Акциз на бензин – фальсификат на заправки?

Акциз на бензин – фальсификат на заправки?

Правительство намерено поднять акциз на топливо, чтобы получить еще один источник дохода.

Правительство намерено поднять акциз на топливо, чтобы получить еще один источник дохода. И хоть министр экономики обещает направить эти средства на строительство дорог, украинцы считают, что государство не лучший казначей народных денег. При этом понятно одно – бензин станет дорогим удовольствием и к концу года может стоить около 9 гривен за литр, правда, нет гарантии улучшения его качества. Соответствующий законопроект может быть проголосован в парламенте уже на следующей неделе.

В пресс-центре «Главкома» эту тему обсуждал с журналистами эксперт рынка, директор консалтинговой группы «А-95» Сергей Куюн.

Сергей Куюн: «Несмотря на такой рост акцизов, мы в своей истории платили за бензин и больше»

Понятно, почему чиновники не торопятся что-то комментировать. Насколько я вижу, готовится ряд весьма непопулярных мер, о которых так долго все говорили и сегодня мы подошли вплотную к их реализации. Речь идет о повышении налогов или отпускных цен на государственные ресурсы, которые из-за политической борьбы на долгое время были заморожены. Это цены на газ для населения, низкие налоги на нефтепродукты, возможно почти в восемь раз повысится плата за использование частот для мобильных операторов и т.д.

Что касается топлива, то соответствующий законопроект уже прошел профильный комитет и будет рассмотрен в парламенте на следующей неделе. В частности, он предусматривает повышение акцизного сбора на бензины со 110 до 170 евро за тонну и поэтапное повышение этих акцизов сначала на 30 евро/тонну и с 1 ноября еще ан 30 евро/тонну, что суммарно составит повышение на 60 евро/тонну к концу 2010 года. Насколько я помню, на дизель будет примерно такое повышение до 90-100 евро/тонну.

Поскольку акцизный сбор является ни чем иным, как налогом на конечного потребителя, в течении месяца он появится в цене нефтепродуктов. По нашим расчетам, подорожание составит порядка 60 копеек на литре бензина, в дизеле - около 65 копеек на литре. Если мы говорим о поэтапном повышении, то на первом этапе это будет 30 копеек и с 1 ноября еще плюс 30 копеек от увеличения налоговой составляющей. Это неизбежный процесс, как бы чиновники не пытались нас успокоить. Я помню, как происходило предыдущее повышение акциза: с января 2009 года почти в два раза был повышен акцизный сбор на нефтепродукты, и тогда замминистра финансов с парламентской трибуны обещал, что это ни в коем случае не приведет к повышению цен. Но это абсолютно не так. Акцизный сбор – это налог на потребителя. Другое дело, не исключено, что такие непопулярные меры вынудят правительство все-таки сдержать рост цен. Конечно, это возможно только за счет прибыли производителей или поставщиков этих услуг. Тут трудно что-то прогнозировать, насколько успешной будет эта борьба, но уже можно сказать, что налоговая составляющая увеличивается и это подтолкнет цены вверх на адекватную величину.

Какими будут последствия этого повышения?

Выводы двоякие. С одной стороны, несмотря на рост акцизного сбора на топливо в полтора раза, все-таки акцизный сбор на нефтепродукты в Украине останется самым низким в Европе. Например, в Литве он сейчас составляет около 500 евро/тонну на топливо, поэтому они имеют на колонках у себя цены 1,2-1,3 евро за литр, в отличие от нашего 1 доллара за литр. Высокий акцизный сбор – это европейская практика. Во всех цивилизованных странах он очень высок на топливо, потому что это такой же товар, как алкоголь и сигареты. Человек использует топливо, влияет на окружающую среду, использует то же дорожное покрытие и т.д. Конечно, это дорогое удовольствие. Налоги, которые были пару лет назад - 60 или даже 30 евро за тонну дизельного топлива – это очень мало. Конечно, это не позволяло более-менее адекватно финансировать какие-то статьи бюджета.

Но есть и обратная сторона. Например, в США топливо очень дешевое, даже дешевле, чем у нас сегодня, потому что там очень низкая налоговая нагрузка. Штаты в свое время благодаря низкой цене на топливо добились таких успехов в экономике. Дешевый энергоресурс – это всегда стимул к экономическому развитию. Поэтому есть два пути – дорогой европейский, где изымают с потребителя повышенные налоги и целевым образом их используют. В данном случае, министр экономики сказал, якобы за эти средства будет финансироваться строительство дорог. И есть американский путь, когда налоги низкие и делается ставка на то, что дешевое топливо позволит более активно развиваться экономике. Здесь не может быть выводов – плохо повышение налогов или хорошо. У каждого из вариантов есть свои преимущества и свои недостатки.

Если искать хоть какой-то положительный момент во всем этом, то нужно отметить, что неизбежное повышение цен на топливо предаст импульс росту популярности альтернативных энергоносителей. Прежде всего, речь идет о газовом топливе. На протяжении последних лет мы видим очень стремительный рост популярности пропан-бутана (сжиженный газ). В прошлом году был пройден интересный рубеж, когда производства на внутреннем рынке стало не хватать для покрытия потребности. Это привело к тому, что начался импорт, который на сегодня является неотъемлемой частью этого рынка. Я вижу предпосылки для того, чтобы активизировалось использование сжатого газа – метана. В прошлом году, в связи с подписанием новых газовых договоров с Россией, этот сегмент рынка оказался на грани исчезновения, хотя до этого очень хорошо развивался. Газ стал очень дорогим: метан не только подорожал, но обогнал в этом своего извечного конкурента - пропан-бутан. Это привело к тому, что переоборудование автомобилей на сжатый газ приостановилось, и в целом сильно упала доходность этого бизнеса, что было видно по количеству предложений на рынке по продаже автомобильных газонаполнительных компрессорных станций.

Сегодня, когда мы видим, что цена на газ может быть снижена, а на топливо из-за роста акцизов на нефтепродукты пойдет вверх, этот сегмент вернет себе былую популярность. К тому же и метан, и пропан-бутан – это два экологически благополучных вида топлива, которые содержат намного меньше вредных веществ при сгорании. Так что в этом плане можно предсказать, что экологическая ситуация, наверное, только выиграет.

Конечно, при дороговизне нефтепродуктов, есть и негативные моменты. Любое подорожание бьет по объему потребления. Рост цен на топливо за последние полтора года, который был вызван в основном девальвацией курса гривни, привел к тому, что розничный рынок потерял порядка 10%, а в целом рынок потерял за счет промпотребления где-то 20% в 2009-м. Поэтому дополнительное ценовое давление приведет к еще большему оттоку покупателей нефтепродуктов, как за счет сокращения поездок, так и из-за переоборудования машин на сжиженный или сжатый газ.

Но несмотря на такой рост акцизов, мы в своей истории платили за бензин и больше, чем он буде стоить в 2010-м. Помните, пик нефтяного кризиса в июле 2008 года, почти 150 долларов за баррель, цена топлива на бензоколонках в Украине - 6,7 грн./литр при курсе доллара в 4,85 (это почти 1,4 долл./литр). Если наложить на сегодняшний день те нефтяные цены, то у нас должна была быть на колонках цена в 11,5 грн./литр. Тем ни менее, она сейчас больше восьми гривен, а будет не больше девяти.

Диспропорция, вызванная повышением налога и девальвацией гривни, часто приводит к тому, что у меня спрашивают, мол, цена на нефть сегодня в два раза ниже, чем была два года назад, а топливо дороже почти в два раза. Как это может быть? Действительно, получилась такая искривленная картина в связи с тем, что цены на нефть упали, но девальвировала гривна почти на 50%, И не будем забывать, что все-таки налоги выросли в два раза на топливо в прошлом году, а в этом, если будет принят законопроект, вырастут еще в полтора раза. Суммарно за два года повышение налогов на топливо составит почти три раза - это достаточно ощутимый фактор.

К положительным моментам можно отнести еще один, хотя эта тема сейчас немного отодвинута. Одна из основных целей законопроекта – это то, что в нем предусматривается повышение акцизного сбора на компоненты автомобильных бензинов до уровня ставок акциза на товарные бензины. Тем самым будет ликвидирована возможность для уклонения от уплаты этого налога. В частности, один из заводов последние полгода выпускает порядка 50% бензинов, оформляя их как компонент дизельного топлива, соответственно не доплачивая огромную сумму налогов и получая обоснованное конкурентное преимущество, используя нерыночные методы борьбы.

Если законопроект будет принят, то пропадет экономическая целесообразность производства компонентов бензина, ведь ставка налогов будет одна и те же. Возможно, и качество топлива тоже повысится.

Какую сумму можно получить от повышения акциза на топливо и сколько километров дорог можно построить за счет этого?

Я не специалист в части строительства дорог, хотя этот вопрос очень много муссируется на форумах и в прессе, мол, государство - не лучший казначей народных денег. Эти разговоры о том, что у нас строительство дорог стоит в три раза выше, чем в Европе, создает много вопросов относительно злоупотреблений. Так что я разделяю ваши опасения о том, чтобы эти налоги, которые с нас соберут, не пошли карман чиновникам или бизнесменам.

При новых акцизах из 8,5 грн/литр 2 грн. будет составлять акцизный сбор и НДС, это около 30 % цены по некоторым маркам нефтепродуктов.

Что касается дополнительных поступлений, то вы можете посчитать: объем потребления бензина в год составляет порядка 4,5 млн. тонн и дизтоплива примерно столько же. Каждый из видов подорожает на 50-60 евро за тонну. Умножьте это количество на ставку нового налога, дифференциал, и получите сумму. Я слышал, что это порядка 3 млрд.грн., но не проверял эту информацию.

Как только закон вступит в силу, через сколько мы увидим подорожание на АЗС?

Есть определенная инерция. В прошлом году, когда поднялись акцизы с 60 до 110 евро за тонну, все произошло в течении месяца. Как правило, в любой момент времени на рынке находится топлива где-то на месяц потребления, это как раз тот период, за который происходит обновление объема нефтепродуктов на рынке. В 2009-м 4 января напечатали закон, а 1 февраля цены уже содержали в себе новую налоговую нагрузку.

Я не знаю, каким этот законопроект выйдет из сессионного зала, но есть еще один очень важный момент. Он был сыро прописан, но там предусматривается дифференциация акцизного сбора в зависимости от качества бензина. Как вы знаете, в 2007 году была принята очень прогрессивная норма, когда ставку акцизного сбора на дизельное топливо сделали плавающей и зависящей от качества продукта. По принципу, чем больше серы в дизельном топливе, тем оно хуже и тем выше ставка налога.

Такая, казалось бы, небольшая поправка привела к тому, что через три года, сегодня на рынке мы имеем на 80% евродизель. Эта мотивация и стимуляция производителей и импортеров завозить качественный продукт и получать за это льготу по налогообложению привела к тому, что у нас резко выросло качество дизельного топлива на рынке. Сегодня Лисичанский и Одесский заводы полностью перешли на промышленное производство евродизеля, Кременчуцкий завод в большинстве своем дает евродизель. Поставки по импорту в основном тоже европейского качества.

Группа, которая инициировала этот закон, попыталась внести эту норму и по бензинам. Предусматривается, что на хороший бензин будет ставка 170 евро. Хорошим бензином мы называем тот, который будет соответствовать украинскому стандарту со следующего года, он близок к «Евро-4». И 190 евро на бензин, который соответствовать стандарту не будет. А мы уже видим, что масса производителей не сможет обеспечивать уровень качества бензинов, который будет предусмотрен законодательством в следующем году.

На сегодня в Украине действует два стандарта: старый «Евро-2», и параллельно новый стандарт 2007 года, во многом напоминающий «Евро-4». Со следующего года старый стандарт прекращает свое действие и остается только новый, по сути, это «Евро-4».

Поэтому норма прогрессивная. Если она пройдет, надеюсь, что произойдет такое же улучшение качества топлива, производители получат такой же стимул его улучшать, как это было в случае с дизелем.

Как нововведение повлияет на качество топлива, если этой поправки не будет?

Наша компания неоднократно выражала обеспокоенность уровнем качества топлива на рынке, особенно это касается бензина. По нашим оценкам, в прошлом году 50% топлива не соответствовало установленному государственному стандарту. Я считаю, что одной из причин, которая привела к такому разгулу фальсификатов и бодяги на рынке, является именно рост акцизного сбора в начале прошлого года. Это означает, что раньше недобросовестный торговец выигрывал 60 евро на тонне «плюс» НДС, то есть это почти 72 евро на тонне, потому что он не платил этот акциз. С нового года он начал зарабатывать уже 130 евро на тонне, а сейчас начнет зарабатывать почти 200 евро на тонне, потому что он не платит налогов ни больших, ни маленьких.

То есть, привлекательность выпуска фальсификата и различного недоброкачественного продукта на рынок резко возрастет, потому что резко возрастет доходность этого теневого бизнеса.

Безусловно, перед государством тут стоит очень важная задача. Повышая так радикально налоги, необходимо защитить потребителя от некачественного товара. Представьте, сейчас бензин подорожает еще больше, и сохранится такая же вероятность, что ты купишь неизвестно что. Это обидно вдвойне.

Традиционно об этом вопросе сегодня никто не говорит. Главное повысить, а там видно будет. Это очень важно, потому что если не будет ужесточен контроль, то следует ожидать еще большего увеличения присутствия на рынке продукта неизвестного качества. Если государство увеличивает налоги и требует со своих граждан платить больше, то оно должно обеспечить качество этих продуктов. Актуальность темы защиты прав потребителей в области потребления этих продуктов возрастает пропорционально увеличению налогов.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: