Для всего мира день 17 июля 2014 г. стал поистине черным - во всех отношениях.
Для всего мира день 17 июля 2014 г. стал поистине черным - во всех отношениях.
Во-первых, в этот день в 16.20 российскими террористами был сбит малазийский авиалайнер Boeing-777, совершавший рейс МН17 по маршруту Амстердам - Куала-Лумпур. Все пассажиры и члены экипажа погибли.
Во-вторых, развернутая после теракта широкомасштабная информационная кампания Кремля стала едва ли не самой «черной» за последние годы. Москву не смутили факты гибели 298 невинных людей, расхищения российскими боевиками вещей погибших пассажиров, создание разного рода препятствий для проведения экспертиз, в том числе – для вывоза останков.
Первичное расследование показало причастность российской стороны к гибели самолета, поэтому Москва сразу приступила к решительным информационным действиям.
Кремль за короткое время очень стремился создать видимость собственной непричастности к этой трагедии. Для этого руководство России привлекло весь свой информационный потенциал, формируя необходимую точку зрения.
Конвейер тотальной лжи был запущен практически с первого дня.
Первый этап информационной кампании отличался спешным поиском наиболее правдоподобных версий гибели авиалайнера, которые могли полностью оправдать российскую сторону. В ход шли самые нелепые варианты:
· самолет сбит над территорией Украины украинскими частями ПВО;
· гражданский самолет сбила украинская установка ПВО «БУК», которая находилась недалеко от Днепропетровска;
· ранее было замечено сопровождение Boeing-777 двумя украинскими самолетами СУ-25, которые его потом атаковали;
· трагедия в небе Донецка – это умышленные действия украинских авиадиспетчеров, которые сопровождали Boeing-777;
· малазийский лайнер был взорван изнутри над Донбассом;
· теракт – это следствие неудавшейся попытки украинских военных в покушении на самолет Путина, который следовал по тому же воздушному коридору
· и так далее.
Мы не будем рассматривать ряд возникших в то время конспирологических версий, которые искусственно вбрасывались для удержания внимания аудитории к этому информационному поводу. Среди них – «Boeing перевозил мертвецов» или «Boeing был сбит американскими наемниками с территории Украины».
Активность первого этапа информационной кампании Кремля смогла создать информационный всплеск в российских СМИ. Тематика «Boeing-777» занимала примерно 40% всего информационного потока РФ в период июль-август 2014 г. Ее отличительной чертой была выработка большого количества аргументов для определения виновных в теракте. Во всех кремлевских инсинуациях Россия априори, должна считаться невиновной и непричастной к трагедии.
Практически ежедневно проводились круглые столы, пресс-конференции и брифинги с участием российских экспертов в области военной авиации, противовоздушной обороны и антитеррористической деятельности. В качестве доказательной базы демонстрировались прикладные расчеты, создавались новые инфографики, анимации и документальные фильмы. Итоги обсуждений освещались по государственным телеканалам, электронным и печатным СМИ, что, в общем, является характерным для любой информационной кампании России.
Нужно сказать, что российские месседжи по проблематике погибшего Boeing-777 довольно успешно распространялись за рубежом посредством концерна «Россия сегодня», печатного приложения «Russia Beyond the Headlines» (международной версии «Российской газеты»), электронных англоязычных ресурсов.
В итоге, руководству России удалось сформировать свою позицию на международном уровне – десятки квази-доказательств о вине украинской стороны обсуждались иностранными СМИ. Ситуация по расследованию трагедии с малазийским авиалайнером была разбалансирована. Кремль официально не признал своей причастности к теракту, оставив за собой шлейф вопросов и противоречий.
В Малайзии, Бельгии и других странах сформировались аудитории, которые поверили российским домыслам. Люди обвиняли руководство Украины в гибели своих родственников. По этому поводу украинским и европейским дипломатам пришлось немало потрудиться, чтобы изменить подобную точку зрения.
Второй этап информационной кампании Кремля в отношении сбитого лайнера начался примерно в октябре 2014 г. Его отличительной чертой стал тлеющий информационный повод –ситуация, в которой российские СМИ периодически обращают внимание аудитории к этому эпизоду в выгодной для себя интерпретации.
Кремлевские пропагандисты намереваются заставлять людей, которые потеряли близких в этой катастрофе, с болью в сердце снова и снова вспоминать страшные дни, но уже с другими, российскими, комментариями.
Тлеющая фаза информационной кампании отличается точечными вбросами информационных сообщений виртуального характера. Идет речь о множестве неправдивых сценариев, заявлений или лже-доказательств, которые невозможно было проверить. Это – мнения независимых экспертов, оценки трагического события авторитетными лицами или анализ ситуации с помощью новейших методик. При этом в качестве экспертов приглашаются как российские, так и зарубежные специалисты, что придает ложной информации бόльшую «достоверность».
Особое место в этом списке занимает периодическое возникновение новых «доказательств», которые инспирируются перед очередным информационным всплеском.
Например:
октябрь 2014 г. – в распоряжении газеты «Московский комсомолец» оказался документ, подтверждающий, что в момент катастрофы рядом с рейсом MH17 находился военный самолет – факт, который усиленно стараются игнорировать на Западе;
ноябрь 2014 г. – письмо со спутниковым снимком, адресованное Российскому союзу инженеров, от американца Джорджа Билта, авиационного эксперта с двадцатилетним стажем;
декабрь 2014 г. – интервью со свидетелем, украинским военнослужащим (имя не называлось), рассказавшим о своих наблюдениях за полетами штурмовиков ВВС Украины в день катастрофы;
декабрь 2014 г. – показания «секретного очевидца» трагического события, который сам пришел в редакцию «Комсомольской правды» (имя не называлось);
январь 2015 г. – проверка на детекторе лжи свидетеля, который утверждает, что лично видел, как штурмовик Су-25, предположительно, сбивший малазийский Boeing-777, взлетал с ракетами «воздух-воздух», а вернулся уже без них;
апрель 2015 г. – малазийский Boeing сбит из установки «БУК» украинскими военными. Об этом заявил заместитель министра обороны «ДНР» Эдуард Басурин и в доказательство предъявил рабочую карту командира 95-ой аэромобильной дивизии ВСУ;
май 2015 г. – опубликование в прессе конфиденциального документа «Результат экспертной оценки по факту расследования авиакатастрофы Boeing-777 (рейс МН17) 17.07.2014 г. на Юго-востоке Украины»;
май 2015 г. – некто Лев Булатов оказался свидетелем атаки Су-25 на Боинг летом прошлого года;
июнь 2015 г. – данные собственного расследования катастрофы Boeing-777 специалистами-разработчиками ЗРК «БУК» российского концерна «Алмаз-Антей».
Можно сказать, что Кремль периодически подпитывает ложные версии относительно совершенного ранее трагического события, преследуя две цели:
- формирование у российской и зарубежной аудитории мнений о непричастности российских подразделений к теракту в небе над Донбассом;
- обвинение украинской стороны в гибели малазийского самолета.
Нет никаких сомнений, что новые квази-доказательства катастрофы авиалайнера Кремль будет находить ежемесячно. Тактика «забалтывания», которая избрана российским руководством, рассчитана на десятилетия. Расследование «гуляет» по кругу, и никогда не сможет закончиться.
В этой связи, страны, граждане которых стали жертвами теракта, решили предпринять меры для собственной правовой и информационной защиты. В конце июня правительство Нидерландов предложило создать международный суд над виновными в гибели малазийского Боинга. А 3 июля 2015 г. премьер-министр Нидерландов Марк Рютте выступил с предложением – созвать международный трибунал по делу о Boeing-777 (рейса МН17), в который предварительно должны войти Австралия, Бельгия, Малайзия и Украина.
Возможно, это была уловка, но Кремль в этом случае повел себя крайне прогнозировано: в СМИ был распространен месседж, что Россия, как постоянный участник Совбеза ООН, обладает правом вето наряду с Францией, Великобританией, Китаем и США. Следовательно, РФ может заблокировать принятие данной резолюции. Параллельно с этим, российские представители в ООН В.Чуркин и П.Ильичев выразили мнение, что «международный трибунал есть контрпродуктивным и бесперспективным». В российском МИД пока воздерживаются от официальных комментариев идеи создания трибунала по делу крушения Boeing на востоке Украины.
9 июля с.г. малазийская делегация в ООН распространила проект резолюции с требованием создать международный трибунал. В этом случае предусмотрен другой механизм ее принятия: резолюция может быть рассмотрена Генеральной ассамблеей ООН, где решения принимаются большинством голосов, и Россия не сможет воспользоваться правом вето. Кстати, на сегодня уже готовы поддержать резолюцию страны, граждане которых погибли в катастрофе – Малайзия, Австралия, Нидерланды, Индонезия, Великобритания, Канада, Бельгия, Филиппины, Германия, Новая Зеландия.
Итак, уже сегодня можно говорить о том, что информационная кампания России по искажению доказательств гибели Boeing-777 переходит в новую качественную фазу. Главное ее отличие – межгосударственный уровень с использованием дипломатической площадки Организации объединенных наций.
В информационной кампании, которая год назад развязала Россия, она же переходит в статус ведомого игрока. Теперь международное сообщество собирается ей навязывать правила игры. По мнению российских политологов, РФ не готова к такому развитию событий.
Российский политолог Д.Орешкин: «С каждым месяцем все очевиднее, что там был российский «БУК». Россия не заинтересована в объективном всестороннем расследовании. Москва уже проинформирована о том, к каким выводам пришла голландская прокуратура. Не зря министр иностранных дел Нидерландов по этому поводу побывал в России, говорил с Лавровым и тихо, без комментариев, уехал обратно…»
Бизнесмен и финансовый аналитик С.Рабинович: «Голландцам теперь известно все до мельчайших подробностей. Они знают точные полные имена, и у них даже есть все фотографии всего боевого расчета этого «БУКа», который сбил Boeing. Все эти люди – российские граждане и российские военнослужащие. «БУК» завезли на территорию Украины из России. После того, что произошло, этот «БУК», вместе с экипажем, был срочно эвакуирован обратно в Россию».
Российский политолог и публицист Андрей Пионтковский: «Нидерланды уже практически ничего не скрывают. Им известны имена исполнителей, организаторов и заказчиков. Голландцы вычислили номер той установки «БУК» российских вооруженных сил, которая приехала на территорию Украины, совершила это преступление, а затем была отправлена обратно в РФ. На официальном уровне все ясно: это преступление, совершенное Россией».
***
Таким образом, Российская Федерация продолжает информационную кампанию по сокрытию доказательств своей причастности к террористическом акту 17 июля 2014 г. Сейчас она протекает, как «тлеющая фаза информационной кампании».
Вместе с тем, мировое сообщество в лице Организации объединенных наций настроено на создание международного трибунала для завершения расследования. В отличие от других стран, Россия всячески пытается воспрепятствовать созданию международного суда, что воспринимается в мире, как желание Кремля продолжать собственную «информационную игру».
Ситуация складывается так, что информационная кампания Кремля по замалчиванию причин гибели Boeing-777 может перейти в международную плоскость с участием ООН. В этой связи, России придется считаться с международным общественным мнением и усиливать свою зарубежную информационную составляющую.
Источник: Информационное сопротивление
Коментарі — 0