Украина и Россия возвращаются к стратегическому диалогу

Украина и Россия возвращаются к стратегическому диалогу

Что ждет Украину и Россию в ближайшем будущем?

Впервые за последние несколько лет нашим государствам удалось выстроить конструктивный диалог, найти взаимовыгодные решения и достигнуть понимания в спорных вопросах. Подтверждением этому стал недавний официальный визит президента России Дмитрия Медведева в Киев. Что ждет Украину и Россию в ближайшем будущем? Как политика добрососедства и партнерства повлияет на экономики обеих стран? В каких отраслях наши государства смогут поддержать друг друга? Ответы на эти и многие другие вопросы искали участники круглого стола «Известий в Украине» и РИА Новости-Украина.

Эмоции опасны

Андрей Ермолаев, директор Национального института стратегических исследований

Самое, пожалуй, важное, что произошло за последние месяцы в отношениях наших стран — это долгожданное возвращение к стратегическому партнерству. Есть рамка, которая была и остается приоритетной в украино-российских отношениях — это Большой договор. Он ко многому обязывает и многое требует от двух сторон. Сложилось так, что после активного формата сотрудничества конца 90-х — начала 2000-х, наступила пауза, которая сопровождалась огромным недоверием. Последние несколько лет украино-российские отношения стали очагом риска на евразийском пространстве. Я не хочу перечислять все беды, которые сопровождали это напряжение, но недавние переговоры сняли эти проблемы и в плане экономического сотрудничества, и инвестиционного климата и энергетической безопасности как в российском, так и в европейском регионе. Каждая из сторон получила возможность для воплощения в жизнь модернизационных программ. Важно, что проводя сейчас переговоры по совместному сотрудничеству в разных отраслях, каждая из сторон рассматривает взаимодействие как часть своих национальных интересов. Сегодня есть возможности взаимоподдержки как в плане создания совместных предприятий, так и создания новых производственных мощностей. Это в первую очереди касается программ в сфере авиастроения, судостроения, космической отрасли.

На недавней встрече, пока только в формате обмена предложениями, мы вернулись к необходимости создания новой долгосрочной программы социального сотрудничества. Я считаю, что это — это очень важный шаг, потому что локальные, точечные подходы к решению проблемы, как правило, ограничены и не имеют стратегического влияния на моделирование будущего.

Еще одни позитивный момент — появилась возможность для синхронизации современных экономических программ. В России действия, которые совершаются для модернизации страны, и программы, которые там разрабатываются, предполагают использование множества торговых отношений, а также развитие совместных экономических проектов.

Я бы обратил внимание только на один момент, который стоит учитывать и российской, и украинской стороне — это опасность эмоциональных оценок.

Войны не нужны

Олег Устенко, исполнительный директор Международного Фонда Блейзера

Визит президента России Дмитрия Медведева в Киев был достаточно успешным в первую очередь для украинской стороны. Украинская экономика зависима от экспорта (50% ВВП). С другой стороны, все понимают, что российская экономика в ближайшее время будет расти. По разным оценкам, в 2010 году она покажет прирост порядка 6—8%.

Несмотря на ту риторику, которая звучала последние пять лет по поводу евроинтеграции, мы наблюдали совершенно противоположные процессы. Процент украинского экспорта в Евросоюз снизился с 35% в 2003 году до 20% в 2009 году. В то же время экспорт в Российскую Федерацию вырос. А все потому, что Россия — это колоссальный рынок для украинских товаров, и наши производители совершенно не заинтересованы в повторении торговых войн, которые мы все хорошо помним: трубные войны, сырные войны. Сегодня появилась надежда, что такое больше не повторится.

Сейчас украинская экономика показывает, что она понемногу выходит из кризиса, но, тем не менее, этот прирост еще достаточно шаткий. Она все еще нуждается в прямых иностранных инвестициях. Похоже, визит президента России Дмитрия Медведева может дать дополнительный импульс для прихода к нам инвестиций. Очевидно, что у российских бизнесменов имеются средства, которые они могли бы вложить в Украину. И украинская сторона понимает, что это — не только поддержка гривны, но это еще и своего рода трансфер технологий. Это новые возможности не только для российского бизнеса, но и для украинского.

Если вкладывать деньги в украинскую экономику, то вскоре обновленный бизнес завоюет новые рынки. Особенно это касается Азии и Африки. На этих рынках, работая вместе, можно сделать гораздо больше, чем порознь. Совместная отработанная стратегия и позиция позволит успешно продвигаться на рынках третьих стран.

Кроме того, на мой взгляд, визит Дмитрия Медведева стимулирует переговоры Украины с Европой. Я ожидаю, что он может ускорить подписание соглашения о свободной торговле с ЕС. Это безусловный интерес для Украины и потенциальный интерес для России.

У нас всегда были особые отношения

Константин Затулин, директор Института стран СНГ

Официальный визит президента Дмитрия Медведева разочаровал нашу непримиримую оппозицию, которая по любому поводу требует «чтобы Карфаген был разрушен». Интрига по поводу готовящихся к подписанию договоров была снята еще накануне визита, но в рядах оппозиции все равно искали повод покричать чуть ли не о поглощении Украины.

Соглашения, которые уже подписаны, хоть и кажутся техническими, очень важны. Я бы выделил соглашения в гуманитарной сфере. Ведь в развитии отношений между странами, тем более между странами-соседями, гуманитарная сфера всегда имеет особый подтекст. А у России и Украины всегда были особые отношения: две страны, в независимости которых никто не сомневается, имеют массу общего во многих сферах.

Очень важно, что, несмотря на определенную осторожность, которую проявляет Украина — а мы понимаем, почему это происходит — начинается переосмысление наших контактов. Ввиду многочисленных инициатив после долгого периода охлаждения начинается перезагрузка украино-российских отношений.

Единственное, что меня в этом смысле беспокоит, это освещение заявлений украинской политической элиты в прессе. Она по-прежнему податлива на аргументацию оппозиции, которая является совершенно неадекватной. А я не могу признать адекватными обвинения действующей украинской власти в том, что она «подарила» России Севастополь. Она лишь продлила на 25 дет срок аренды 5 процентов севастопольской территории.

У наших стран разные политические системы и разные традиции. Но властям кажется, что если они договариваются на уровне президент-президент, премьер-премьер, или даже депутат-депутат, то этого достаточно для дружбы народов. А потом возникает некоторое удивление, потому что оказывается, что какие-то предложения не всем нужны. Даже бесплатно.

То есть мы должны понимать, что перезагрузка отношений Украины и России должна происходить по всем направлениям, а не только в сфере политики. Переосмысление должно быть всенародным. К сожалению, пока мы этого не демонстрируем. Даже в официальную президентскую делегацию в лучшем случае пригашают бизнесменов. А ведь можно было бы привезти и деятелей культуры. Потому что они для укрепления наших отношений подчас делают больше, чем официальные делегации.

Отношения должны стать общественным проектом

Алексей Власов, генеральный директор ИАЦ по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве МГУ

В данный момент двусторонним отношениям Украины и России требуется, прежде всего, отсутствие ажиотажа. Сейчас настала фаза, когда сторонам нужно больше тишины, спокойствия и экономики, экономики и еще раз экономики.

Я бы посоветовал пока не строить глобальные планы, а заняться теорией малых дел.

Нужно превратить российско-украинские отношения в общественный проект. Такая задача должна стоять не только перед бизнесменами, у которых свои подходы и которым чужда романтика, но и перед представителями гуманитарной сферы. Конечно, сотрудничество в этой сфере, совместные проекты по истории — это дело не одного дня. Они требуют много времени, но первые шаги нужно делать уже сейчас.

В России есть мнение, что договариваться нужно с элитами: вот пришел Виктор Янукович, и с ним нужно все вопросы решить. Но Украина — это парламентско-президентская страна со своими правилами игры.

На мой взгляд, в контексте двустороннего партнерства нужно развивать и молодежную политику. Образ России должен быть привлекательным для украинской молодежи. Нужно создавать общие площадки, где был бы использован интеллектуальный потенциал обеих стран. Если мы говорим об общем движении в будущее, то, прежде всего, нужно налаживать контакты в гуманитарной среде и сфере высоких технологий.

Янукович оказался жестким переговорщиком

Максим Юсин, редактор международного отдела газеты «Известия»

Мне запомнилась фраза — о том, что украинская оппозиция теперь активизируется и будет пытаться свести на нет все итоги визита Дмитрия Медведева. И я попытался представить себя на ее месте, понять, какие аргументы в ее пользу появились за последние месяцы. И никаких аргументов не нашел. Мне кажется, что со временем позиции противников российско-украинского движения будут ослабляться, размываться — это неизбежно. Я не вижу никакой сдачи украинских позиций со стороны Виктора Януковича. Скорее наоборот — он показал себя довольно жестким переговорщиком. Может, кому-то покажется, что даже слишком жестким. Он добился снижения цены на газ, которого не смогла добиться Юлия Тимошенко.

Янукович и его команда за несколько месяцев сумели продемонстрировать, какого эффекта может достичь новый эмоциональный фон в российско-украинских отношениях. От Киева совсем немного требовалось — просто убрать с повестки дня несколько вопросов. Например — тему Бандеры.

Простой пример — Янукович выступает и называет голодомор не геноцидом, а общей нашей трагедией, общей бедой. То есть называет его так, как Москва готова это принять. И вот результат — Дмитрий Медведев приезжает сюда, возлагает венок к памятнику жертвам голодомора. Кто мог такое представить еще год назад? Достаточно оказалось изменить тональность, изменить лексику и не провоцировать.

Еще один момент — отношения Украины и Польши изменились. Я был в Польше за несколько дней до похорон Качиньского и общался с поляками. Они перестали быть главной опорой украинских патриотов (хотя я бы назвал их националистами). Самая большая перезагрузка произойдет, поверьте мне, даже не в российско-украинских, а в украинско-польских отношениях. У здешних националистов исчезнет самый надежный союзник в Европе.

А за океаном ситуация поменялась после выборов Обамы. В США возник совершенно новый фон отношений с Россией. И США не нужна Украина, которая так же, как и Грузия, постоянно провоцирует конфликты.

Наши власти говорят на одном языке

Константин Матвиенко, эксперт корпорации стратегического консалтинга «Гардарика»

Абсолютно правы те, кто говорит, что у наших стран есть очень много общего в культурном плане. В частности — в культуре производственной, культуре осуществления власти. Все эти вещи нас действительно объединяют. Нашим властям действительно комфортно говорить с российскими партнерами на одном языке. У нас общее культурное и ментальное поле. Культура является архаической — и для Украины, и для России.

Я приветствую соглашения между Россией и Украиной в гуманитарной сфере. Например, заявили о написании совместного украино-российского учебника истории. Визит Медведева показал очень многое. Он продемонстрировал, что Россия для Украины — серьезный и надежный партнер.

Не надо бояться общества

Владимир Фесенко, директор Центра прикладных политических исследований «Пента»

Как мне кажется, для начала нужно четко и заранее сформулировать наши интересы. Когда они четко сформулированы, нет крайностей. Очень хорошо, что отношения нормализуются. Хочу также обратить внимание на то, что для этого визита, может быть, главным был даже не результат. Сенсаций не ожидалось — все было прогнозируемо, все случилось так, как мы и ожидали. И сейчас отношения вошли в такую фазу, когда по всем заявлениям и договоренностям надо все тщательно проанализировать, определиться с собственными интересами, и потом принимать решения.

Медведев приехал в Киев как триумфатор, изменивший украинско-российские отношения. Интересна была и его дискуссия с бизнесом, и вообще этот круглый стол — он был коротким, но очень показательным с точки зрения интересов обеих стран. То же касается общения Медведева с украинскими студентами — это урок для украинской власти. Почаще надо говорить с молодежью в таком формате. Не надо бояться ни журналистов, ни общества.

Для Виктора Януковича визит российского коллеги оказался тоже вполне позитивным. Он показал своим избирателям, что выполняет обещания по восстановлению отношений. Он нейтрализовал подозрения, что он сдаст украинские интересы. Ему отчасти удалось показать, что идет серьезный переговорный процесс.

Так работать придется

Янина Соколовская, главный редактор газеты «Известия в Украине»

Я бы хотела обратить внимание на три позитивных тезиса, прозвучавших во время визита. Первый, озвученный Виктором Януковичем — «так работать нельзя», и ответ Дмитрия Медведева — «так работать придется». Это дает нам надежду на то, что руководители стран будут общаться чаще, подписывать больше и в итоге наладят полноценное сотрудничество — и в гуманитарной, и в промышленной сфере.

Второй позитивный тезис — оба президента вместе поклонились памятнику голодомору. Так главная болевая точка украинско-российских отношений, возникшая в период Ющенко, была нивелирована. А голодомор назван общей проблемой и бедой.

Третий тезис озвучили представители Партии регионов — они заявили «Известиям в Украине», что визит был настолько успешным, что теперь у Украины наладятся отношения и с Европой. Мы начинаем рассматривать Россию как один из трамплинов на пути в Евросоюз.

И еще один момент — первый государственный визит президента Украины Виктора Януковича пока не состоялся. Теперь есть основания предполагать, что этот визит будет в Россию.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: