Можно ли сдать украинскую мать в аренду за юани? Китай готов идти в Европу через Крым
«Китай арендует на Украине 3 млн га сельхозугодий сроком на 50 лет. Соглашение подписано между Синьцзянским производственно-строительным корпусом китайской армии и украинской компанией KSG-Agro, — передает ИТАР-ТАСС со ссылкой на газету «Хуанцю шибао» (Global times). — Земли будут использованы для выращивания сельскохозяйственных культур и животноводства. При этом китайская сторона берет на себя обязательство реализовать ряд ирригационных проектов».
Англоязычная версия сайта газеты South China Morning Post и вовсе сообщила о готовящейся продаже 3 млн гектаров чернозема корпорации Xinjiang Production and Construction Corps. В статье отмечалось: если затею реализуют, Украина станет крупнейшим мировым производителем китайской сельхозпродукции.
Когда новость о сделке века перекинулась в СМИ Европы, агрохолдинг KSG-Agro опубликовал официальное опровержение: мы ничего не продаем и не сдаем в аренду. Лишь собираемся при участии китайских коллег устанавливать системы капельного орошения на площади 3 тыс. гектаров.
…Я могла бы еще долго разыскивать виновника сенсации, как мне объясняли, нерадивого репортера из Китая, превратившего капельный полив трех тысяч чужих гектаров в трехмиллионное приобретение. Тревожила судьба коллеги: попусту своих земляков обнадежил, допустил диффамацию в сфере продовольственной безопасности. Хотя не секрет, что Китай арендует за границей около 2 млн га сельхозугодий и стремится это поле расширять.
И тут журналисты киевского интернет-ресурса «Главком» сумели взять у главы совета директоров агрохолдинга KSG-Agro, мультимиллионера Сергея Касьянова, в недавнем прошлом — депутата Рады и днепропетровского губернатора, более пространный комментарий. Касьянову пришлось поделиться мыслями: «Возможно, создадим совместное предприятие, но эти вопросы мы еще не обсуждали».
Специалисты говорят: никто толком не знает, сколько чернозема в Украине ушло подобным образом в долгосрочную аренду СП, став фактической собственностью зарубежных инвесторов. Договоры засекречены.
Откуда есть пошли
Последние три года Украина и Китай испытывали друг к другу нарастающий интерес. От него родились соглашения по поводу трех совместных проектов: «Воздушного экспресса» (линии скоростной электрички Киев — аэропорт «Борисполь»), поставок зерна, прежде всего кукурузы, пшеницы и сои, выращенных по интенсивным технологиям, и газификации угля, который добывают на шахтах Донбасса.
«Воздушный экспресс» сразу подняли на уровень национальных приоритетов. Владислав Каськив, руководитель Государственного агентства инвестиций и управления национальными проектами Украины, вбил серебряный костыль в точке, где начнется строительство. Кредит в размере 370 млн долларов, невзирая на госгарантии, застраховали под 10% от суммы. Половину страховки уже оплатили. Однако в 2013 году оказалось: железнодорожная ветка воистину воздушна, то есть — эфемерна, поскольку под нее даже не отведена земля. Маршрут на карте проложен по участкам, находящимся в собственности различных физических и юридических лиц.
В декабре 2012-го правительство КНР выделило Киеву под государственные же гарантии кредит в 3 млрд долларов для развития сельского хозяйства. (Украина взяла обязательство ежегодно продавать Китаю по рыночным ценам 2 млн тонн зерновых.) 1,5 млрд долларов буквально сразу поступили в Киев, на счет казначейства, значительно улучшив показатели госбюджета. Пекин по достоинству оценил тот факт, что глава украинско-китайской комиссии по сотрудничеству Сергей Арбузов, возглавлявший Нацбанк, стал первым вице-премьером.
Однако для Украины условия не выглядели выгодными. Деньги могли быть потрачены только на форвардные закупки зерновых китайской корпорацией с поставкой на китайский же рынок. А покупатель, как оказалось, не имел ни квот на импорт в Китай, ни шансов на их получение. Поэтому в 2013-м, исключительно урожайном году ГП «Зерновая компания Украины» (ее имущество, кстати, в залоге под этим кредитом!) смогла продать китайскому покупателю символический объем зерна, два корабля. Кукурузу реализовали на Ближнем Востоке, по льготной цене, куда более низкой, чем украинские предложения. Проценты по кредиту платят исправно. Но источники утверждают: в Поднебесной все равно открыли уголовное дело против тех, кто лоббировал проект.
3,6 млрд долларов, выделенных Украине в 2012 году Банком развития Китая под идею замещения российского газа топливом отечественной добычи, постигла похожая судьба. Лишь сейчас министерство энергетики объявляет тендер на строительство одного из четырех заводов по газификации угля.
В декабре 2012-го оформилась еще и структура, призванная крепить сотрудничество без государственных гарантий, — китайско-украинская Ассоциация по реализации международных проектов, куда вошли десять мощных корпораций. Регистрировать ее пришлось в Гонконге: в Китае общественные организации под запретом. Там же, в Гонконге, зарегистрировали инвестиционный фонд, достигнув согласия привлечь для начала 600 млн долларов, а впоследствии — 6 млрд. Китайская сторона внесла свою долю, 90% суммы. Украинцы не внесли ни цента. Китайская сторона промолчала. Ведь украинцы обещали покрыть страну сетью китайских систем капельного орошения (агрохолдинг KSG-Agro Сергея Касьянова — участник проекта), закупить китайские семена, построить элеваторы, зерновые терминалы в портах, наладить производство комбикорма, чтобы выращивать свиней, коров и экспортировать мясо в Китай и на рынки третьих стран, а еще — соорудить рядом с аэропортом «Борисполь» выставочный центр и транспортный хаб по транспортировке товаров из КНР в Европу…
Время шло. Ничего не происходило. Люди, причастные к столь замечательным инициативам, соглашались на разговор с корреспондентом «Новой» чаще в режиме «офф рекордс». Слово «коррупция», впрочем, не звучало даже не под запись.
Терракотовый воин Януковича
На визитке Дмитрия Выдрина, известного политолога и политтехнолога, скромно, на английском, указана нынешняя должность: «Советник президента Украины». Впрочем, Выдрин никогда не имитировал бескорыстное служение идеям, сообщая с прямотой лесоруба: «Любимый вид заработка — давать платные советы».
— Вряд ли вы советуете китайцам, как выращивать кукурузу… Китай сам хочет пустить корни в Украине? Это и есть «план «Б» украинской власти на случай, если Европа откажет в практической близости?
— Тогда — предисловие к моему интересу. Ему больше двадцати лет, связанных с изучением философии, культуры, восточных религий, культов… Я рекомендовал обратить особое внимание на Китай еще президенту Кучме, организовывал его первый визит. Поехал туда на довольно длительное время для отбора объектов посещения и персон, важных для развития межгосударственных отношений. И влюбился в Китай, не туристический, а сельский, монастырский. В тот, где в подземном бункере десять тысяч терракотовых воинов ждут своего часа, чтобы выйти на поверхность и участвовать в геополитике. (Смеется.)
С тех пор предпринял много попыток сделать эту страну партнером Украины не только, как вы иронизируете, по кукурузе, а и по духовности. Сейчас очередная, возможно, последняя попытка сближения. Прежде, признаю самокритично, украинцы не были объективно готовы. Да и в Китае вот только закончилась внутренняя борьба, он определился со стратегией и внешней политикой.
— Разве коммунисты больше не у руля?
— «Красных» победили коммунисты — приверженцы конфуцианской доктрины.
— Такое сочетание возможно?
— Китай доказал — да.
— В украинской власти высок процент конфуцианцев? Где точки пересечения интересов?
— Как-то, еще при Кучме, повез я группу китайцев в Крым. Когда гости сказали, что готовы инвестировать деньги в развитие гостиничной сети, то оказалось: ни один объект не оформлен надлежащим образом. Китайцы посмотрели документы и сказали: «Ребята, вы разберитесь сначала, что кому принадлежит, и дайте знать — мы вернемся». Сейчас раздел почти завершен, основная собственность имеет хозяев. Возможности впервые совпали с предложением.
Китайцы, смотрящие на века вперед, чувствуют нашу страну лучше остальных. При Союзе здесь учились их менеджеры, проходили практику врачи и металлурги, современные философы сдавали зачеты на кафедрах марксизма-ленинизма… Китайцам понятна украинская патриархальность больше, чем гей-браки в Европе.
— Значит, начнем равномерно прирастать китайцами?
— Да-да, подобные глупости я тоже читал и в западно-европейской, и в российской прессе. А еще звонили немцы: «Украина идет в Европу без земли, ведь вы уже продали 3 миллиона гектаров?!» Отвечаю: ни одного га нельзя продать хотя бы по той причине, что земля, по украинскому законодательству, — не товар. К сожалению.
— А сдать в долгосрочную аренду?
— В Грузии, коллеги рассказывали, левые в парламенте возмущались: «Продавать землю — все равно что продавать мать!» «А что, лучше сдать маму в аренду?» — уточнили у них. Так вот, всерьез. Китайцы в принципе не собирались арендовать украинскую землю. Их интересует лишь продуктивность, отдача совместных предприятий.
— Но кто станет возделывать поля? Разве не массовый десант?
— Приедут профессора со знанием русского либо английского, чтобы прочесть соответствующий курс лекций на агрономических факультетах ряда университетов. Приедут технологи готовить украинский персонал — это десятки людей, но не сотни, и тем более не тысячи. Зато масштабный интерес — в так называемом «подскоке» китайских товаров в Европу, по нулевым таможенным ставкам. Поэтому для Китая критически важно, чтобы Украина подписала Ассоциацию с ЕС. Товары, разумеется, будут производить здесь, на месте, создавать рабочие места. Миф об «отстойных» технологиях выгоден только конкурентам.
В качестве иллюстрации прозвучала сага о фирменных очках. Новые, равные по качеству, обходятся Дмитрию в тысячу с лишним долларов в Киеве, сотню — в Венгрии, тридцать — в Китае. Согласно Выдрину, национальный производитель «забивает» в цену изделия розовый «Бентли», обеды в дорогих ресторанах и расходы на десяток любовниц. Европеец довольствуется общественным транспортом, кофейней и скромными подарками даме сердца. Хозяин-китаец обитает в пристройке к мастерской, питается шашлычками с жаровни на улице, а связей на стороне у него нет совсем. Правда, как обратить в такое конфуцианство нувориша на «Бентли» и, соответственно, снизить стоимость очков на родине, политолог еще не придумал.
Пока же философ Выдрин стал поручителем нескольких инвестиционных проектов с Китаем: строительства трех портов — глубоководного, рыбного и зернового, строительства жилья эконом-класса, строительства скоростных магистралей с придорожной инфраструктурой и восстановления системы орошаемого земледелия. Базовый регион — Крым.
Мужайтесь, это — ментальность
С господином Лю Хуань Линем я договаривалась о встрече через очаровательную переводчицу Вэй Вэй. Исполнительный директор китайско-украинской ассоциации уже три с половиной месяца живет в киевском Fairmont Grand Hotel и каждый день старается продвинуть сотрудничество — с нынешним результатом ему домой возвращаться нельзя. Я выпила весь чай, трижды пытаясь переформулировать вопрос и понять — что же мешает? Господин Лю был терпелив и непроницаем.
— В какой мере к Украине применимы известные слова Уоррена Баффета: «Если вы услышите, что я инвестировал в Россию хотя бы доллар, значит, меня похитили»?
— Об Украине у нас мнение положительное. Представители наших предприятий из Синцзяна, которые находятся в подчинении Госсовета, и частные предприниматели приезжали сюда, общались с вашими представителями агрохолдингов, теми, кто работает в области переработки сельхозпродукции, энергетической сфере, машиностроении. В 50-х годах специалисты из СССР учили в Синцзяне солдат китайской армии, которые стали сельскохозяйственными рабочими, заниматься земледелием. У нас до сих пор используют тракторы, сделанные в Союзе, и правила посадки растений в почву остались советскими. Потому мы сейчас совершаем путь благодарности. Хотим вернуть полученные когда-то знания и опыт. У нас две цели: развивать экономику Украины и покупать здесь зерновые высокого качества. А коррупция есть в каждой стране.
Господин Лю заострил мое внимание на нескольких моментах. Первый: Китай не собирается арендовать или покупать украинские земли. Он их просто «разбудит», чтобы черноземы давали доход. Второй: Китай и Украина географически удалены друг от друга, нет общих границ, значит, нет поводов для территориальных конфликтов. Третий: никаких политических подоплек, только бизнес:
— Китай — социалистическая страна, Украина — демократическая, но это не важно. Ведь основа власти — народ. Хотя, конечно, подписывая соглашения, мы должны были учесть, что у наших народов разная ментальность. В Китае прежде всего заботятся о пользе государства. А для демократической страны важнее личный интерес!
Возникла деликатная пауза. Кажется, я поняла, что именно называл «ментальностью» господин Лю.
— Но Украина и два миллиона тонн зерна не смогла отправить в Китай, хоть урожай в нынешнем году собрали отличный.
— Все равно сотрудничество искреннее. Только нужна рабочая группа специалистов двух стран, чтобы убрать недопонимание. Мы переходим к прагматическому этапу.
Последний глоток чая, прощальные цитаты из Конфуция, рукопожатия, улыбки. На мою просьбу сфотографироваться для газеты господин Лю Хуань Линь ответил вежливым отказом: «Обязательно сделаем фото — когда добьемся результатов».
В декабре, сообщают информированные источники, запланирован визит Януковича в Пекин. К этой дате хотят сдвинуть с места хотя бы один проект.
Коментарі — 0