В коалиции согласовали правила, по которым могут пройти осенние выборы. Законопроект уже зарегистрирован
В Верховной Раде зарегистрирован законопроект о местных выборах, по которому планируется провести волеизъявление уже осенью этого года. Среди его авторов представители трех фракций коалиции – «Блока Порошенко», «Народного фронта» и «Самопомочи». Одобрительно отозвались о проекте и в Радикальной партии (Игорь Попов), так что шансы его принятия весьма велики. Однако времени для проведения законопроекта через парламент не так уж много, чтобы успеть до старта избирательной кампании. А учитывая, что в Раде зарегистрировано несколько альтернативных законопроектов, дискуссии могут быть весьма бурными. Итак, что же за новации предлагает этот прорывной, по мнению его авторов, законопроект? Многие из них уже анонсировались и обсуждались ранее, а какие-то стали сюрпризом.
-- Где сохранится мажоритарка
Мажоритарная система сохраняется на выборах депутатов сельских, поселковых, районных советов, а также в горсоветах городов с количеством избирателей до 90 тысяч человек. При этом в этих населенных пунктах будет применяться так называемая «многомандатная мажоритарка», о чем уже писал «Главком». В каждом из округов может быть не один победитель, а от двух до четырех, которые наберут наибольшее количество голосов. Авторы законопроекта объясняют это новшество тем, что уменьшится количество «потерянных» голосов, отданных избирателями за кандидата, который, например, займет второе место. С другой стороны, смущает, что аналогичные депутатские полномочия могут получить кандидаты, результаты которых различаются в разы.
-- Открытые списки
В городах с количеством избирателей более 90 тысяч человек (а это все областные центры) вводится пропорциональная система с открытыми списками. О несметном количестве вариаций открытых списков сказано было уже очень много, но, в итоге, решено было остановиться, на вроде бы самой понятной. Но в этой схеме еще тоже придется серьезно разбираться.
Если в маленьких населенных пунктах кандидат может баллотироваться как от партии, так и быть самовыдвиженцем, то в больших нужно обязательно заручиться партийной поддержкой. Избиратель, придя на участок, теперь должен будет не ставить галочку напротив понравившейся партии, а вписать в бюллетень ее номер в списке всех партий, принимающих участие в выборах в этом регионе (например, на последних парламентских выборах по результатам жеребьевки у «Самопомичи» – 15-й номер в бюллетене, у «Блока Порошенко» – 22-й, у «Батькивщины» – 26-й и т.д.). Кроме этого, избиратель имеет возможность вписать в этот же бюллетень порядковый номер конкретного кандидата из списка партии, которому он наиболее симпатизирует. Главное декларируемое достоинство открытых списков – если ранее партийный лидер сам расставлял кандидатов в списке на условно «проходные» и «непроходные» места, то сейчас все зависит от воли избирателей.
Дальнейшая процедура распределения мандатов расписана достаточно путано, но суть ее такова. Сначала, как и раньше, определяется количество мандатов, которое получила конкретная партия в области или городе, а право на первоочередное получение мандатов получат те кандидаты, за кого проголосовало наибольшее количество избирателей (но не менее 3 % от общего количества голосов, поданных за список). То есть, если партия провела в обл- или горсовет десять депутатов, а эти самые 3 % взяли только шестеро из них, то оставшиеся четверо пройдут по ранжиру, по которому они записаны в партийном списке.
Конечно, пугает, что до осени в новой системе не разберутся не только избиратели, но и, что более важно, члены комиссий. Подобные опасения уже высказывал замглавы ЦИК Андрей Магера. Казалось бы, бюллетени не будут большими, в них надо будет проставить всего две цифры, но предварительно надо будет найти партию и кандидата в специальных списках. Законопроект предполагает, что с этими списками можно будет ознакомиться непосредственно в кабинках, но сложно представить, где они там будут размещаться, и насколько при этом затянется процесс голосования. Один из основных авторов законопроекта Александр Черненко признает, что это – главный недостаток новой системы, допускает увеличение размеров кабинок, но считает, что другого выбора нет.
-- Выборы мэров
В больших городах с количеством избирателей не менее 90 тысяч вводится двухтуровая система избрания городских голов. Речь об этом идет давно, еще со времен выборов в Киеве, когда Леонид Черновецкий, пользуясь внутренними разногласиями своих противников, дважды их обходил. Двухтуровая система уменьшает риски передачи ключей от города случайному человеку. Правда, в законопроекте есть нюансы: второй тур не проводится, если победитель набрал более 50 % голосов или же разрыв между первым и вторым местом составляет более 20 %.
Сельские, поселковые головы, старосты и мэры городов с численностью до 90 тысяч избирателей избираются по старой системе – в один тур. Авторы законопроекта объясняют это экономией бюджетных средств и невысоким уровнем противостояния на таких выборах.
-- Гендерный принцип
Очень спорная норма, призванная дать «зеленый свет» в политику представительницам прекрасной половины. Предлагается, чтобы при формировании организацией партии избирательных списков в каждой тройке кандидатов (1–3, 4–6 места и т. д.) было «не меньше двух кандидатов каждого пола». Это явная ошибка (два кандидата каждого пола никак не могут быть в тройке), которую обещают исправить ко второму чтению, но суть ясна. Если отбросить дипломатичность, треть мест в потенциально проходной части списка каждой партии в приказном порядке должна быть отдана женщинам.
-- Финансирование избирательной кампании
Финансирование предвыборной кампании должно быть прозрачным, но система открытых списков, естественно, вносит свои коррективы в финансовую часть. Ведь кандидатам теперь придется агитировать не только за партию, но и за себя лично. Кстати, это один из «подводных камней» системы, когда главных конкурентов кандидаты будут видеть не столько в лагере идеологических оппонентов, сколько среди собственных однопартийцев. Закон предлагает кандидатам, включенным в списки партий, следующие возможности: они не будут иметь собственных избирательных фондов для агитации, а будут выступать распорядителями текущих счетов избирательных фондов организаций партии, которая их выдвинула. В свою очередь, партия обязана распределить эти средства поровну между своими кандидатами – та еще процедура. При этом размер взносов граждан в избирательные фонды партий планируется ограничить 20 минимальными зарплатами.
-- Сокращение численности местных советов
Законопроектом предлагается существенно уменьшить количество депутатов местных советов – в среднем, на 30 % от существующего состава. Это было одним из требований коалиционного соглашения. Состав местного совета, как и ранее, зависит от количества жителей соответствующей территориальной громады, но его планируется сократить:
до 3 тысяч избирателей – от 6 до 10 депутатов;
от 3 до 10 тысяч избирателей – от 10 до 16 депутатов;
от 10 до 50 тысяч избирателей – от 16 до 22 депутатов;
от 50 до 100 тысяч избирателей – от 22 до 28 депутатов;
от 100 до 250 тысяч избирателей – от 28 до 34 депутатов;
от 250 тысяч до 1 миллиона избирателей – от 34 до 40 депутатов;
больше 1 миллиона избирателей – от 40 до 60 депутатов.
Например, в Киевсовете сейчас 120 депутатов – если законопроект будет принят в таком виде, его численность сократится вдвое. Решение о смене количественного состава сельского, поселкового, городского совета может быть принято соответствующим местным советом текущего созыва, но не позднее, чем за 120 дней до дня голосования на очередных местных выборах. Учитывая, что дата выборов – 25 октября, соответствующие голосования на местах должны состояться уже до середины июня. Возникает вопрос – что будет, если депутаты не проголосуют за собственный «секвестр»?
Вышеизложенное касается сельских, поселковых, городских и районных в городах советов. Для областных советов предусмотрены другие ограничения: до 2 миллионов избирателей в области – 80 депутатов, более 2 миллионов – 100 депутатов.
-- Запрет на политическую рекламу
Норма, которой вряд ли обрадуются собственники СМИ. Законопроект предусматривает запретить размещение платной политической рекламы на телевидении, радио, внешних носителях, в том числе, на транспорте. Авторы законопроекта ссылаются на европейский опыт и предполагают, что эта норма уменьшит траты партий и кандидатов на предвыборную агитацию, заставив их проводить кампанию по принципу «от дверей до дверей». При этом в печатных СМИ политическая реклама разрешена, но расценки на нее должны быть аналогичными (не больше, не меньше) коммерческим, хотя визуально она должна отличаться от «обычной» рекламы. При этом в законе разделяются понятия агитации и информирования избирателей (в том числе, предвыборные дебаты в телеэфирах). Но можно не сомневаться, что здесь откроется простор для злоупотреблений и разночтений в том, какая информация «представляет общественный интерес» (формулировка в законопроекте), а какая – просто скрытый пиар или антипиар определенного кандидата.
Коментарі — 0