У нас под ногами газ! А у вас?

У нас под ногами газ! А у вас?

В последнее время о сланцевом газе много говорят и пишут. То, что в сланцевых пластах содержатся большие запасы природного газа, было известно уже давно.

В последнее время о сланцевом газе много говорят и пишут. То, что в сланцевых пластах содержатся большие запасы природного газа, было известно уже давно, однако сейчас, по словам многочисленных энтузиастов, появились новые технологии, позволяющие извлекать его без особых затрат. Ряд аналитиков дают просто фантастические прогнозы наращивания добычи сланцевого газа в США, Европе, Китае, что грозит оставить не у дел традиционных экспортеров, а цены на газ — опустить до исторических минимумов.

Cобирается ли Украина, на территории которой, к слову, имеется изрядное количество сланцевого газа, также принять участие в «газовой революции»?

-- Новое – это хорошо забытое старое

То, что в сланцах — пластах черных или бурых ископаемых осадочных пород с высоким содержанием органики — есть газ, было известно с начала XIX века. Более того, первая газовая скважина в сланцевых пластах была пробурена в США еще в 1821 году.

Однако промышленники быстро разочаровались в сланцах как в источнике газа. Эта порода отличается плотностью и низкой пористостью, и газ залегает в небольших изолированных \"карманах\". Чтобы добыть его, требуется пробурить множество скважин, каждая из которых даст лишь очень небольшой объем газа.

В 70-е годы ХХ века, во время обострения проблемы энергетической безопасности в США, правительство, находясь в поиске возможных решений, вспомнило и о сланцах. Были проведены разведочные работы, в ходе которых выявлены четыре огромные сланцевые структуры — Barnett, Haynesville, Fayetteville и Marcellus, простирающиеся на десятки тысяч квадратных километров и, по-видимому, содержащие гигантские запасы природного газа. Однако на тот момент эти резервы оказались недоступными, а разработки соответствующих технологий добычи были прерваны после падения цен на нефть в 80-х.

Тем не менее, в 90-е годы ряд небольших компаний, решили вернуться к идее извлечения газа из сланцевых пластов. В то время потребление газа в США быстро увеличивалось вследствие массового строительства по всей стране эффективных и экологически чистых парогазовых энергоблоков, цены на газ были весьма высоки, так что игра стоила свеч.

Исследователи предложили применить для добычи сланцевого газа две технологии, которые были разработаны еще десятилетия назад, но на то время не имели широкого применения. Одной из них было горизонтальное бурение, заключавшееся в том, что уже внутри пласта бур постепенно отклонялся от вертикали, пока это отклонение не достигало 90 градусов, а затем продолжал движение уже параллельно земной поверхности.

Впервые эта технология была применена еще в 40-е годы, однако затем от нее отказались из-за дороговизны. Благодаря разработкам 90-х и применению новых материалов, в частности, для буровых труб, затраты удалось снизить: стоимость горизонтальной скважины была выше, чем у традиционной вертикальной, в среднем в 4 раза.

В газоносных сланцевых пластах в такие горизонтальные скважины закачивалась под давлением смесь песка, воды и специальных химикалий. Предполагалось, что гидроудар разрушит перегородки газовых карманов, что позволит собрать все запасы газа вместе и обойтись без бурения множества малоценных вертикальных скважин.

Изыскательские работы, исследования и испытания продолжались несколько лет, а в 2002 г. в залежи Barnett в штате Техас была пробурена первая горизонтальная скважина. Началось практическое внедрение новой технологии. Компании постепенно учились работать со сланцевыми структурами, а в 2008-м произошел резкий прорыв.

В 2008 году добыча природного газа в США внезапно увеличилась на 7.5% (или на 41.7 млрд куб м), показав самые высокие темпы роста за четверть века. Большую часть этой прибавки дал именно сланцевый газ. По оценкам компании Ziff Energy Group, объем его добычи составил в 2008 году 51.7 млрд куб м (около 8% от общенационального показателя), из которых около 70% пришлось на залежи Barnett.

Все это привело к тому, что в 2008 году произошел технологический прорыв и добыча газа из сланца вышла на промышленный уровень, а США заняли первое место в мире по добыче газа, легко сместив с пьедестала Россию.

А в конце прошлого, 2009 года американский Potential Gas Committee объявил о радикальной переоценке резервов природного газа в США, одним махом увеличив их с 1300 трлн куб футов (36.8 трлн куб м) до 1836 трлн куб футов (52.0 трлн куб м). Из них 616 трлн куб футов пришлись на сланцевый газ. Energy Information Administration (EIA), управление, входящее в структуру Министерства энергетики США, пошло еще дальше, оценив доказанные запасы газа в стране (без учета Гавайских островов) в 2074 трлн куб футов (58.7 трлн куб м).

-- Сланцевые перспективы

Говорить о глобальных последствиях случившегося на американском континенте пока рано. Оптимисты предрекают полный переворот в энергетическом бизнесе. Если верить их оценкам, США обладают запасом газа, которого им хватит более чем на 100 лет. Для сравнения – запасы обычного газа в России оцениваются в 30 триллионов кубометров.

Что касается Европы, то Международное энергетическое агентство оценивает европейские запасы нетрадиционного газа в 35 триллионов кубометров. В целом важно то, что основные запасы газа расположены в развитых странах, которые теперь смогут добывать его на своей территории. В 2009 году европейцы очнулись и обнаружили, что колоссальные месторождения расположены в Голландии, Швеции, Франции и других странах.

Согласно отчетам газовых компаний, цена окупаемости добытого газа по отдельным категориям сланцев снизилась до $2.50 за тысячу кубических футов (менее $90 за тысячу куб.м). Для сравнения – это ниже внутренней цены на газ для промышленных потребителей России запланированной в 4-м квартале 2010 года.

Добыча сланцевого газа готовится в Китае, Индии, Австралии и далее по всему миру. В этот проект уже влито огромные ресурсы – британская BG инвестировала 1,3 млрд. долларов в месторождения Техаса. Норвежская StatoilHydro вложила $3.4 млрд. в совместное предприятие с Chesapeake Energy. Голландцы из Shell уже купили лицензии на разработку недр Польши и Германии. Более того, уже в текущем месяце первые скважины сланцевого газа должны быть пробурены в Польше в районе Гданьска.

Голоса скептиков сейчас глохнут во всеобщем ажиотаже. Но они есть и их аргументы вполне уважительны. Одни из них выделяют экономический фактор – по их подсчетам, рентабельность «сланцевых» компаний вовсе не так высока, как они декларируют и делают вывод, что этот ажиотаж раздут во многом искусственно. Реальная рентабельность по-прежнему остается открытым вопросом.

Другие пессимисты обращают внимание на экологический аспект использование в технологии гидроудара воды, смешанной с химическими реактивами может привести к загрязнению подпочвенных вод. Такие факты были зафиксированы в США. Главным барьером для газовых корпораций в Европе может стать не столько финансовые или технические факторы, а суровое экологическое законодательство Евросоюза.

Густонаселенность Европы и насыщенность ее разного рода коммуникациями также могут стать проблемой. С другой стороны именно развитая коммуникация может сделать добычу очень рентабельной. Ведь скважина и потребитель газа будут находиться совсем рядом.

-- Сланцевая реальность: победители и побежденные

В любом случае джинн уже выпущен из бутылки, а точнее из скважины. Говорить о том, что цивилизованные страны смогут отказаться от импорта газа из России и арабских стран сегодня еще очень рано. Но одно уже очевидно – сланцевый газ резко увеличивает предложение газа и источники его поступления. Бешеного роста цен, который мы наблюдали в 2007-2008 году, уже не будет. Уже в 2009 годы спотовые цены на газ упали до $120 за 1 тыс. куб. м.

Как отмечают эксперты, фактор сланцевого газа устанавливает максимальный потолок цен на голубое топливо в размере 200-250 долларов за 1 тыс. куб. м. И это даже в случае, если масштабы «революции» не приобретут ожидаемых масштабов.

Наиболее взвешенная экспертная точка зрения заключается в прогнозе, что газ из трубопроводов в ближайшие годы по-прежнему сохранится как важный источник энергии, однако его количество заметно сократится, а цены на него легко будут сбиваться с помощью как сжиженного, так и сланцевого газа. На долгие годы, а может быть и навсегда, цена на газ обрушится. Хотя и не исключается, что в течении ближайших 3-4 лет может произойти некоторый рост цен, пока сланцевое бурение не выйдет в Европе на масштабный уровень из-за необходимости завершить разведку месторождений и освоение технологий.

Главные пострадавшие от «тихой революции» - это Россия и среднеазиатские страны. Кремлевские мечты об «энергетической сверхдержаве» рассыпаются в прах, а затеянные газопроводы в обход Украины сделают российский газ баснословно дорогим и неконкурентноспособным на рынке Европы. Газпром не сумеет «отбить» миллиарды долларов вложенные в «северный» и «южный» потоки. Если же «сланцевая революция» свершится в полном объеме, то даже страшно представить, что случится с российской экономикой, крепко сидящей на «газовой игле».

В Европе и США революция в газовой отрасли вызвала настоящий ажиотаж не только в экономике, но и в политических кругах. С нею связывают огромные надежды как шанс оздоровить экономику и избавиться от газовых шантажистов из стран «третьего мира», которые ранее диктовали свои цены и каждую зиму угрожали заморозить Европу.

«Это похоже на вмешательство свыше, - говорит Обри Мак-Клендон, глава Chesapeake Energy, основного производителя природного газа в Соединенных Штатах. - Именно в тот момент, когда цены на нефть взлетели вверх, мы боремся с проблемами в экономике, обеспокоены глобальным потеплением, а угрозы национальной безопасности остаются высокими. Но вот однажды мы просыпаемся, и у нас есть это изобилие природного газа вокруг нас».

-- Сланцевые перспективы Украины

Если в России «сланцевую революцию» не замечают умышленно, то в Украине, похоже, ее так и не заметили до сих пор. А ведь это событие способно кардинально изменить не только экономическую структуру нашей экономики, но и возможно всю ее геополитику, как «транзитного» государства.

Прежде всего, финансовые риски Северного и Южного потоков сохранят интерес к украинской газотранспортной системе и у российских поставщиков, и у европейских потребителей. При этом падение спроса на российский газ в Европе вследствие сланцевых и сжиженных альтернатив неизбежно. Уже сейчас тональность Москвы на переговорах с европейскими покупателями российского газа изменилась – «Газпром» вынужден прислушиваться к требованиям европейских партнеров. Они уже добились права покупать 10-15% объемов по ценам спотового рынка, которые в 1,5 раза ниже цены долгосрочных контрактов.

Одно из самых значительных последствий сланцевой революции - ликвидация формульной привязки цены природного газа к стоимости нефтепродуктов на мировом рынке. В США это уже произошло, Европа - на очереди. Сейчас в ЕС (а с 2009 года, по газовому контракту Тимошенко - Путина, и в Украине) действует привязка цены газа к цене нефтепродуктов, потребляемых в Европе, с временным лагом в 9 месяцев. По этой формуле Киев должен был бы заплатить «Газпрому» во втором квартале текущего года около $330 за тысячу кубометров.

Но теперь, благодаря «харьковским договоренностям», цена на газ для Украины во II квартале 2010 года составит с учетом скидки $236 за тысячу «кубов».

В свете всего вышесказанного нынешние многочисленные заявления высших должностных лиц в Киеве о титанических усилиях по снижению цены российского газа выглядят бессмысленными: когда время европейские компании договариваются с «Газпромом» об изменении принципов отношений покупателей и продавцов на рынке газа, наша страна в качестве откупного отдает россиянам свою территорию. Да, в Украине нет терминалов, позволяющих принимать сжиженный газ из Катара. У нас пока не добыто ни одного кубометра сланцевого газа, который мог бы стать альтернативой российскому. (По мнению бывшего специального уполномоченного президента Украины по энергетическим вопросам Богдана Соколовского, Украина сможет начать такую добычу не раньше чем через 5-7 лет). Однако на мировом рынке происходят тектонические сдвиги – трубопроводные поставки газа уже не могут служить инструментом политического и экономического шантажа. Эра диктата поставщиков энергоресурсов в Европе на наших глазах уходит в небытие.

Пока украинские чиновники вместо того, чтобы присоединиться к «европейскому фронту» потребителей газа, выказывают всяческую готовность в обмен на снижение цены пустить Москву к стратегическим отраслям и объектам - газовым хранилищам, атомной энергетике, гидрогенерации. Есть основания предполагать, что нынешняя правительственная команда не будет спешить с освоением отечественных месторождений сланцевого газа. Железный аргумент всегда под рукой - защита окружающей среды. Ведь добыча газа из сланцевых месторождений требует отведения под промыслы значительных площадей, а кроме того - закачки в недра химических растворов.

Нельзя исключать и прямой игры чиновников на чужой стороне - передачи права на разведку и разработку украинских сланцевых месторождений Газпрому или частной российской компании. Бесспорно одно - ближайшие события на газовом рынке покажут, способно ли руководство страны видеть чуть дальше рамок одного бюджетного года.

В любом случае ясно как то, что на «манну небесную» нам рассчитывать вряд ли очень разумно, так и то, что Украина должна разработать эффективную многовариантную стратегию, учитывающая как все варианты развития технологической революции, так и возможные геополитические сценарии.

{1-}

Игорь Лиски, координатор направления «Современная инфраструктура» «Правительства Перемен».

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: