Насколько прочен союз Путина и Кадырова?
Насколько прочен союз Путина и Кадырова? Сменит ли Дмитрий Медведев пост премьер-министра на руководство Советом Федерации? Как расценивать призыв Эдуарда Лимонова закрыть ряд либеральных СМИ? Некоторые итоги недели и самые неожиданные прогнозы на ближайшее политическое будущее в России — в диалоге с политологом и публицистом Станиславом Белковским.
Доносом недели по праву можно считать публикацию в газете «Известия» призыва писателя Эдуарда Лимонова, обращенного к Кремлю: «Нужно закрыть… вражеские радиостанции и СМИ. Кроме „Эха“ закрыть и „Коммерсант-FM“, РБК и «Новую газету», хотя бы этих. Следует лишить российского гражданства несколько десятков журналистов и выслать их в Чехию». В недавнем прошлом оппозиционер, бывший лидер запрещённой в России «Национал-большевистской партии» в последнее время занял ястребиную позицию в отношении Украины и либерального движения. О том, как усиливается в стране «атмосфера ненависти» и о других темах общественной дискуссии мы разговариваем сегодня с одним из самых ярких и парадоксальных политологов Станиславом Белковским. Он известен, в частности, определением нынешней ситуации в России как «ГКЧП-2» по аналогии с государственным переворотом в августе 1991 года, который привел к распаду СССР.
Что для вас любопытного, интересного, нового появилось на этой неделе?
Станислав Белковский: Появился переход Рамзана Кадырова в новую фазу. Мне кажется, он уже перестал координироваться в действиях с Кремлем. Он достаточно четко объявил, что является независимым политиком, который действует по своему усмотрению, и что в России должно происходить то, что он говорит.
Амбиции Кадырова федеральны или ограничиваются Чечней?
Амбиции Кадырова не федеральные и не ограничиваются Чечней, они ограничиваются Северным Кавказом. Он хочет взять под контроль Северный Кавказ и полностью сохранить возможность получения федеральных дотаций. Третьей чеченской войны не будет, потому что против Кадырова настроены также Ингушетия и Дагестан. И в отличие от ситуации середины 90-х годов, когда начиналась Первая чеченская война, весь Кавказ восстанет против Кадырова, а также против Кадырова восстанет значительная часть Чечни. Поэтому весь вопрос только в политическом решении президента Путина. Я всегда выступал за отделение этих трех республик от Российской Федерации. Я думаю, что само историческое развитие оправдывает мою точку зрения. Эти регионы ментально и политически чужды России, и они были присоединены только потому, что нужен был коридор на Закавказье в ходе Кавказской войны 19-го века. Сейчас, когда Закавказье потеряно и потеряно, во всяком случае, в средней и долгосрочной перспективе безвозвратно, этот коридор не нужен.
Не получит ли Россия подбрюшье не самое мягкое?
Она уже его получила. Что бы ни произошло после отделения, это будет менее болезненный сценарий. Потому что это будет другое государство, другие территории, другие регионы. И, по крайней мере, можно будет выстроить границу между ними, можно будет их как-нибудь блокировать, изолировать.
А местные региональные элиты не слишком федерализированы и европеизированы?
Местные региональные элиты, мне кажется, заинтересованы в том, чтобы Рамзан Ахматович ушел на пенсию. Но Чечне важна доверенность Кремля на управление. Поэтому, вопреки распространенному мнению, не Кадыров является гарантом безопасности Путина, а Путин — гарант безопасности Кадырова. Потому что как только лицензия [Кремля] будет отозвана, Рамзан Ахматович уйдет на пенсию. И сделают это не федеральные войска, сделает это свободолюбивый чеченский народ.
Вторая большая тема, которую я хотел бы затронуть, это ГКЧП-2 — вы говорили о нем некоторое время назад: после Перестройки-2 — ГКЧП-2. Идет ли процесс, и в какую сторону он идет?
Да, этот процесс находится в развернутой стадии. Владимир Владимирович изучил внимательно ГКЧП-1, он понял, как надо и как не надо действовать. Он идет путем замораживания всех политических процессов в РФ. И сейчас, насколько мне известно, Дмитрий Медведев, который является официальным преемником Владимира Путина, идет на пост спикера Совета Федерации. Соответственно, вице-премьер Аркадий Дворкович станет его первым вице-заместителем. А кто станет премьером — непонятно. Также идет речь о смещении руководителя администрации президента Сергея Иванова, поскольку он «достал» Владимира Владимировича. Не факт, что все эти решения будут реально приняты. Но факт тот, что сама логика ГКЧП-2 неизбежна. ГКЧП-2 будет продолжаться, потому что для того, чтобы изменить эту логику, нужно принять политическое решение на эту тему. А Владимир Владимирович Путин, будучи консерватором по духу, не в состоянии принять такого решения.
Мы не пережили ГКЧП-1, в смысле, ГКЧП не победил тогда, поэтому сложно представить, что было бы в то время. Но цель ГКЧП-1 была совершенно очевидна — реставрация советской власти. Какова цель ГКЧП-2?
Цель ГКЧП-2 — справиться с отчаянием Владимира Путина по поводу невозможности сохранения власти. Вторая цель — это вернуться в Ялтинско-Потсдамский мир, то есть в какой-то степени реставрировать СССР, но не во внутренней политике, а во внешней, и доказать Бараку Обаме и Ангеле Меркель, что Владимир Путин является Сталиным по сути, что они должны договориться с ним о разделе мира. Естественно, они договариваться с ним о разделе мира не собираются, точно так же, как они не договариваются о разделе мира со мной. Ибо для раздела мира нужны какие-то внятные аргументы, а не просто желание делить мир, а этих аргументов у Путина нет. У него нет ресурсов, чтобы принудить США и Евросоюз к новому разделу мира. Да, у Сталина они были.
Причем там ядерное оружие?
Вы знаете, я не военный эксперт, но я много советовался с военными экспертами. И большинство военных экспертов уверяют меня, что все это блеф. Что авианосец «Теодор Рузвельт», находящийся в Бахрейне, и авианосец «Джордж Буш», находящийся в Греции, в совокупности существенно превосходят по военной мощи вооруженные силы РФ в целом. Это нечто иллюзорное, демонстрация того, чего нет. А нет военной мощи РФ — после парада рухнула ракета «Протон» с мексиканским спутником, и это был ответ на то, какова эта военная мощь. И все военные эксперты мира это прекрасно понимают. Американский спутник, который нависает над РФ может выпустить в любой момент какой-нибудь луч, который подавит ракетную мощь. Владимир Путин — гуманитарий, а я — математик. И как математик я понимаю, что любая технология должна обновляться 2 раза в год. Если она не обновляется 2 раза в год, она никогда не будет работать.
Тренд последнего времени «Назад в СССР» заметно укрепляется. До какой степени он может длиться, дойдет ли до введения выездных виз или до отмены, хотя бы частичной, частной собственности и возможности распоряжаться своими средствами?
До отмены частной собственности не дойдет, поскольку этот тренд касается именно международной политики, а не внутренней. Поэтому радикальных мер решения внутренней политики не будет. Во внешней они возможны. Ограничение на выезд — я этого не исключаю, но оно будет касаться не всех, оно будет касаться людей, которых Путин считает обязанными быть лояльными, то есть, в первую очередь, госчиновников. Запрет на выезд для госчиновников будет мощнейшим катализатором государственного переворота, поскольку он подорвет социальную базу действующего президента РФ.
Тема про атмосферу ненависти в стране — письмо Лимонова, опубликованное в «Известиях», с призывом «Кремль, опомнись, что ты делаешь? Я тебя не люблю, но этих ты должен закрыть». Что это на самом деле?
Я неплохо знаком с Эдуардом Лимоновым. Я считаю, что это очень положительный жест. Он гарантирует, что не закроют «Эхо Москвы». В силу того, что Путин не принимает никаких решений под давлением, а тем более под давлением Лимонова. Если бы он этого не сказал, то вероятность закрытия «Эха Москвы» была значительно бы выше. А когда известный человек, не стоящий на кремлевских позициях, являющийся оппонентом Кремля, призывает принять какое-то радикальное решение, то, конечно, Владимир Путин этого не сделает.
И к вопросу о той же самой ненависти: если раньше она была условно между государственниками и либералами, то сейчас, такое ощущение, полностью завоевывает либеральный лагерь.
Атмосфера ненависти неизбежно разливается, это принцип диффузии. Если атмосфера ненависти уже была кем-то создана, она будет проникать во все сферы и страты общества, это очень опасный процесс, который сегодня достиг если не апогея, то, по крайней мере, приближается к нему. Атмосфера ненависти в российском обществе велика, и опасность этой атмосферы нарастает с каждым днем. Остановить этот процесс можно только созданием мощной контр атмосферы. Но сегодня нет политической силы, которая в состоянии это сделать.
Самое последнее — что будет летом? Парламентские каникулы: все будет спокойно или вы ждете чего-то тревожного?
Когда сидишь в концлагере, ждать ничего тревожного не надо — ты уже в нем сидишь, чего еще ждать. Летом будут усугубляться все эти процессы, которые сейчас происходят. Вопрос состоит в том: когда элиты, которым реально могут ограничить выезд за границу, которым уже реально перекрыли каналы финансирования и спровоцировали арест всего, что только можно, примут решение отправить Владимира Путина на пенсию. Также очень важный вопрос: досидит ли до этого Дмитрий Анатольевич Медведев, или он уйдет на пост спикера Совета Федерации. Потому что если он досидит, тогда положительный сценарий возможен, как бы скептически я к нему не относился. Если не досидит, это уже другой вопрос. Рассматривается на его пост также Игорь Шувалов. Летом должно что-то решиться, с этим я согласен.
Коментарі — 0