Глава делегации Европарламента: Оставив Тимошенко в тюрьме, Янукович навредит себе

Глава делегации Европарламента: Оставив Тимошенко в тюрьме, Янукович навредит себе

Павел Коваль – о главном условии ассоциации с ЕС и ее рисках для нынешней власти

Вопрос о том, подпишет ли Евросоюз соглашение об ассоциации с Украиной, завис в воздухе. Запад ждет, пока Виктор Янукович освободит Юлию Тимошенко. Он тянет с ответом. Из-за этого Европарламенту пришлось продлить мандат своей мониторинговой миссии и отложить финальный диалог об ассоциации на 18 ноября. 

Что может помешать подписать соглашение, какой судьбы ЕС хочет для экс-премьера и почему ее освобождение сыграет на руку Януковичу, Forbes рассказал депутат Европарламента, глава делегации по связям Украина – ЕС Павел Коваль. 

– Вы довольны промежуточными итогами миссии Кокса – Квасьневского?

– На результаты миссии нужно смотреть шире. Благодаря их работе Юлию Тимошенко перевели из тюрьмы в больницу, освободили Юрия Луценко и других. Но самое важное, о чем мы часто забываем: именно благодаря миссии удалось снизить колоссальное напряжение между отдельными странами ЕС и Украиной из-за дела Тимошенко. Чтобы оценить успехи, нужно вспомнить, как эта ситуация выглядела в мае 2012 года. Конечно, сейчас все ожидают, что финалом этой работы станет освобождение Тимошенко до Вильнюсского саммита, но до такого результата нам еще далеко. Поэтому было принято решение о продлении миссии. 

– Если Тимошенко выпустят на условиях, которые не позволят ей участвовать в президентских выборах, ЕС устроит такое решение?

– До саммита в Вильнюсе осталось не так много времени. Работа миссии Кокса – Квасьневского сейчас напоминает процесс складывания пазла: им осталось завершить всего несколько фрагментов картины с самым сложным рисунком. В этой ситуации важно не открывать информацию полностью: есть такие моменты переговоров, о которых нельзя говорить, чтобы была возможность добиться реального результата. 

Для меня самое важное, чтобы Юлия Тимошенко оказалась в условиях, в которых она сможет восстановиться и физически, и морально. Второй по важности пункт – на каких условиях это произойдет. Не удивлюсь, если 18 ноября нам снова придется продлить миссию, а окончательное решение вопроса Тимошенко произойдет накануне Вильнюсского саммита. В этом нет ничего страшного. Это важный вопрос, и мы можем ждать его решения дольше, чем других результатов переговоров. Тем не менее, я уверен, что работа Кокса – Квасьневского будет успешной. 

– Глава украинского Минюста заявила, что никаких законных оснований для помилования Тимошенко нет. Очевидно, она озвучивает не только свою позицию, но и президента. Вы не считаете такие высказывания сигналом того, что экс-премьера не выпустят?

– Давайте исходить из того, что плана подписать соглашение об ассоциации без решения ситуации с Тимошенко нет. И, не выпустив ее, Янукович навредит себе больше, чем ей. Даже веря в то, что соглашение имеет геополитическое значение не только для Украины, но и для всей Европы, не нужно забывать, что не все заинтересованы в таком развитии событий. Поэтому легко предположить, что в решающий момент найдется страна – член ЕС, которая выступит против этого, сославшись на проблему с Тимошенко. В таком случае подписание не состоится.

Я бы не торопился оценивать это высказывание как позицию исполнительной власти в целом, и, тем более, президента. Если соглашение не будет подписано, это ударит как по правительству, так и по самому президенту. Для него это шанс показать, что он может подняться над политической схваткой и принять решение в интересах всего государства. Ему нужно показать себя политиком, который может быть главой единого украинского государства. 

– Какие еще невыполненные обязательства перед ЕС могут помешать Украине подписать соглашение? 

– Насколько я знаком с мнением дипломатов и политических сил, именно вопрос Тимошенко – ключевой. Если мы решим его, можно считать, что все условия, которые необходимы для подписания на саммите, выполнены. Документ уже готов, парафирован и переведен на украинский и языки всех членов ЕС. Он прошел аккредитацию в Кабинете министров Украины. С формальной точки зрения нам нужно только решение Совета министров Евросоюза и подписание в Вильнюсе... И раз Украина выбрала 100%-но европейскую ориентацию, на Западе не поймут, если Янукович не сможет решить вопрос политических заключенных.

– В Украине есть серьезные проблемы с судебной системой. Допустим, соглашение будет подписано, но принятые под давлением ЕС законы не заработают. Как Евросоюз будет заставлять Партию регионов выполнять взятые на себя обязательства?

– Подписание соглашения – не конечная точка. Решение по делу Тимошенко – сигнал к тому, что судебная система будет реформирована. Мы все понимаем, что до саммита сможем пройти только какой-то этап этой реформы. Сейчас главное – готовность реформировать судебную систему, и эта готовность есть.

Возвращаясь к договору: после его ратификации обязательства на себя берут две стороны. В соглашении уже заложены механизмы проверки и контроля, которые будут выполнять мониторинговые функции. И давайте не будем забывать, что после подписания отдельные положения соглашения, включая глубокую и всеобъемлющую зону свободной торговли, будут введены в силу до ратификации парламентами стран ЕС, которая может занять годы. Имплементация соглашения на этой фазе позволит оценить готовность Украины на деле выполнять этот документ. Если этого не будет – в процессе ратификации возникнут серьезные проблемы.

– Какую роль в подготовке к подписанию соглашения играет секретарь Совета национальной безопасности и обороны Андрей Клюев? Вы с ним встречались во время его визитов в Брюссель?

– Для того чтобы подписать ассоциацию, нужны усилия политиков с разных сторон политических баррикад. В европейском жаргоне есть слово «шерпа» – это люди, которые являются двигателями курса на евроинтеграцию. Независимо от внутреннего контекста (я знаю, что у Андрея Клюева есть и сторонники, и противники) с точки зрения Брюсселя он относится именно к таким «шерпам».

Клюев лично знает европейских политиков, может общаться с ними не только формально, но и напрямую. Он может дать свое слово в каком-то вопросе, и ему поверят. Если возникает проблема, из всех сотрудников президента Украины я могу позвонить ему и объяснить ситуацию. Конечно, он не единственный политик, который прикладывает большие усилия для подписания соглашения, но один из них. 

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: