Подписание соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом становится все менее вероятным, заявил в интервью DW эксперт Европейского совета по международным отношениям Эндрю Уилсон.
Подписание соглашения об ассоциации Украины с Евросоюзом становится все менее вероятным, заявил в интервью DW эксперт Европейского совета по международным отношениям Эндрю Уилсон.
Европа вполне может потерять терпение по отношению к Украине, предупреждает эксперт Европейского совета по международным отношениям Эндрю Уилсон. В интервью DW он объяснил, почему Киев не может вечно лавировать между Брюсселем и Москвой.
DW: Верховная рада не смогла принять закон, позволяющий Юлии Тимошенко отправиться на лечение в Германию. Означает ли это, что в Вильнюсе на саммите Восточного партнерства Украина не сможет подписать соглашение об ассоциации с Евросоюзом?
Эндрю Уилсон: Мы не можем сказать, что подписание теперь невозможно, но оно становится все менее вероятным. Украинские депутаты играют с огнем, игнорируя все назначенные крайние сроки, включая публикацию отчета миссии Кокса и Квасневского и встречу министров иностранных дел стран ЕС в понедельник, 18 ноября. Если президент Янукович не возьмет на себя ответственность и быстро не решит этот вопрос, то его будет очень сложно решить в оставшееся время.
- Однако депутаты Европарламента Пэт Кокс и Александр Квасьневский дали понять, что готовы подождать с окончательными выводами до 19 ноября...
- Да, хотя повторю: дедлайн - это встреча министров 18 ноября, на которой надо договориться о повестке дня вильнюсского саммита. Будет очень сложно проводить встречу без определенной повестки. Возможно, что дедлайн будет нарушен с тем, чтобы все-таки включить этот вопрос в обсуждение. Но, в целом, я симпатизирую всем тем европейским политикам, которые теряют терпение в отношении Украины. Мы дали Киеву максимум времени.
- Как может и должен реагировать Евросоюз в сложившейся ситуации?
- Если ситуация останется без изменения, и вопрос с Тимошенко по-прежнему не будет решен, то мы должны ясно сказать "нет" подписанию соглашения об ассоциации с Украиной. Это не означает, что такой документ не будет подписан никогда. Просто надо будет пересмотреть свое отношение к этой теме.
В частности, есть дискуссия о том, стоит ли уделять такое внимание вопросу личной свободы Юлии Тимошенко в ущерб более широкой проблеме соблюдения прав и свобод на Украине. Но пока мы ставим этот вопрос именно так (настаивая на предоставлении Тимошенко возможности лечения в Германии. - Ред.), так что если Украина не готова выполнить это условие, то невозможно говорить о подписании соглашения.
- Какой вы видите дальнейшую перспективу отношений между ЕС и Украиной в случае, если документ не будет подписан в Вильнюсе?
- Если все будет развиваться именно так, то в отношениях между Киевом и Брюсселем возникнет очевидная проблема. Думаю, правильно утверждать, что у Европы нет запасного варианта на этот случай.
В политике большую роль играет удачный момент. Если соглашение не будет подписано в Вильнюсе, то момент может быть упущен. Но политика на то и остается политикой, что всегда есть возможность пересмотреть этот вопрос. Впрочем, понятно, что у Евросоюза будут все основания испытать большое разочарование от неспособности украинцев действовать.
- Как долго Украина сможет продолжать политику лавирования между Москвой и Брюсселем?
- Если под Украиной понимать настоящих лидеров страны, то есть группу олигархов, то думаю, что олигархи могут продолжать ту же самую политику и обогащаться дальше, используя преимущества позиции между двумя полюсами силы. Но это не может продолжаться вечно. Изолированная Украина будет слабой, что позволит прежде всего России нанести удар по бизнес-интересам местных олигархов.
Я думаю, что это вполне очевидно. Несколько дней назад я был в Киеве на заседании Всемирного экономического форума, на котором обсуждались вопросы будущего развития Украины. Раньше местные олигархи делились примерно поровну на сторонников сближения с Россией и сторонников сближения с Евросоюзом. Однако на этот раз в ходе дискуссии все достаточно единодушно выступали за сближение с Брюсселем. И причина единодушия очевидна: они хотят защитить свои бизнес-интересы.
Коментарі — 0