Будет бомбить! Путин отступает с Донбасса в Сирию

Будет бомбить! Путин отступает с Донбасса в Сирию

Россия втягивается в еще одну войну с не очень ясными для себя перспективами, причем по старинке не спросив об этом самих россиян

После долгожданного выступления Владимира Путина на Генассамблее ООН и его встречи с Бараком Обамой, российский президент вернулся домой и затребовал от Совета Федерации права использовать российские войска за пределами РФ – на этот раз в Сирии.

Одним из ключевых месседжей Путина в Вашингтоне был призыв к созданию широкой международной антитеррористической коалиции. Плацдармом для такой борьбы с «Исламским государством», по замыслу Путина, должна стать Сирия, где у Кремля остался едва ли не единственный союзник на Ближнем Востоке – режим Башара Асада. Именно правительственные войска Асада, по словам российского президента, являются единственной силой, которые пытаются противостоять агрессивным исламистам.

Правда, предложение Путина о создании международной коалиции повисло в воздухе – на Западе на дух не переносят не только «Исламское государство» но и Асада, которого обвиняют в преступлениях против человечности. Поэтому хозяин Кремля решил действовать самостоятельно, при этом уведомив об этом другие втянутые в конфликт государства.

Так уж совпало, что как раз после «триумфальной» речи на Генассамблеи Москва получила просьбу Асада о военной помощи, Путин оперативно внес соответствующий запрос в Совфед не менее оперативно единогласно его поддержал. Как и в трагичном для Украины и Крыма марте 2014-го.

Запрос представлял руководитель администрации президента Сергей Иванов, который уточнил, что в Сирии Россия будет использовать исключительно авиацию, а о каком-либо участии в наземных операциях речь не идет. Также он добавил, что операция ВВС имеет временные рамки, но они не разглашаются.

Председатель комитета Госдумы по обороне адмирал Владимир Комоедов уточнил, что в Сирии Россия будет использовать в основном штурмовую и разведывательную авиацию: «Это наши серии Су, в том числе Су-25, «Грачи» могут использоваться, истребители-бомбардировщики, которые универсальны. Обязательно вертолеты, которые способны поражать эти цели».

«Говорящая голова» Путина Дмитрий Песков заявил, что Россия наравне с силами Асада будет единственным легитимным участником этого конфликта: «Использование вооруженных сил на территории третьих стран возможно или по резолюции СБ ООН, или по просьбе легитимного руководства этой страны. В данном случае Россия будет фактически единственной страной, которая будет осуществлять операцию на легитимной основе, а именно: по просьбе легитимного президента Сирии».

«Легитимные» сразу же начали с шантажа: в американских СМИ появилась информация, что российские власти выдвинули жесткий ультиматум США и требуют немедленно отозвать американские военные самолеты из воздушного пространства Сирии. Естественно, такие требования были проигнорированы Вашингтоном. Также, по сообщениям штатовских информагентств, российская авиация уже нанесла первые авиационные удары по Сирии – обстрелу подверглись окрестности города Хомс. Как сообщали западные СМИ, в результате удара погибли более 60 мирных жителей. Ранее в среду сообщалось, что в результате бомбардировки города погибли 27 человек, в том числе, 6 детей, но не уточнялось, какая из сторон проводила обстрелы. В российском Минобороны подтвердили нанесение авиаударов по наземным целям ИГИЛ, но не уточнили где именно.

Итак, Россия втягивается в еще одну войну с не очень ясными для себя перспективами, причем по старинке не спросив об этом самих россиян (ручной Совфед не в счет). Но наверняка по телевизору им объяснят, как важен «сирийский план» Путина для мироустройства и борьбы с терроризмом, хотя четкого плана, как и в случае «войны за Новороссию» у российского президента не просматривается. Слишком уж в Сирии сплетены интересы разных игроков, все воюют против всех и непонятно, что же, в итоге, можно будет предъявить россиянам и мировому сообществу в качестве «победы».

Конечно, это обращение Путина в Совет Федерации не привело к такому мировому переполоху, как в марте 2014-го, когда он затребовал использования Вооруженных сил РФ на территории мирной на тот момент Украины. В июне того же года это разрешение было отозвано, причем формально Путин так им и не воспользовался. Более того, даже после отзыва разрешения, это не помешало российским войскам неоднократно вторгаться на территорию Украины под мантры «никаких российских войск на Донбассе нет». Так что это педантизм ради педантизма, слабость к которому Владимира Владимировича отмечают многие. И сейчас формалист Путин, выполнив все необходимые пассы (обращение «легитимного» Асада, разрешение Совфеда), официально ввязывается в эту странную войну, которой не видно конца и края, и все многочисленные враги Асада становятся личными врагами Путина.

Секретарь украинского СНБО Александр Турчинов уже отметил, что документ, позволяющий России воевать за границей, принимался в закрытом режиме и его текст не опубликован: «Поэтому можно предположить, что в нем нет ограничений сирийской территорией и опасность может ожидать любую страну». О том, почему решение Совета Федерации понадобилось Путину именно сейчас и не может ли оно сказаться на украинском конфликте, рассуждают наши эксперты.


{2-}

Дмитрий Кулеба, посол по особым поручениям МИД

Путин по этому решению Совета Федерации не сможет ввести войска куда угодно. Я не знаком с российским законодательством по этому поводу, но по логике такое решение принимается под каждый случай. Вспомните, как Чуркин размахивал запросом Януковича и разрешением на ввод войск в Украину. Теперь они говорят, что был запрос Асада.





{3-}

Андрей Окара, российский политолог

К Украине это не имеет отношения, но мы знаем теперь, что такое гибридная война, – она не спрашивает ни у кого никаких разрешений. Однако сейчас применяется ситуация, когда отступление России из Донбасса идет в Сирию, и история, которая так нужна нынешнему росссийскому политическому режиму для того, чтобы нейтрализовать последствия ситуации в Украине. Тем не менее, это может иметь серьезные последствия для России. Вспомнить хотя бы историю Афганской войны: причинно-наследственная связь между участием СССР в Афганской войне и смертью Советского Союза все же имела место.

В Украине совсем другая ситуация. Украина – сосед России и границу между Донбассом и Ростовской областью контролировала с одной стороны Россия, а с другой стороны непонятно кто. И там не возможно было отследить все перемещения. Сирия находится далеко от России. И если в истории с Украиной Россия была заинтересована в том, чтобы перемещения никто не видел и не знал, то в ситуации с Сирией российское присутствие наоборот является публичным. Россия же обвинила Францию в применении авиации в обход международного права. Это все делается, чтобы подчеркнуть правовой механизм ситуации. Мол, смотрите, мы тут такие хорошие.


{4-}

Алексей Мельник, содиректор программ внешней политики и международной безопасности Центра Разумкова

В российском законодательстве есть такой момент, что Совет Федерации может разрешить использовать вооруженные силы для защиты своих граждан. Как это было и в Украине. Однако я думаю, что это конкретное решение принималось скорее постфактум, то есть на случай, если в Сирии вдруг заметят российских военнослужащих.





{5-}

Георгий Кунадзе, эксперт Института мировой экономики и международных отношений

Путин съездил на Генасамблею ООН, предупредил всех о том, что будет защищать Асада и немедленно заполучил разрешение. И получил его даже, кажется, на пару минут раньше, чем запросил. Потому все нормально. Другое дело, что сейчас будет много спекуляций по поводу того, договорились ли. Одни будут говорить – не договорились с Обамой по этому вопросу, потому Путин нанес удар вопреки отсутствию договоренностей. А другие – откуда вы знаете, может быть и договорились? Думаю, что ни та, ни другая версия не соответствуют действительности. Наверное, просто с одной стороны было сказано, а с другой – принято к сведению. А то, что нанесли первый удар сразу после возвращения нашего верхновного главнокомандующего в Москву, по-моему, это совершенно очевидно. Проблема в другом. Передали, что нанесли удар по району. Я не помню, кто там находится на позиции, под чьим контролем находится территория, по которой нанесли удар. Под контролем сирийской оппозиции или так называемого «Исламского государства»? Думаю, что мы не получим ответ на этот вопрос. Надо же понимать, что у нас Совет Федерации – это просто резиновая печать, они сделают все, что нужно сделать. В этом смысле до тех пор, пока президент не попросит отменить его решение, оно будет действовать.


{6-}

Павел Фельгенгауэр, независимый военный обозреватель

Такое решение принято в связи с необходимостью легализовать российскую операцию в Сирии. Это в принципе очень хорошо, особенно для ее участников и их семей. У них теперь легальный статус, тем более они уже все там находятся.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів