Команда Януковича рассматривает возвращение к политреформе-2004 как крайний вариант
Текущие соцопросы предсказывают Виктору Януковичу немалые проблемы во втором туре президентских выборов, кому бы ему там не пришлось противостоять. Поэтому «спецами» с команды нынешнего президента традиционно забрасываются в информпространство различные сценарии, которые могут стать полезными для нынешнего президента и его команды в 2015-м.
На одном из ток-шоу, посвященному президентским выборам в Грузии, известный представитель этого народа в Украине и по совместительству депутат-«регионал» Давид Жвания неожиданно заявил, что Украине, в отличие от Грузии, стоит перейти на парламентскую форму правления, «потому что у нас каждый пятилетний период после выборов – это подготовка к следующим».
«Парламентская форма уберет возможность России влиять на Украину, давить на такое физическое лицо, как президент. Парламентская форма стабилизирует ситуацию в стране», – разошелся Давид Важаевич.
Такая позиция Жвании, мягко говоря, контрастирует с общей риторикой «регионалов», но тем сильнее она бросилась в глаза. Особенно если вспомнить, что свою каденцию Виктор Янукович начал со скандальной отмены политреформы 2004-го года и усиления президентских, то есть собственных полномочий. Все обвинения в узурпации власти «регионалы» отметали аргументом, что глава государства в кои-то веки взял на себя всю полноту ответственности, отправив на вторые роли ненадежный парламент. Оппозиция тогда в сердцах рассказывала избирателям, что после возвращения старой Конституции претензии Президенту можно предъявлять по любому вопросу, включая текущий дома кран. Янукович, конечно, стал заложником добровольно созданного имиджа, но в «невертикальных» условиях он, похоже, работать просто не может.
-- В пользу олигархов?
Очевидно, что в переносе центра принятия решений в парламент Янукович может быть заинтересован, только если почувствует, что безнадежно проигрывает президентские выборы. А вот контролируемое число штыков в парламенте может оставлять ему шансы на премьерский или спикерский пост с одновременным ослаблением триумфатора выборов-2015. Что такое работа в условиях политреформы 2004-го, продемонстрировали дальнейшие разброд и шатания в разношерстном парламенте. Троица Ющенко – Тимошенко – Янукович с мелкими вкраплениями Мороза тянула одеяло каждый на себя (напомнить появившиеся тогда в политлексиконе и так же быстро позабытое слово «контрассигнация»?). На таком фоне приход на Банковую «железного хозяина» с облегчением восприняли даже отдельные сторонники оппозиции – абы не предыдущий бардак.
Но спустя три с лишним года результаты правления Виктора Федоровича вряд ли могут впечатлить со знаком плюс. И сейчас вполне может рассматриваться вариант отката назад, когда статус Президента снова будет понижен в пользу премьера и парламента. Для «донецких» же вопрос не в «шашечках», а в «ехать». А условный Кличко пусть восседая на Банковой и пожимая плечами, рассказывает, что коварные оппоненты обставили его юридическими и прочими флажками.
«Этот вариант можно рассматривать как запасной резервный на всякий случай, – рассуждает политолог Вадим Карасев. – Уже раз попробовали с широкими полномочиями премьера, так почему бы снова не попробовать? Но, думаю, все же будет делаться ставку на общенародные выборы действующего президента в рамках действующей Конституции. Пока все эти разговоры о парламентской форме – ложные финты, как в футболе. Может быть, олигархам возврат к ней и был бы выгоден, потому что тогда власть через Раду очутилась бы у них. Но Янукович умеет управлять через вертикаль, поэтому не думаю, что он так просто согласится на такой вариант. Разве что если уж будет совсем плохо».
В «Батькивщине», признавая, что в свое время были как против политреформы 2004-го, так и ее отмены в 2010-м, считают, что новым экспериментам сейчас не время. Тем более что нынешняя власть наверняка постарается извлечь из них максимальную пользу для себя.
«Не уверен, что нынешний разношерстный парламент, где отсутствует большинство, а у оппозиционных партий разные идеологии, мог бы предложить эффективную систему управления, – говорит нардеп Сергей Сас из «Батькивщины». – По «постпомаранчевым» временам мы увидели, что много времени уходит на разборки и мало собственно на строительство государственного механизма. Не знаю, что имел в виду Жвания, но не могу вспомнить страну, где так же часто меняли условия и получали при этом позитивный результат».
-- Смотреть по ситуации
Политолог Михаил Погребинский вспоминает, как они вместе с тогдашним главой Администрации Президента Виктором Медведчуком уговаривали Леонида Кучму пойти на политреформу, хотя Леонида Даниловича нельзя было назвать большим сторонником парламентаризма.
«Но нам удалось убедить Кучму, потому что это был его второй срок, и полномочия уменьшались уже для другого президента, – говорит Погребинский. – Невозможно, чтобы это было интересно для Януковича сейчас, когда у него нет по-настоящему серьезных соперников. Конечно, всякие форс-мажоры исключить нельзя, но до президентских выборов это маловероятно. Вот к концу второго срока эта идея может стать перспективной».
Тем не менее, юрист из партии «Удар» – депутат Валерий Карпунцов считает, что высказывания Жвании возникли не просто так: «Если звезды зажигаются, это кому-то надо. Однозначно могу сказать, что изменения в Конституцию – это всегда компромисс между старой и новой властью. И апробация такого сценария – возможный вариант, потому что Жвания – не первый в политическом истеблишменте, кто о таком заявляет».
«Ударовец» предполагает, что возврат к парламентско-президентской форме может произойти не столько из-за хитрых интриг АП, а как вариант выхода из кризиса: «Такой выход из кризисной ситуации логичен, потому что сейчас в стране предреволюционная ситуация. И такой вариант куда богоугоднее кровопролития. Правда, я не думаю, что нынешний парламент может взять ситуацию в свои руки – сейчас в нем «прорегиональное» большинство и спикер от Партии регионов. Ющенко, кстати, мог отменить политреформу гораздо проще, чем эти товарищи. Но он на это не пошел, видимо, соблюдая договоренности, которых эта власть не соблюдает. Поэтому я не исключаю нового витка политреформы».
В Партии регионов пожелания своего коллеги Жвании не разделяют. Во всяком случае, не все. Так, непосредственно на том эфире Елена Бондаренко не согласилась со своим однопартийцем относительно сворачивания президентской монополии, потому как не затянулась еще рана от недавней разобщенности власти. А «регионал» Владислав Лукьянов в разговоре с «Главкомом» был еще более радикальным: «Наоборот можно оставить одну президентскую власть и разогнать парламент, который не работает». Правда, регионал потом стал более миролюбивым: «На сегодняшний день это вопрос из области правовых предположений, но объективных предпосылок для этого нет. До президентских выборов ничего не поменяется – этот парламент не будет принимать таких решений».
Действительно, пока трудно представить, что в этом созыве найдутся 300 голосов для изменения Конституции, чтобы ни одна из сторон не заподозрила другую в подготовке «кидка». Но не надо забывать, что в «загашнике» Банковой завсегда есть Конституционный суд, который уже выделывал головокружительные пируэты с политреформой, заставляя профессиональных юристов хвататься за головы. С его посильной помощью реально не сменить систему власти, но и устроить избрание будущего Президента в парламенте. Хорошо все-таки, когда можно действовать по ситуации.
Коментарі — 0