны будут иметь как выгоды, так и потери. ОАО «Газпром», поглотив НАК «Нафтогаз Украины», станет хозяином экспортного канала, над которым все последние годы ломали немало копий. А в случае объединения с «Нафтогазом» «Газпром» получит гарантированный маршрут поставок газа в Европу, — разъяснил выгоду для России от сделки пресс-секретарь премьер-министра РФ Дмитрий Песков. С другой стороны, собственник должен вкладывать в свое предприятие, а это значит, что «Газпрому» придется инвестировать — и, по всей видимости, очень немало — в модернизацию украинской газотранспортной системы, которая давно в этом нуждается.

Украинская же сторона, помимо источника средств и скидки на газ, надеется остановить строительство газопровода «Южный поток», который идет из России на юг Европы в обход Украины. Президент страны Виктор Янукович уже предлагал Москве отказаться от проекта и вместе модернизировать украинскую ГТС, чтобы увеличить ее мощность. Ремонт старой «трубы» обойдется в разы дешевле высокотехнологичного строительства новой. Однако и здесь есть закавыка. «Что касается «Южного потока», то его интерес не только в обходе Украины, — рассказал «Известиям в Украине» начальник отдела аналитических исследований «Универ Капитал» Дмитрий Александров. — Этим проектом «Газпром» намерен вовлечь в орбиту своих интересов государства и компании Южной Европы. Именно поэтому проект так дорог России. Сейчас найдена привлекательная стоимость, и уже никто не говорит, что проект слишком дорог. И пусть споры об экономической целесообразности продолжаются. Ведь на Украине политический вектор меняется часто и радикально».

В Европе потенциальную сделку комментировать отказываются. «Это — внутренний вопрос, к которому причастны два правительства. Для нас, как для Европейского Союза, важно, чтобы Украина продолжила реформы по модернизации внутреннего газового рынка для обеспечения его большей прозрачности», — сказала представитель Еврокомиссии по энергетическим вопросам Марлен Холзнер. Однако европейцы требуют, чтобы Украина в сжатые сроки реформировала энергетический сектор, в частности НАК «Нафтогаз Украины». В качестве стимула обещают выделить кредитную линию на 2,5 млрд евро для модернизации газотранспортной системы. К чему пришли стороны будет известно 17—18 мая, во время саммита президентов Украины и России в Киеве. Но уже сейчас некоторые намеки украинская сторона сделала. Так, заместитель главы Администрации президента Анна Герман заявила, что предложения россиян готовы обсудить. «Если Украине это будет интересно и выгодно, можно об этом продолжать разговор, если — нет, эта идея может повиснуть в воздухе». К тому же сразу после заседания комиссии премьер-министр Николай Азаров заявил, что Украина хочет вместе работать над модернизацией украинской газотранспортной системы и с Россией, и с Европейским Союзом. А министр топлива и энергетики Юрий Бойко заявил, что в мае начнется модернизация ГТС за счет Украины. «У нас есть нормальное финансирование», — сказал министр и подчеркнул, что речь идет исключительно о собственных ресурсах без привлечения кредитов и заимствований.

-- Дружить атомом, трубами и самолетами

Кроме вопроса об объединении газовых компаний, на сочинской встрече обсуждалась возможность создания атомного холдинга. В частности, объединенияроссийского «Атомэнергомаша» и украинского «Турбоатома». Если это произойдет, то Украина получит скидку в размере $1 млрд при заключении 25-летних контрактов на поставку ядерного топлива. Также Россия готова передать украинским партнерам до 50% акций Новосибирского завода, производящего ядерное топливо для АЭС Украины. Общий объем инвестиций на совместное освоение Новоконстантиновского месторождения урановых руд Россией и Украиной может составить $500 млн. В рамках контракта Россия готова выделить нашей стране кредит в объеме порядка $5—6 млрд для строительства третьего и четвертого блоков Хмельницкой атомной электростанции.

На заседании, кроме обсуждения проектов, удалось принять ряд решений. Так, представители обеих стран договорились совместно строить модельный ряд самолетов Ан. К примеру, основная сборка Ан-148 будет производиться на Воронежском акционерном обществе, а удлиненная версия Ан-158 — на заводе «Антонов». Также российская сторона заинтересована в сотрудничестве по реализации проектов строительства самолетов Ан-124 «Руслан» и Ан-70. К тому же Украина предлагает России принять участие в постройке Ан-124-100 и Ан-124-200, поскольку наша сторона обладает технологиями производства модернизированных самолетов, но не имеет мощностей для их строительства. Однако при этом стороны не ведут переговоров об объединении активов авиационных комплексов двух стран. «На Украине существует государственный концерн «Антонов», активы которого не могут передаваться в соответствующие структуры других государств», — сообщил министр промышленной политики Дмитрий Колесников. «Подобные проекты обсуждаются с 1993 года, но сотрудничество так и не началось. Если же говорить об объединении активов, то сначала Украине нужно государственную компанию «Антонов» сделать акционерным обществом. Но в таком случае в будущем холдинге мы получим не более 10% активов и окажемся без права голоса», — предупреждает Александр Жолудь.

Перед заседанием комиссии также появилась новость, что Россия увеличила квоту на беспошлинный экспорт труб с Украины до 260 тыс. тонн. Хотя накануне украинский премьер Николай Азаров заявил, что наша страна может поставить в Россию ежегодно до 300 тыс. тонн трубной продукции.

И, наконец, в этот день стороны договорились, что в ближайшее время подпишут договор о демаркации российско-украинской сухопутной границы. «После чего будет создана специальная двусторонняя комиссия, которая проведет демаркацию государственной границы на местности», — сообщил официальный представитель Министерства иностранных дел РФ Андрей Нестеренко.

Итоги заседания подвел премьер-министр Николай Азаров: «В октябре, когда будет очередное заседание межправительственной комиссии, многие из соглашений, которые сегодня оговаривались, приобретут реальные очертания и наполнятся реальным содержанием».

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: