Другая Россия – без разделительных линий

Другая Россия – без разделительных линий

Молодые россияне смотрят на Украину в совершенно ином ракурсе...

Вынесенное в заголовок название лишь случайно совпало с брендом давно «почившей в бозе» попытки создать некую политическую организацию в соседской стране.

Я под этим понимаю кое-что другое.

В Украине создан стереотип России. Да, он не стал анекдотичен, как «западный» (медведи, балалайки, зима), но тоже искажен особенностями борьбы внутри и «над» Украиной геополитических центров силы.

Демонический Путин, которому снится украинская газотранспортная система, заплевывающий ненавистью к свободе всё медиа-пространство Кургинян (по иронии судьбы, оказавшийся кипрским агентом), богатые до отвращения (так можно перевести английский фразеологизм filthy rich) российские олигархи, скупающие Украину оптом и в розницу. Бесконечные сериалы про ментов, спецназ, пукиных и оборониных, бессмертная Пугачева и острящие о тех, о ком положено Галкин или Ургант. В общем, такой коктейль, который, хотя и состоит из реально существующих ингредиентов, но перемешанный ложкой политического манипулятора всегда будет отдавать провинциальной «бурячанкой».

Прежде всего, немалую часть россиян бытовая мозаика собственной телевизионной культуры раздражает не меньше нас.

Далее, времена очарования всесилием Путина в России тоже давно позади, великая мечта о вечном росте цен на нефть и газ – развеялась, ведь даже при нынешней далеко не низкой цене, бюджет, по признанию российского самого лидера, не справляется с выполнением его предвыборных обещаний.

Прав оказался, между прочим, Алексей Кудрин, еще перед президентскими выборами повздоривший с вполне сервильным Медведевым (и кто додумался лепить из него соперника Владимиру Владимировичу?) по поводу неподъемных государственных программ…

Также, культурные россияне вполне себе с уважением относятся к факту украинского суверенитета. Иначе, кстати говоря, не было бы ни яростных извинений оренбургского телевидения, ни принуждения к покаянию заговорившегося Урганта, ни активного участия России в подготовке к 200-летию со дня рождения Тараса Шевченко…

А кто намеренно ищет плохое, тот ведь всегда найдет – здесь и наши марши факелоносцев пригодятся, и неутомимая борьба с геями и лесбиянками (единственный рациональный смысл которой состоит в отвлечении внимания от нашего «дерибана» и ихнего «роспила»), и объединяющее нас несчастье невежества и потребительства в среде служителей культа.

Между тем, существует и иная Россия – богатейшей культурной жизни Петербурга и Москвы, правдивых книг Захара Прилепина и стихов Дмитрия Быкова, борьбы идей, которая происходит в российском интеллектуальном сообществе, и огромного книгоиздания.

Ведь стоит отметить важный факт – сами российские столицы живут в Европе и «глобосфере», являются (Москва, разумеется, в большей степени) мировыми экономическими центрами.

Лично мне Петербург, вовлеченный в экономику Европейского Союза не в меньшей степени, нежели член ЕС Финляндия, – гораздо ближе Москвы…

Пошел четырнадцатый год моих путешествий в чарующий город на Неве, где чрезвычайно активно проявляет себя украинская (или украинско-малорусская, нельзя игнорировать процессы эволюции идентичности) община. Отмечу – в условиях почти полного игнорирования ее потребностей украинским государством и непрестанных идеологических войн. Впрочем, в том, что идентичность выходцев из Украины в России переживает специфические трансформации – виноваты мы сами, жители метрополии, а не «сурковская пропаганда»: где наша позитивная повестка дня для огромного народа, о чьем существовании не знают разве что пингвины? Да и те бродят вокруг украинской антарктической станции, привлеченные непередаваемым ароматом шкварок.

Примечательно, кстати, что выходцы из Донбасса в Питере формируют отдельное сообщество, которое ассоциируется с украинскими структурами, но имеет свою позицию по многим вопросам. Украинцы в Питере, конечно, по-питерски же отличаются.

Ведь Петербург – это живое отрицание азиатскости России, потрясающий эксперимент помещения восточно-христианского духа больших пространств в католическую и протестантскую архитектурную форму. Не только, надо сказать архитектурную, но и организационную (ах, эти названия улиц большой морской столицы!), и философскую – большинство больших русских идей происходят из петербургских аудиторий и салонов (в том числе, и украинская – здесь формировались и Шевченко, и Костомаров, и Кулиш).

Большим русским идеям посвящена программа на популярном питерском канале «Ваше общественное телевидение» (ВОТ!), которым руководит харизматичный петербургский журналист Алексей Лушников. С ведущими Николаем Шеляпиным и Натальей Овчинниковой мы целый час проговорили об украинско-российских отношениях, современной Украине. Главное - в таком же свободном интеллектуальном формате, который, скажем, присутствовал до недавнего на нашем TVI, или в программах на «Эре», или в передачах Анны Безулик. Что, собственно, уже удивительно и нестереотипно.

Любопытно, что молодые россияне смотрят на Украину в совершенно ином ракурсе, чем нам это подается «психическим лучом» канала «Центр» или ОРТ. Ближе, наверное, к подходу «Совершенно секретно».

Их, к примеру, интересует наша история, демократический опыт, подобия и отличия, в том числе и «перец» антикоммунистических движений. Не покидает ощущение, что как раз организаторы «собачьих боев» в эфире, единственный смысл которых – дискредитация дискуссии и, шире, парламентаризма, мигрировали на юг, в Украину. За длинной гривной! Ни официозным, ни более эстетическим российским ТВ они не востребованы?

Впрочем, это «имхо».

Украинские связи с Петербургом прочнее, чем мы привыкли думать: рейс Киев-Санкт-Петербург и тот обслуживается новым гордым украинским самолетом Ан-144. Авиакомпании «Россия»!

Вообще, на мой взгляд, чем больше будет общаться между собой новое поколение горожан, как разгневанных, так и не очень, тем меньшими будут шансы как коммерческих, так и дикорастущих украинофобов и русофобов сталкивать нас лбами.

Рецепты известны – меньше зомбоящика, меньше «хохлосрача», меньше полярности – больше книг, больше путешествий, больше живого общения. Народная дипломатия уврачевала уже немало порезов на теле цивилизации: OZON и Дан Балан сделали для Молдовы больше, чем все ее политические руководители вместе взятые. А «Океан Эльзы» подорвал шароварный стереотип украинца на востоке от наших границ, а та же Иордания показывает, как может мусульманское королевство ужиться с западным образом жизни.

Уж тем более на спокойный диалог и конструктивное сотрудничество способны Украина с Россией – в Европе без разделительных линий.

Город, символом которого являются Мосты – лучший посредник для такого диалога.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів