Путину, судя по всему, не удалось отговорить украинскую элиту от курса на евроинтеграцию.
Путину, судя по всему, не удалось отговорить украинскую элиту от курса на евроинтеграцию. Это означает, что уже осенью нас ждет новая газовая, торговая, а также церковная и политическая война. А потом, возможно, и визовый режим.
Визит Путина в Киев начался с молебна на Владимирской горке, который провел Патриарх Кирилл, и после которого Путин лично раздал митрополитам Украинской православной церкви Московского патриархата ордена Александра Невского и Дружбы.
Уже здесь в заявлениях Путина и Януковича обнаружились противоречия. «Мы все духовные наследники того, что здесь произошло 1025 лет тому назад, и в этом смысле мы, безусловно, один народ», — сказал Путин. Янукович же заявил, что принятие христианства в 988 году «вывело Украинскую Русь на новый уровень и дало мощный толчок для развития украинской культуры».
Затем в администрации украинского президента состоялась «странно прохладная», по оценке «Коммерсанта», 15-минутная протокольная встреча Путина и Януковича. После часа переговоров с глазу на глаз лидеры даже не пожали друг другу руки на публике. Ничего нового сказать собравшимся они не смогли. Путин повторил избитые тезисы о том, что украинская экономика получит конкурентные преимущества только в союзе с российской, что в мире идет «напряженная конкурентная борьба» за рынки, и выдержать ее можно только сообща. При этом он оговорился, что будет «уважать любой выбор украинского народа и украинского государства».
Затем Путин прибыл на конференцию «Православно-славянские ценности — основа цивилизационного выбора Украины», хотя его выступление там в программе визита не значилось. Московский гость приводил многочисленные доводы в пользу того, что после присоединения к России Украина «развивалась очень бурными темпами». И тут же отметил: если между Россией и Украиной товарооборот в первом квартале года упал на 18 с лишним процентов, то в странах ТС за этот же период рост составил до 3%.
В Севастополе, куда президенты прибыли посетить место крещения Руси и военно-морской парад, Путин снова говорил об исторической близости, а Янукович – лишь о «стратегическом партнерстве».
Между тем, Роспотребнадзор, чьи акции обычно отражают колебания внешнеполитического курса, ввел запрет на поставки в Россию продукции компании Roshen — одного из крупнейших производителей кондитерских изделий на Украине. «В шоколаде молочном Roshen обнаружен бензопирен. Это признак серьезных проблем, связанных с обеспечением безопасности данного вида продукции», — заявил глава службы Геннадий Онищенко.
Напомним, что это уже не первая претензия Роспотребнадзора к продукции Roshen, принадлежащей экс-главе МИД Петру Порошенко, чье состояние Forbes оценивает в $1,6 млрд. Будучи главой внешнеполитического ведомства Украины, Порошенко проводил жестко прозападную политику и, говорят, имеет серьезные политические амбиции.
Тот факт, что Путину в очередной раз не удалось склонить Януковича к вступлению в Таможенный союз, очевиден. Сразу после отъезда путина глава МИД Украины Леонид Кожара в интервью «Интерфакс-Украина» заявил, что Украина выполнила план действий по подготовке соглашения об Ассоциации с ЕС на 95%.
«Осталось несколько проблемных вопросов, которые мы, я думаю, закроем в сентябре месяце. Речь идет о законопроекте о прокуратуре, также в Еврокомиссию уже направлен законопроект об изменениях в избирательное законодательство, который в сентябре мы сможем принять», — заверил Кожара. По его словам, «еще больше моя уверенность укрепилась после моего визита 22 июля в Брюссель. Я был на совместном заседании стран-членов ЕС и стран «Восточного партнерства», где все государства-члены ЕС высказались за подписание Соглашения об ассоциации».
Кожара также подтвердил, что подписание Украиной Соглашения об ассоциации с ЕС исключает интеграцию с Таможенным союзом. «Мы готовы [интегрироваться с ТС] настолько далеко, насколько это позволяют наши другие международные обязательства, – завил министр. – А евроинтеграция на сегодняшний день – это наш стратегический ориентир». По его словам, «Украина, имея ассоциацию и ЗСТ с ЕС, не может участвовать в работе органов других таможенных союзов, там, где она должна отдать суверенные права на принятие решений другим странам и органам. Ведь возможны ситуации, когда гипотетически Украина является членом ТС, и Евразийская экономическая комиссия принимает решение о введении квот или импортных пошлин, которые противоречат ЗСТ с ЕС. Мы не можем принимать такие решения, поэтому однозначно будет конфликт интересов».
Весьма вероятно также, что осенью, после саммита Восточного партнерства в Вильнюсе, где Украина, по всем признакам, вступит в Зону свободной торговли с ЕС, между Москвой и Киевом разразится невиданная по масштабам газовая торговая война.
На подготовку к ней указывают не только споры вокруг объемов закачки газа в украинские хранилища и отказ «Газпромбанка» продлевать сроки выплат по 2-миллиардному кредиту, выданному ранее компании «Нафтогаз Украины», но и обещание МВФ возобновить кредитование Украины «осенью». То есть – в зависимости от итогов Вильнюсского саммита. Сюда же можно отнести и внезапно возобновившееся давление на Киев со стороны Запада в деле Тимошенко.
Наконец, о накале борьбы за геополитический выбор Киева свидетельствует тот факт, что сразу после Путина на Украину прилетели с трехдневным визитом экс-президент Польши Александр Квасьневский и бывший глава Европарламента Пэт Кокс, которые больше года мониторят ситуацию с выполнением Украиной обязательств перед ЕС.
Впрочем, ситуация такова, что торгово-газовая война с Россией непременно станет также и церковной, и политической.
Накануне визита Путина и Кирилла сразу несколько церковных публицистов России, включая Андрея Кураева, в очередной раз сообщили, что глава УПЦ митрополит Владимир фактически передал бразды правления молодому афтокефалисту Михаилу Драбинко, и рассказали, как последний готовит унию с раскольниками-филаретовцами из УПЦ Киевского патриархата с последующим уходом из-под омофора Москвы в каноническое подчинение Константинополю.
На политическую же составляющую конфликта указывают, в частности, заявления главы МИД Украины Леонида Кожары о том, что модернизация ЧФ РФ в Севастополе, на которой давно настаивает Москва, невозможна в рамках текущих соглашений. А также отказ Кожары комментировать позиции сторон на переговорах о разграничении Керченского пролива, которые, как он выразился, «почти закончены», — но «еще не закончены».
Украинские эксперты всерьез опасаются, что в случае эскалации конфликта Россия введет с Украиной визовый режим. На это косвенно указывает прогресс, с которым движутся к безвизовому режиму Брюссель и Киев, — и отсутствие такового на переговорах о безвизовых отношениях между ЕС и Россией.
Коментарі — 0