Последний день Рады ознаменовался не только атакой провокаторов, но и «историческими» законами
Сегодня, по идее, должен был прозвучать дембельский аккорд этого парламента, но обстановка к прощальным фотографиям на ступеньках явно не располагала. Последнее (?) заседание парламента седьмого созыва запомнилось не только провокациями под стенами Верховной Рады и массовыми задержаниями , но и продуктивной работой с принятием ряда резонансных законов. Если принятие во втором чтении пакета антикоррупционных законов было запланировано неделю назад, то второе чтение многострадального закона о прокуратуре ждало своего часа с ноября 2013-го года, когда его внес еще президент Янукович с учетом рекомендаций Венецианской комиссии. Этот закон входил в пакет евроинтеграционных и должен был быть принят для подписания Соглашения об ассоциации с ЕС. Однако потом произошли всем известные события, и окончательное его утверждение было отложено в долгий ящик. Но сегодня, наконец, историческое, по словам спикера Александра Турчинова, событие состоялось. В присутствии президента спикер вынес законопроект в зал самым первым и несмотря на то, что неделю назад представлявший законопроект глава профильного комитета Андрей Кожемякин был пессимистично настроен насчет его поддержки, тот набрал конституционное большинство – «за» проголосовали 316 депутатов.
Вот несколько основных новаций закона, который лишает ГПУ некоторых полномочий, благодаря чему этот инструмент получил славу репрессивного аппарата.
Самое основное – документом предлагается отменить функции прокуратуры по надзору за соблюдением и применением законов (так называемый «общий надзор»). Эта норма, по мнению взявшего слово Порошенко, являлась «сталинской». Теперь органы прокуратуры лишены полномочий непосредственного вмешательства в деятельность граждан, частных предприятий и организаций вне сферы криминального судопроизводства. То есть если на вас нет открытого дела, сотрудники прокуратуры не могут вторгаться к вам в помещение и требовать каких-либо документов или объяснений. Возможности «трясти бизнес» таким образом у прокурорских теперь поубавится, правда, такая возможность останется у остальных «профильных» органов.
Согласно документу, на прокуратуру возлагаются следующие функции: поддержка государственного обвинения в суде, представительство интересов гражданина или государства в суде в определенных законом случаях. Прокуроры сосредоточатся на надзоре за соблюдением законов органами, которые проводят оперативно-розыскную деятельность, досудебном следствии, а также надзоре за соблюдением законов при выполнении судебных решений в уголовных делах и в условиях применения других мер принудительного характера, связанных с ограничением личной свободы граждан.
С учетом нынешних реалий восстанавливается военная прокуратура и должность Военного прокурора, порядок действия которых нашел свое отражение в законопроекте. Формируется трехуровневая система органов прокуратуры – Генеральная прокуратура Украины, региональные прокуратуры и местные прокуратуры. При этом ликвидируются специализированные прокуратуры, а также городские или районные в городах, районные или межрайонные прокуратуры там, где они действуют одновременно. Законом устанавливается перечень всех местных и военных прокуратур.
Кандидаты в прокуроры должны будут проходить специальную подготовку в Национальной академии прокуратуры в течение шесть месяцев. По новому законодательству «карательным» органом для прокуроров станет Квалификационно-дисциплинарная комиссия, которая будет принимать решения о привлечении прокуроров к дисциплинарной ответственности или невозможности их дальнейшего пребывания в должности. Но суд может соответствующим постановлением остановить действие решения комиссии.
В прокуратуре каждого из уровней предусмотрены должности первого заместителя и четырех заместителей руководителя. Очерчены законом и рамки открытости Генпрокуратуры – отныне она обязана информировать общественность о своей деятельности не меньше чем дважды в год.
Теперь главное, как будет работать этот закон, который вступит в силу отнюдь не сразу. По словам действующего генпрокурора Виталия Яремы, произойдет это лишь через полгода – 14 марта 2015-го года. За это время необходимо будет обеспечить начало работы новых структур – таких как квалификационная комиссия прокуратуры, которая будет представлена 11 представителями разных органов, в том числе – адвокатами, представителями омбудсмена и прокуратуры. Эта комиссия будет подавать Генпрокурору свои кадровые предложения.
Также сегодня был в целом проголосован весь антикоррупционный пакет законов, первое чтение которых состоялось в прошлый вторник. Правда, как и ожидалось, в окончательный вариант протиснулись некоторые нюансы. Например, у законопроекта «О системе специально уполномоченных объектов в сфере коррупции» (№ 5085) было изменено даже название – в окончательном варианте он стал законом «О национальном антикоррупционном бюро Украины». Изменилась и его суть. Глава профильного комитета «ударовец» Виктор Чумак рассказал, что внесенные буквально накануне голосования поправки, во-первых, ужесточили требования к главе этого бюро, во-вторых, сделали возможным вынесение недоверия ему Верховной Радой. После поправок «главный антикоррупционер» должен иметь 10 лет стажа работы по специальности и 5 лет – на руководящих должностях. Противники этих нововведений считают, что таким образом избранный на эту должность кандидат будет плоть от плоти все той же коррупционной системы, с которой призван бороться. Зато изъята норма о проверке претендентов на полиграфе.
Рада, по словам Чумака, теперь дает добро на назначение руководителя бюро и может выразить ему недоверие, для чего необходимо собрать минимум 150 голосов депутатов. Также в зале была проголосована поправка депутата «Батькивщины» Сергея Власенко, существенно сужающая возможности бюро – для проведения последним процессуальных действий необходимо решение суда.
Успел парламент принять закон об уголовной ответственности за подкуп избирателей , зато «пробка» с принятием закона о признании ОУН-УПА воюющей стороной (Турчинов семь раз безуспешно ставил его на голосование) и начавшиеся беспорядки под Радой, по словам министра внутренних дел Арсена Авакова, сорвали голосование по социальному закону по выделению средств по агентству, занимающимся делами раненых и ветеранов АТО. Закрывая заседание, Турчинов оставил за собой право созвать внеочередную сессию, но в том, что депутатов перед выборами еще удастся собрать вместе, есть сомнения.
Коментарі — 0