Минские социологи заговорили о перспективе второго тура президентских выборов
Размеренное течение избирательной кампании в Белоруссии на этой неделе нарушило обнародование социологических данных Независимого института социально-экономических и политических исследований (НИСЭПИ). Согласно им, рейтинг действующего президента и главного претендента на пост главы государства Александра Лукашенко сегодня составляет лишь 45,7%. Согласно законодательству, если ни один из кандидатов в президенты не наберет 50% голосов избирателей, то победитель будет определяться во втором туре.
В июне за действующего президента Белоруссии готовы были голосовать 38,6%. Согласно данным исследования, большинство белорусов действительно доверяют своему бессменному на протяжении 21 года лидеру. Около 30% считают, что «он имеет реальную силу и сможет улучшить ситуацию в стране», и еще 20% – что «он выражает интересы таких людей, как я». Около 15% белорусов Александр Лукашенко просто нравится. Впрочем, в самом опросе содержится и ответ на вопрос, почему так происходит. В отличие от предыдущих электоральных кампаний, когда наряду с качеством жизни и уровнем цен значение имели и вопросы демократии, сейчас самой важной задачей является сохранение мира и стабильности – так считают 47,6% опрошенных. Именно этот тезис был всегда главным для Александра Лукашенко, несмотря на то что в свою нынешнюю программу он добавил тезис про сохранение независимости. Правда, по мнению местных аналитиков, его появление связано с действиями России в Украине, а значит, тоже работает на сохранение стабильности.
Однако не эта информация вызвала широкий резонанс в среде политически активной общественности: позиции Лукашенко крепнут с начала военных событий в соседней Украине. Сюрпризом стал уровень поддержки совершенно не раскрученного и жестко критикуемого оппозицией политика – 38-летней Татьяны Короткевич, которая идет на выборы под лозунгом «За мирные перемены». Согласно данным НИСЭПИ, свои голоса готовы отдать ей 17,9% белорусов. За бессменного участника президентских кампаний лидера Либерально-демократической партии Сергея Гайдукевича готовы проголосовать 11,4% избирателей, а за предводителя белорусского казачества Николая Улаховича – 3,6%.
Такой расклад, по мнению экспертов, не исключает второго тура президентских выборов. Обойтись одним можно только в случае, если кто-то из кандидатов наберет более 50% голосов. История современной Белоруссии, правда, не знает случаев проведения второго тура, однако нынешняя ситуация отличается от предыдущих тем, что Александру Лукашенко очень нужно понравиться западным наблюдателям. По мнению местных наблюдателей, власти не ожидали появления реальной альтернативы ему в нынешнем составе его соперников и рассчитывали обойтись без грубых фальсификаций.
Не понравились такие данные и титульной оппозиции, призывающей бойкотировать выборы, которые легитимируют правление Александра Лукашенко. Оппозиция не может смириться и с тем, что Татьяна Короткевич, которую они обвиняют в предательстве идеалов демократии, в сговоре с властью, с КГБ, ФСБ и пр., так стремительно набирает политический вес. Но данные соцопросов свидетельствуют о том, что ни идея бойкота, ни сама оппозиция не находят поддержки у белорусов. Суммарный электорат оппозиции не превысил 8%, утверждают социологи. В то же время как велика доля граждан (40%), желающих видеть среди кандидатов альтернативу действующему президенту.
«Я бываю в самых различных тусовках (от банных парилок, вагонов электричек до букмекерских контор, где собирается самая разная публика как срез нашего электората), и у меня сложилось впечатление, что в «выборах Лукашенко» готовы участвовать от 30 до 40%, не более», – написал в своем блоге член оппозиционной Белорусской социал-демократической партии («Грамада») Павел Знавец. Он убежден, что «такой апатии вследствие отсутствия всякого выбора ранее никогда не наблюдалось», несмотря на то что, согласно опросу НИСЭПИ, 72,5% избирателей намерены идти на выборы.
«Девочка созрела», – злословят оппоненты Короткевич в социальных сетях и утверждают, что данные НИСЭПИ фальсифицированы. «Политик Короткевич, как мне кажется, не сделала ничего такого, что могло бы вызвать такую реакцию. Кампанию бойкота она подставила и теперь фактически играет на поле Лукашенко», – говорит политолог Владимир Ровдо. Эксперт также утверждает, что она переписала программу кандидата Лукашенко. В частности, свой первый визит она намерена совершить в Россию и считает эту страну главным партнером Белоруссии. По мнению экс-кандидата в президенты Николая Статкевича, недавно освобожденного из тюрьмы, за Короткевич готовы голосовать не как за политика, а как за «женщину, приятную во всех отношениях».
В то же время в среде неангажированных экспертов присутствуют и другие оценки: популярность Короткевич в белорусском обществе обусловлена не только желанием видеть конкурента президенту, но слабостью титульной оппозиции, не способной предложить электорату что-то интересное.
Коментарі — 0