Россия хочет склонить ЕС к формуле «Украина в обмен на солидарность в борьбе с «глобальным джихадом»
Русский след в деле Charlie Hebdо вряд ли будет обнаружен в ближайшее время. Не исключено, что прямого заказчика нет. Есть «направляющий», проектирующий события того или иного уровня и силы воздействия. Непосредственный заказчик, как во времена разгула терроризма в Европе во второй половине ХХ столетия (Ирландия, Cтрана басков и т.д.) или в сценарии «ФСБ взрывает Россию» может быть и не нужен. Глобализация привела к качественно новому уровню сервиса «террористических услуг». Имеет место взаимодействие глобальных сетей – исламского джихада и многоуровневой разветвленной агентуры спецслужб. Они являются сегментированными, полицентричными, идеологически интегрированными СПИН-сетями (SPIN - segmented, polycentric, ideologically integrated network). Эти сети «чувствуют» потребности друг друга и пользуются при определенных условиях и обстоятельствах услугами друг друга. У них существует взаимный интерес и «влечение». При этом цели у них разные, но к их достижению ведут одни и те же процессы. Проектируемое событие «Х» (теракт) приводит к множественности последствий, и дальше – каждый собирает свой «урожай».
«Произошедшие атаки не должны нас удивлять. Мы увидим больше», – заявил бывший директор разведывательного управления министерства обороны США генерал-лейтенант Майкл Флинн. Поэтому, из «цепной реакции» событий, из которых 7 января в Париже, произошло только начальное.
Лидер крымских татар Мустафа Джемилев считает, что теракты, организованные радикальными исламистами во Франции, выгодны в первую очередь России. Чеченский политик Ахмед Закаев утверждает, что при расследовании атаки на редакцию французского журнала Charlie Hebdo необходимо учитывать роль РФ: «Меня могут обвинить в предвзятости, но факты говорят именно о том, что за этими акциями стоят интересы России».
Итак, почему это выгодно России безотносительно к тому, выступал ли кто-то заказчиком или это спроектированный и спланированный результат взаимодействия глобальных сетей – террористической и агентурной (российских спецслужб)?
1. Кремлю в условиях международной изоляции и санкций нужен «солидарный сценарий» - сценарий, когда ЕС и Россия выступают вместе против некоего третьего, общего врага, процесса, явления. В этом смысле Ахмед Закаев вполне логичен
2. в своей оценке: «Российские спецслужбы должны сделать все, чтобы враг был в лице так называемых исламских террористов. Они хотят найти общего врага с Западом, чтобы Запад снял эти санкции… Исходя с этого, я делаю выводы, что единственная страна, которая была заинтересована в этом теракте в Париже, - это Россия». В этом смысле стоит обратить внимание на пассажи, распространяемые после событий в Париже российскими СМИ и прокремлевскими «мозговыми центрами». Вот лишь некоторые из них, от Фонда стратегической культуры (ФСК): «…халифат двинется на Кавказ и в Европу. Это будет Армагеддон. Здесь, на Ближнем Востоке, хоть кто-то воюет и сопротивляется. А в Европе исламисты достигнут бешеного успеха. Европейцы - кролики, которые отвыкли воевать. Если десять опытных террористов ИГ войдут в мирный европейский город, они его возьмут… Кроме того, у них повсюду сидят свои люди. Марсель и Брюссель - это уже арабские города, где даже полиция боится вмешиваться». «Смертоносная акция людей, оповестивших мир о своём намерении «отомстить за пророка Мухаммеда», продемонстрировала, что иерархия угроз, выстроенная лидерами и Франции, и других государств Западного мира, далека от реальности… Обама во всеуслышание объявил, что Россия представляет большую угрозу миру, чем террористическая группировка «Исламское государство»… Вывод из всего этого – очевиден и сформулирован очень быстро, четко и открыто: «Господам Столтенбергу, Меркель, Олланду, Юнкеру и другим европейским атлантистам следовало бы понять... что »Россия, как и прежде, открыта к сотрудничеству с Западом».
3. Переключение внимания и ресурсов Запада на вновь восставшую после 11 сентября 2001 года глобальную угрозу терроризма и увод внимания от «российско-украинского кризиса» и процесса создания Европейского Энергетического Союза. По оценке кремлевских аналитиков, на решение проблемы борьбы с терроризмом Запад будет вынужден скорректировать приоритеты и переориентировать колоссальные ресурсы с других направлений.
3.1. «Российско-украинский кризис» при этом отойдет на второй или даже третий план. Это дает России определенную дополнительную свободу маневра и возможность продолжать дальше гибридную войну, комбинируя и маневрируя военными и невоенными средствами на востоке Украины, провоцируя экономический и политический кризис, который приведет к коллапсу.
3.2. Москву беспокоит процесс создания Энергетического Союза в рамках ЕС и еще в прошлом году начали разрабатывать варианты противодействия ему. В Кремле исходят из того, что «Европа слаба, труслива, жадна и скупа, поэтому ради нефти и газа способна простить России многое». Тем более, на фоне того, что поставки углеводородов, которые поступают в ЕС в основном из исламских стран, являются все более рисковыми на фоне нестабильности Ближнего Востока.
4. Необходимость снятия санкций Запада против РФ и пересмотре ценовой политики на нефтяном рынке. Во всех своих бедах в России видят «происки» США и ЕС, которые начали войну против РФ. Обычно, это характеризуется так: «Запад, прежде всего США, пошли по самому жесткому варианту: против России и Путина началась война. ... и война эта началась с гибели в Украине авиарейса МН17, а продолжилась обвалом цен на энергоносители, прежде всего, на нефть, и атакой на рубль…» (Правда, есть и другая русская версия даты объявления войны Западом России: «подписание в декабре 2014 года президентом Бараком Обамой закона США № 5859 «О поддержке свободы на Украине» - это неформальное объявление войны России».) Но факт остается фактом – дальнейшее снижение цен на нефть, во-первых, и санкции Запада против РФ во-вторых, постепенно угнетают российскую экономику, как низкие цены на нефть во второй половине 80-х уничтожили советскую. Экспортная пошлина на нефть – главный источник пополнения российского бюджета, с 1 января 2014 года составляет $170,2 за тонну. Для сравнения: в начале 2014 года она была $401, а в 2013-м - $395,6. То есть, более чем двукратное сокращение поступлений налицо.
5. Разрушение трансатлантической солидарности через дискредитацию США в глазах ЕС, усиление недоверия ЕС к США. Это начало делаться буквально мгновенно через лояльных Кремлю экспертов в Европе. И, конечно же, во всем. Обратимся снова к ФСК: «Среди европейских аналитиков очень немногие позволяют себе честно и трезво оценить ту ситуацию, которая сложилась после бойни в Париже. Среди немногих - Тьерри Мейсан, главный редактор сайта Réseau Voltaire, 7 января опубликовавший статью, в которой он предположил, что нападение на Charlie Hebdo – это «французское 11 сентября». По его мнению, это была не месть журналистам, а провоцирование европейской гражданской войны в рамках стратегии «столкновения цивилизаций» … «Мы не знаем, кто заказал эту профессионально подготовленную операцию против Charlie Hebdo, но нам не стоит теряться в догадках. Следует рассмотреть все гипотезы, а на данный момент принять, что самой вероятной целью было разделить нас, а заказчики, вероятнее всего, находятся в Вашингтоне».
И более чем откровенный вывод-рекомендация: «Трансатлантическая солидарность не спасла европейцев от удара радикальных исламистов, которые с 70-х годов ХХ века пестуются американскими спецслужбами. Эта солидарность с каждым годом обходится Европе всё дороже. В Москве надеются, что у Европы достанет всё-таки политической воли взять свою судьбу из американских рук в собственные».
Активный поиск «руки Вашингтона» все более напоминает российскую практику «перевода стрелок» или известную ситуацию, когда вор кричит «Держите вора!». Из последней аргументации: «Американские спецслужбы устроили теракты, чтобы не позволить Парижу принимать решение самостоятельно, а не так, как верные собаки Польша и Литва».
6. Дестабилизация «слабого звена» трансатлантического сообщества - ЕС, углубление раскола внутри ЕС. Российские СМИ не без удовольствия констатируют, что «европейцы явно недооценили российскую роль в жизни Евросоюза и влияние Кремля на некоторые страны «Единой Европы»… Для Москвы фактически не остается других вариантов, как попытаться разваливать ЕС изнутри руками таких евроскептиков, как венгерский премьер Виктор Орбан».
События в Париже вокруг Charlie Hebdo первым делом обозначатся на Шенгенском пространстве. Министр внутренних дел Испании уже предложил ввести пограничный контроль между странами-участницами Шенгенского соглашения. Слова испанского министра: «Мы будем выступать за введение пограничного контроля, в результате чего нам, возможно, будет необходимо внести изменения в Шенгенское соглашение» с воодушевлением восприняли в Москве. Министр объяснил, что сделать это необходимо для ограничения перемещения боевиков, возвращающихся в Европу из стран Ближнего Востока. Такой подход означает, что единые пространства ЕС могут начать, по мнению кремлевских аналитиков, фрагментироваться. Еврозона снова испытает серьезные трудности из-за Греции и результатов парламентских выборов 25 января. Приход ультра-радикалов к власти, по мнению Москвы, неминуем. Основные положения экономической программы Коалиции радикальных левых сил (СИРИЗА) - отказ от евро и возврат к драхме, национализация стратегически важных предприятий и всех банков страны. Предполагается, что Grexit (выход Греции от сокр. aнгл. Greece exit – прим. наше) приведет к проблемам для еврозоны и Германии. (Еще в марте 2014 года президент Греции вновь потребовал от Германии репараций за ущерб, нанесенный стране во время Второй мировой войны. Греческая сторона претендует на €108 млрд. в качестве компенсации за разрушения и €54 млрд. за займы, выданные Банком Греции Германии и не возвращённые. Общая сумма репарационных требований Греции составляет €162 млрд.)
7. Стимулирование ЕС к опусканию нового «железного занавеса». На сей раз это может произойти по инициативе ЕС, как одна из предупредительных мер по защите от проникновения террористов и нелегальной миграции с Востока, в т.ч., с постсоветского пространства. Кремль, скатывающий Россию ко все более северокорейской изоляционистской модели устройства в условиях «войны Запада против РФ», весьма заинтересован в таком занавесе и для своих граждан, и для граждан евроориентированных постсоветских стран, прежде всего Украины, для которых уже близкая цель достижения безвизового режима, снова превратится в Fata Morgana, приведет к очередному разочарованию в обществе «Европой, где нас не ждут», как о том, мол, и предупреждали из Москвы.
8. Увеличение меры политического хаоса в Европе, сценарий «множественности кризисов». Как отмечалось в начале статьи, событие «Х» приводит к множественности последствий. В случае Charlie Hebdo исламские террористы получили эффект устрашения Европы и Запада в целом, Россия – окно возможностей для дальнейшей деконструкции существующего порядка в Европе, который она начала рушить в 2014 году агрессией против Украины. В прошлом году, в наших работах отмечалось, что «метод «путинского марша» – прост: «наступать, пока Запад осмысливает, захватывать, пока Запад возмущается, создавать новую реальность, пока Запад пребывает в старой». Так и выходит – Запад еще осмысливает что происходит с Украиной и вокруг Украины, является ли Путин Гитлером или не является, а уже появилась новая реальность, новый вызов, который требует реагирования. А на него ЕС, как в этом убедились в Кремле, реагировать оперативно неспособен.
Какими могут индикаторы, если гипотеза о «русском следе» в деле Charlie Hebdo верна? По российским СМИ в «период postcharlie» уже прослеживается главный тезис: «С Россией Европа может жить в мире – если признает границы русского мира и не будет пытаться отрывать от него куски по заказу атлантистов». Поэтому деатлантизация Европы со стороны России может сопровождаться рядом процессов и характерных событий. (О части из них см. подробнее читайте здесь http://geostrategy.org.ua/ua/analitika/item/619-gibridna-viyna-v-shidniy-evropi-energetichniy-komponent «Гибридная война в Восточной Европе. Невоенное измерение. Энергетический компонент»,
1. «ФСБ взрывает Россию» . Теракты в российских городах, на транспорте, попытки захвата объектов промышленной инфраструктуры с угрозой масштабной техногенной катастрофы по уже отработанному сценарию. Это будет призвано продемонстрировать Западу, что проблема борьбы с терроризмом так же актуальна для РФ, как и для Европы, и США, а отсюда еще раз подтверждение необходимости «солидарных действий России и Запада» в борьбе с терроризмом, а остальное, мол, должно отойти на задний план.
2. «Обнаружение» при содействии российских спецслужб «фактов» нелегальных поставок «оружия с Украины» на территорию стран ЕС. Будет призвано продемонстрировать Европе, что «оружие «хунты» расползается по континенту», «границы ЕС нуждаются в усилении от «хаоса». Типичная операция российских спецслужб с нелегальной заброской небольшой партии «украинского оружия», взятого с арсеналов в аннексированном Крыму, и мощный медиа-эффект по дискредитации Украины гарантирован.
3. Рост напряженности в конфликтогенных зонах в ряде стран европейского континента. Обратимся вновь к ФСК: «…список вызовов европейской безопасности сегодня не ограничивается Украиной. Недалеко до срыва перемирия в Нагорном Карабахе, тесно завязана на кризис вокруг Украины ситуация в Приднестровье, внимательно присматриваются ко всем кризисным ситуациям в Европе в новых потенциальных конфликтных зонах, в первую очередь в Каталонии и Стране Басков». Следует понимать, что в этих регионах будут прикладываться усилия по дестабилизации.
4. Стимулирование внутриполитических расколов в политикуме ведущего европейского тандема – Франции и Германии. Развал правящей коалиции в Германии через механизмы влияния на З.Габриэля и Ф.-В. Штайнмайера – сверхзадача для Кремля на ближайшее время. Во Франции ставка делается на Марин Ле Пен. «Если для Олланда и Саркози Ле Пен несовместима с ценностями республики, то для большой части французов именно нынешняя элита Пятой республики несовместима с национальными интересами и ценностями. А значит, рано или поздно эта элита будет сметена – и к власти придет Ле Пен, как бы ни пытались ее остановить. … «Национальный фронт» обречен на приход к власти…», - это пассажи из российских СМИ. http://glavcom.ua/articles/24552.html Прецедент финансирования Народного Фронта уже есть, поэтому следует ожидать отработки российских денег услугами «фронтовиков».
5. Формирование «группы диалога с Россией» . С учетом того, что в ЕС четко обозначились страны, оппонирующие Брюсселю в вопросах отношений с Россией и санкций против нее, Москва попытается «оформить» эту оппозицию в некий неформальный пророссийский альянс в составе Австрии, Венгрии, Греции, Кипра, Болгарии, склонить к нему Финляндию, Словакию, Чехию, Бельгию, Испанию, Италию, а также склонить Сербию, как минимум, к замораживанию интеграции с ЕС.
6. Дальнейшее проталкивание идеи разделения сфер ответственности за безопасность в пространстве ОБСЕ между Евроатлантическим (НАТО) и Евразийским (ОДКБ) сообществами. Это будет видно в рамках процесса «Хельсинки + 40» в контексте 40-летия подписания Хельсинкского заключительного акта по безопасности и сотрудничеству в Европе. В соответствии с таким видением, проблемы постсоветского пространства, в т.ч., «украинский кризис» - это зона ответственности «Евразийского сообщества безопасности», читай – России с помощью ОДКБ.
7. Проблемы в энергоресурсных и транзитных регионах и странах, имеющих важное значение для энергетической безопасности ЕС. В ЕС и так бытует (хотя не превалирует!) мнение, что импорт углеводородов из РФ предпочтительнее, чем импорт из стран Ближнего Востока, становящихся все менее стабильными. Эта оценка многие годы, начиная с периода после 11 сентября 2001 года, настойчиво продвигалась российской дипломатией и пропагандой. С одновременным предложением со стороны РФ «быть надежным поставщиком нефти и газа в ЕС». С учетом того, что такие добывающие и экспортирующие нефть и газ страны, как Алжир, Ливия, Ирак долгое время находились в сфере советского влияния, ПГУ КГБ и ГРУ ГШ ВС СССР, а в постсоветский период – СВР и ГРУ ГШ ВС РФ имели и имеют не только разветвленные агентурные сети, но и возможности использования радикальных групп различного политического толка, подпитываемые Москвой.
Один из свежих примеров того, как работают старые связи и механизмы под новые задачи – в Алжире. Стоит вспомнить предновогодние сообщения российских информагентств: «В городе Ин-Салах в центральной части Алжира проходят массовые акции протеста против начала разработки в этом регионе месторождения сланцевого газа. …Самая крупная акция протеста состоялась 1 января и собрала не меньше 1,5 тыс. человек. «Да солнечной энергии, нет сланцевому газу», «Нет уничтожению Юга сланцевым газом», «Ин-Салах в агонии» - такие лозунги выкрикивали манифестанты».
Газодобыча в Алжире стагнирует. В 2013 году объем добычи природного газа составил 127 млрд. куб. м. Алжир – третий после России и Норвегии поставщик газа в ЕС, основные потребители его – Италия, Франция, Испания. Перспективы газодобычи Алжира связаны с нетрадиционным газом. Страна находится на 4-м месте (по некоторым данным – на 3-м) в мире после США, Китая и Аргентины по объемам ресурсов нетрадиционного газа. Добыча его должна начаться в 2022 году. Алжир намерен увеличить объемы добычи природного газа на 40% в течение ближайших пяти лет, а через 10 лет удвоить их. То есть он будет составлять все большую конкуренцию России.
Самое потрясающее состоит в том, что перспективный регион газодобычи Ин-Салах находится в Сахаре. Местность выглядит там так, как и подобает пустыне:
То есть, оснований для экологического протеста просто не существует. Организованные по европейским шаблонам протесты просто прикрывают намерение не допустить усиление конкурента через срыв его производственных планов.
В более широком контексте можно спрогнозировать усиление подрывной деятельности российских спецслужб в Ираке, Ливии, Алжире, а также в Азербайджане. Особняком стоит Саудовская Аравия – ключевой нефтедобывающая и экспортирующая страна мира. Потенциал влияния России там низок, но, тем не менее, она, как и Иран, будет прикладывать усилия по дестабилизации саудовской геронтократии с тем, чтобы возвратить нефтяные цены к росту.
Первый признак возможных тектонических сдвигов – это отсрочка встречи в Астане. Формальный повод и объяснение – невыполнение Минских договоренностей. Реальные причины – это тайм-аут для репозиционирования России и Европы с учетом фактора Charlie Hebdo. Россия хочет склонить ЕС к формулам «Украина в обмен на российскую солидарность с Западом в борьбе с «глобальным джихадом» и «Крым в обмен на мир». Высказывание президента Порошенко в интервью французскому телеканалу о том, что «Украина готова предоставить Донбассу статус особой экономической зоны с собственным режимом отношений с ЕС и Россией» может свидетельствовать о том, что репозиционирование в Брюсселе и Берлине началось с давления на Киев в угоду Москве. Стоит вспомнить неуклюжие маневры Еврокомиссии и Германии вокруг DCFTA между Украиной и ЕС после подписания Соглашения об ассоциации с втаскиванием России в двусторонний формат.
Центр глобалистики, «Стратегия ХХІ» (на основе обзора и анализа российских СМИ)
Коментарі — 0