Судьба Юлии Тимошенко поставила под угрозу подписание соглашения между Украиной и Евросоюзом
Один из лидеров оппозиции Арсений Яценюк назвал 7 ноября «историческим» днем для Украины, так как именно в этот день решится, подпишет Киев договор об ассоциации с Евросоюзом или нет. Если говорить конкретно, именно 7 ноября должен был принят закон, открывающий перед Юлией Тимошенко двери тюрьмы. Но закон принят не был, что вызвало нервную реакцию ЕС.
Еще вечером в четверг стало известно, что все четыре варианта закона, который открыл бы Юлии Тимошенко путь к выезду в Европу на лечение, отправлены на доработку. Оппозиция уверена: это знак того, что Виктор Янукович пошел на попятную в вопросе подписания соглашения об ассоциации с Евросоюзом. Ведь если Тимошенко не выпустят, соглашение заключено не будет. И это якобы расстраивает Януковича гораздо меньше, чем страх перед освобождением Тимошенко, ее участием в политике, а в перспективе – личной местью ему.
-- Это провал
После того как выбор между интеграцией с ЕС и членством в ТС был очевидно сделан в пользу первого, считалось, что Верховная рада примет законопроект независимого депутата Анжелики Лабунской. По крайней мере именно в его пользу высказалась миссия Европарламента, утрясающая в Киеве вопрос освобождения Тимошенко последние полгода, а «оранжевая» оппозиция ранее согласилась отозвать свой законопроект в пользу проекта Лабунской. Предложение независимого депутата подразумевает, что украинские суды будут иметь возможность отправлять заключенных на лечение в третьи страны в том случае, если их лечение на Украине в течение года не принесло никаких результатов.
Данный закон выглядит как компромиссный, однако по Раде ходят слухи, что Тимошенко лично контролировала его написание. Но есть и проблема: в законе никак не отражена ситуация с преступниками, страдающими неизлечимыми или хроническими заболеваниями. Получается, что любой неизлечимо больной убийца может при наличии средств уехать в Европу, где его тоже вряд ли вылечат. Хуже того, закон открывает новые горизонты для судебной коррупции и играет на руку членам влиятельных ОПГ, а ОПГ на Украине много.
В свою очередь проект закона от парламентской оппозиции, внесенный главами фракций «Батькивщина», «УДАР» и националистической «Свободы», предлагает амнистировать тех, кто был признан Европейским судом по правам человека жертвой «избирательного правосудия», то есть на сегодняшний день – лично Тимошенко. Проект Сергея Мищенко от Партии регионов подразумевает, что Тимошенко отправят на лечение за рубеж, но это будет рассматриваться как отсрочка выполнения приговора. Наконец, есть проект от независимого, но до недавнего времени принадлежавшего к фракции «Батькивщина» депутата Владимира Купчака, но он негоден с юридической точки зрения, так как механизм его реализации фактически не прописан.
После серии консультаций депутат-регионал Владимир Олийник предложил создать рабочую группу по доработке компромиссного законопроекта Лабунской. Большинство оппозиционеров с этим согласились, но по итогам голосования выяснилось, что правящая партия высказалась за создание рабочей группы по доработке всех четырех законопроектов. При этом глава фракции Партии регионов Александр Евремов прямо заявил, что регионалы не поддержат ни один из проектов в их нынешнем виде. Проблема в том, что на доработку нужно время, а саммит «Восточного партнерства» в Вильнюсе, где Киев с Брюсселем и должны были заключить соглашение, состоится совсем скоро – в конце ноября.
Реакцией на то, что законы были отправлены на доработку, хотя времени на нее уже не осталось, стала закрытая встреча Януковича со спецпредставителями Евросоюза Патриком Коксом и Александром Квасьневским. По итогам этой встречи (то есть вечером в четверг) миссионеры от Брюсселя объявили, что Украине дана одна неделя на то, чтобы принять необходимые для подписания соглашения законы. Среди них – закон о прокуратуре Украины, закон о реформировании избирательного законодательства и, разумеется, закон, который бы позволил Тимошенко все-таки покинуть стены тюрьмы.
Отметим, что в сложившейся ситуации еврочиновники могут винить и себя лично – полгода ушло на согласование и разработку документов, полгода потрачено на то, чтобы достигнуть компромисса между администрацией президента и оппозицией, но результата нет, все сроки сорваны, а значит, миссия европейцев провалилась.
-- «Янукович сдал Москве Украину»
Еще в конце 2011 года Европарламент принял резолюцию, из которой четко следует, что условием подписания соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС является не только освобождение Тимошенко, но предоставление ей возможности участия в будущих выборах. Однако в последнее время требования к Киеву смягчились, и еврочиновники обычно упоминают лишь о лечении Тимошенко в Европе. Впрочем, всем очевидно, что если Тимошенко отпустят в Европу, в колонию под Харьковом она и не подумает возвращаться, а страны ЕС обеспечат для этого должное юридическое прикрытие. Показательно, что на данный момент в тайне держится даже нынешний диагноз Тимошенко. Осенью 2011 года у нее диагностировали межпозвоночную грыжу. Операции такого рода не относятся к разряду легких, но давно и успешно проводятся на Украине, в Европу для этого ехать не обязательно. Выходит, болезнь – всего лишь предлог.
Но предлог это или нет, на меньшее Европа уже не согласна, еще до заявления Квасьневкого и Кокса это подтвердили множество источников. К примеру, глава МИД Словакии (одного из лоббистов евроинтеграции Киева) Мирослав Лайча признал, что «не видит консенсуса среди стран ЕС относительно подписания соглашения об ассоциации с Украиной» и что «он может появиться, только если Юлия Тимошенко будет освобождена из тюрьмы». Эти слова подтвердил и еврокомиссар по расширению ЕС Штефан Фюле. С юридической точки зрения Брюссель в данный момент опирается на принятую в декабре 2012 года резолюцию, где изложены основные критерии для начала процесса интеграции с Украиной. В том числе «четко выраженная приверженность украинских властей вердиктам ЕСПЧ и рекомендациям Совета по правам человека, касающимся условий содержания лиц, находящихся в заключении, и оказания им медицинской помощи». Также известно, что наиболее неуступчивую и категоричную позицию по данному вопросу занимают три страны: Нидерланды, Великобритания и Швеция.
Казалось, что формула, при которой Янукович сохраняет лицо, а Европа дает согласие на подписание документа, все-таки была найдена. Президент Украины уже публично пообещал, что подпишет законопроект о выезде Тимошенко, если его примет Верховная рада. Ряд источников сообщали, что рассматривался и другой вариант: по сумме оснований президентским указом семилетнее тюремное заключение Тимошенко уменьшится вдвое, после чего суд выпускает ее на свободу условно-досрочно. В этом случае Янукович все равно остается хозяином положения, так как Тимошенко должна будет выплатить назначенный судом штраф в 200 млн долларов и на протяжении трех лет не сможет занимать государственных постов, а значит, не будет участвовать в выборах. Сама Тимошенко на это «частичное помилование» согласилась.
Однако впоследствии данный вариант был как будто бы забыт. Причин может быть несколько, в частности, такая: освобожденная Тимошенко участвовать в выборах пусть и не сможет, но повлиять на их итоги очень даже в состоянии. Это откровенно невыгодно Януковичу и может смущать лидеров парламентской оппозиции: Арсения Яценюка («Батькивщина»), Виталия Кличко («УДАР») и Олега Тягныбока («Свобода»). Каждый из них видит в качестве главного кандидата от оппозиции именно себя и понимает, что пусть косвенное, но активное участие Тимошенко в президентской кампании может смешать все карты. С ней придется договариваться об индивидуальной поддержке, у кого это лучше получится – вопрос. Наконец, Тимошенко может поддержать и кого-то четвертого, так что лучше бы «фактора Юлии» не было вовсе. Так что пусть уезжает лечиться в Европу на неопределенно долгий срок.
Теперь под угрозой и этот вариант. Виталий Кличко уже заявил, что срыв подписания соглашения «будет целиком на совести Януковича». В свою очередь Арсений Яценюк напомнил, что срыв лишит страну 11 млрд долларов и 610 млн евро международной финансовой помощи, которые нужны в том числе на самое необходимое – на выплату зарплат и пенсий. Упомянутые 11 млрд должен был предоставить Международный валютный фонд, а Евросоюз пообещал выступить в качестве лоббиста. Если Тимошенко не отпустят, о помощи европейцев можно забыть.
Чуть ранее Яценюк озвучил еще один любопытный тезис, а именно прямо намекнул, что отказ выпустить Тимошенко может быть лишь поводом для того, чтобы не заключать соглашение с ЕС. А настоящая причина – лоббизм Москвы. По мнению Яценюка, в ходе недавних закрытых пятичасовых переговоров в Сочи между Путиным и Януковичем «Россия продавала Украине невступление в ЕС». И, возможно, продала. «Янукович сдал Москве Украину», – утверждает Яценюк.
Примечательно, что вскоре после этого заявления Яценюка по проблеме высказался и министр иностранных дел Швеции Карл Бильдт. Ранее он, при всех принципиальных оговорках насчет Тимошенко горячо поддерживающий евроинтеграцию Украины, пугал последствиями от присоединения к Таможенному союзу России, Белоруссии и Казахстана. Но тут вдруг заявил, что «никогда не был уверен» в том, что соглашение об ассоциации будет подписано именно на саммите в Вильнюсе.
Как бы там ни было, на сегодняшний день получается, что Тимошенко, сама того не желая, оказала огромную услугу Москве, которая на протяжении года отговаривает Киев от интеграции с ЕС и заманивает его в Таможенный союз. Насколько это помощь существенна, выяснится всего через неделю. В крайнем случае – в конце ноября.
Коментарі — 0