«Возвращение» ФСБ

ФСБ возвращается в Крым, ФСБ уже в Севастополе

ФСБ возвращается в Крым, ФСБ уже в Севастополе – на какое-то время новость минувшего дня о возвращении сотрудников российской спецслужбы на ЧФ стала темой номер один в Украине. К разочарованию многих стоит сказать – ФСБ из Севастополя не уходило.

В начале лета прошлого года украинские власти в лице тогдашнего шефа СБУ Валентина Наливайченко потребовали от Москвы до 13 декабря 2009-го вывести из Крыма и Севастополя приписанных к Черноморскому флоту 19 офицеров Федеральной службы безопасности. В последние годы у Киева накопилось достаточно оснований говорить о причастности представителей этой влиятельной российской спецслужбы к совершению противоправных действий на территории Украины. Не раскрывая каких-либо деталей имевших место событий, что в целом соответствует негласной этике взаимоотношений спецслужб, решительность своих действий СБУ подтвердило другим заявлением, сообщив, что офицеры ФСБ, не выполнившие озвученных требований, могут быть привлечены к уголовной ответственности по статье «Шпионаж» УК Украины. И ФСБ без боя «покинула» Украину.

В действительности Москва сделала все, чтобы украинская сторона заметила уход из Крыма одной из своих специальных структур. На удивление лояльная в преддверии 13 декабря по отношению к Украине с утечками из «информированных источников» шумиха в российских СМИ на тему вывода структур ФСБ из Севастополя, и демонстративное, по словам очевидцев, прощание с городом убывающего в Новороссийск на боевом корабле уже экс-руководителя аппарата ФСБ на ЧФ капитана 1 ранга Александра Лушникова – в конечном итоге, все это должно было показать, что «они все же уходят». Но не ушли. В сложившейся ситуации российская спецслужба прибегла к так называемым нелегальным методам работы на территории Украины, годами отточенным на примере других государств.

Все это время, пока в Украине протекали сложные политические процессы, связанные с очередными президентскими выборами и последующим утверждением на украинском государственном Олимпе новых-старых политических элит, в Севастополе на Черноморском флоте продолжало находиться 2-3 сотрудника ФСБ. Эта цифра вполне соответствует представительству предшественника ФСБ – Министерства безопасности РФ (в последствии переименованному в Федеральную службу контрразведки, а со временем и в ФСБ), отвечавшему за контрразведывательное обеспечение ЧФ на территории Украины в начале 90-х, когда Черноморский флот продолжал оставаться неделимым и представлял собой куда более внушительное, нежели сейчас, зрелище. В ожидании решения вопроса возобновления легального присутствия ФСБ на ЧФ, офицерам этой российской спецслужбы пришлось покинуть теплые кабинеты в здании штаба ЧФ в Севастополе, и поселиться на ошвартованных у причалов боевых кораблях Черноморского флота. А на случай возникновения непредвиденных ситуаций в воинских частях и подразделениях ЧФ командованию и дежурным службам российского флота были оставлены контактные телефоны сотрудников ФСБ.

Впрочем, в политически активный для украинского социума период определенное время в Украине инкогнито, правда, в отличие от ФСБ на временной основе, пребывали представители еще одной российской спецслужбы – Главного разведывательного управления (ГРУ) Генерального штаба Вооруженных сил РФ. Порядка двух десятков военнослужащих размещенного в городе Туапсе подразделения специального назначения ГРУ в апреле этого года прибыли в Севастополь для проведения учений и тренировок.

В отличие от мотивов руководства российской военной разведки, посчитавших целесообразным провести на фоне потепления российско-украинских отношений тайные учения морского спецназа на территории Украины без постановки в известность о своих намерениях официального Киева, мотивы, по которым Россия так упорно стремиться вернуть представителей ФСБ назад в Севастополь и Крым, вполне очевидны. И дело тут не только и не столько в желании контролировать и влиять на ситуацию в отдельно взятом регионе Украины, как это было в прошлые годы, хотя и этих задач с российской спецслужбы никто не снимал.

Несмотря на реформирование российской армии и флота, получившее название «перехода на новый облик», устоявшуюся систему обеспечения безопасности в войсках, ключевую роль в которой играет именно ФСБ, в России менять не хотят. Тем более, если эти войска находятся на территории хоть и дружественного, но все же иностранного государства. И тем более, если среди задач органов безопасности в войсках, согласно российскому законодательству, значатся такие, как «выявление, предупреждение и пресечение разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств», «добывание разведывательной информации об угрозах безопасности Российской Федерации, Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов», «выявление, предупреждение и пресечение преступлений, отнесенных федеральным законодательством к подследственности органов Федеральной службы безопасности» и ряд других.

Нынешняя же шумиха, привнесенная в украинские СМИ, с одновременным появлением заявления для прессы из далекого Санкт-Петербурга директора ФСБ России Александра Бортникова о том, что «мы с коллегами из СБУ договорились о возвращении наших военных контрразведчиков в Севастополь» больше похожа на декорации точно такого же демонстративного «возвращения» российской спецслужбы в Украину, как и ее «ухода» из Крыма и Севастополя в декабре прошлого года. Очевидно, что российской стороне необходима всего лишь легализация деятельности одной из ее специальных структур в Украине. Именно это является главным мотивом предстоящего подписания в ходе встречи в Одессе 19-20 мая текущего года главами СБУ и ФСБ нового документа о сотрудничестве спецслужб двух государств.

В ответ на понимание особенностей профессии со стороны нынешнего руководства СБУ, российская сторона готова пойти всего лишь на юридическое закрепление в готовящемся к подписанию манускрипте положения о согласовании с украинской стороной кандидатур оперативных сотрудников ФСБ, направляемых на ЧФ для надзора за его безопасностью. По информации «Главкома», не дожидаясь подписания документа о сотрудничестве спецслужб, на сегодняшний день стороны уже согласовали 5 кандидатур офицеров ФСБ, которым в ближайшее время предстоит приступить к работе в Севастополе. Вместе с тем, представители СБУ высказывают опасение, что сотрудников ФСБ на ЧФ будет значительно больше – помимо кандидатур, официально получивших разрешение на пребывание в Украине, в Севастополь прибудут и те, кто на фоне легализации деятельности российской спецслужбы будет осуществлять работу нелегальными методами.

Пока же готовящийся к подписанию документ станет третьей в истории существования органов госбезопасности России и Украины попыткой упорядочить их специфические, недоступные простому обывателю отношения. В настоящее время существует всего два документа, регламентирующих отношения ФСБ и СБУ. Основной из них – соглашение «О сотрудничестве и взаимодействии между Службой безопасности Украины и Министерством безопасности Российской Федерации» от 20 июля 1992 года. В дополнение к этому соглашению в июне 2000 года был подписан протокол, определяющий частные вопросы взаимоотношений спецслужб. Вопреки утверждению отдельных СМИ, подхвативших российскую точку зрения о том, что протокол денонсирован украинской стороной в лице предыдущего главы СБУ Валентина Наливайченко и это, в свою очередь, послужило причиной «высылки» сотрудников аппарата ФСБ на ЧФ с Украины, документ продолжает работать. Необходимость его «денонсации» не возникала хотя бы по той причине, что ни он, ни упомянутое соглашение не содержат положений, разрешающих пребывание сотрудников ФСБ в Севастополе и Крыму для надзора за флотом. Единственное упоминание о ФСБ на ЧФ содержится в протоколе. В нем сказано, что статус этих сотрудников будет определен отдельным соглашением. Но документ, дающий законное право сотрудникам Федеральной службы безопасности РФ находиться «при исполнении» на территории Украины, не был подписан ни при Президенте Леониде Кучме, ни при Президенте Викторе Ющенко. Выходит, что только сейчас стороны созрели для решения этой проблемы.

Вместе с тем, каких-либо гарантий о невмешательстве ФСБ во внутренние дела Украины и соблюдения требований украинских законов ожидать не приходится. Это утверждение останется справедливым даже в том случае, если обозначенные нормы обретут форму положений межгосударственных актов. Почему? Потому что так решили в Кремле, так требует политическая целесообразность и российская буква закона. А еще потому, что существует известная аксиома: могут быть дружественные государства, но не бывает дружественных спецслужб.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: