В силу правовых норм заявления действующего Президента о роспуске парламента остаются всего лишь пиаром.
Президент Виктор Ющенко по-прежнему продолжает настаивать на том, что если Верховная Рада за сто дней не примет новую Конституцию, полномочия парламента будут досрочно прекращены. Но в силу действующих правовых норм его заявления остаются всего лишь пиаром, призванным придать Президенту имидж сильного правителя
«Мной даны поручения относительно профессиональной проработки результатов всенародного обсуждения проекта Конституции. С учетом выраженных предложений и замечаний законопроект будет дополнен и внесен на рассмотрение Верховной Рады. Я тверд в своем намерении поставить перед парламентом вопрос о безотлагательном утверждении нашего общего проекта Конституции», – цитирует Ющенко пресс-служба главы государства. «Если в течение 100 дней Верховная рада не даст Украине новой Конституции, ее полномочия будут досрочно прекращены. Внеочередные выборы состоятся с одновременным референдумом относительно принятия Основного закона государства», – сказал на днях Президент.
Эти заявления действующего главы государства скептически оценивают как его конкуренты по выборам, так и эксперты. Спикер парламента и кандидат в Президенты Владимир Литвин утверждает, что заявление Ющенко адресовано прежде всего не политикам, а избирателям. «Проекта Конституции в Верховной Раде нет. Если он поступит, нужно посмотреть на содержание документа, а потом уже говорить о 100 днях», – сказал Литвин. Еще один конкурент Виктора Ющенко на выборах, Арсений Яценюк заявляет, что парламент распустит уже новый глава государства: «Согласно действующей Конституции, Президент не имеет права роспуска парламента за шесть месяцев до выборов. А после выборов, думаю, ему никто не даст такой возможности».
Директор Института политического анализа и международных исследований Сергей Толстов заявил «Главкому», что выполнение мечты Ющенко требует двух маловероятных условий: «Во-первых, чтобы после выборов именно Ющенко оставался на посту Президента, и во-вторых, чтобы парламент принял какое-то решение по данной Конституции». «Что касается вынесения проекта новой Конституции на референдум, то по действующему закону от 1991 года у президента такой возможности без согласия парламента нет. Поэтому на данном этапе заявления Виктора Ющенко – это скорее всего пиар-ход», – уверен политолог. Он также отмечает, что процесс утверждения результатов выборов может затянуться, и тогда возникнет правовая коллизия, решать которую должен будет Конституционный Суд, который явно не будет спешить с вынесение вердикта. «Если же в должность вступит новый Президент, то у него будет реальная возможность распустить парламент в первую очередь под предлогом неутверждения бюджета. В то же время вопрос о внесении изменений в Конституцию и их утверждение на референдуме может означать лишь углубление внутривластного конфликта и обострение политических противоречий, независимо от результатов выборов. Хотя скорее всего стремление нового Президента изменить Конституцию будет острым», – говорит Толстов.
Директор центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко разъясняет, что парламент может быть досрочно распущен, если уйдет в отставку правительство и в течении двух месяцев не будет сформировано новое; если де-юре прекратит существование коалиция и в течение 30 дней не будет сформирована новая, или же если парламент в течение 30 дней не сможет собраться на заседание. «То, что парламент не соберется – маловероятно. Скорее надежды сторонников парламента могут возлагаться на юридические нюансы существования коалиции, – сказал Игорь Колиушко «Главкому». – С одной стороны, согласно положениям Конституции в коалицию объединяются фракции, а решения во фракциях принимаются большинством их состава. С другой стороны, коалиция должна суммарно включать больше половины состава парламента, а при большинстве голосований такого не происходит. Можно ожидать разных трактовок именно этих норм».
По мнению эксперта, есть логика в том, чтобы следующий Президент Украины использовал ресурс мобилизации, полученный на президентских выборах, для улучшения своего представительства в парламенте. В таком случае выборы в Раду пройдут очень быстро. «Но есть также вероятность того, что тот, кто станет президентом, наоборот будет иметь возможность сформировать большинство в парламенте без выборов – за счет перебежчиков от проигравшего. Больше всего о роспуске парламента сегодня говорят те, кто имеет наименьшие шансы попасть во второй тур», – отмечает Игорь Колиушко.
«Во внесении изменений в Конституцию заинтересованы все ведущие кандидаты в Президенты, но каждый по-своему. Поэтому, очевидно, после президентских выборов и выяснения ситуации в парламенте работа над изменениями в Конституцию начнется с нуля, – полагает эксперт. – Очевидно, что президент, кто бы им ни был, будет вести к усилению президентской власти. Вместе с тем я думаю, что у нас есть условия для выбора между смешанной и президентской республикой. У нас нет условий для функционирования парламентской республики».
Глава Института глобальных стратегий Вадим Карасев утверждает, что в заявлениях Ющенко есть доля пиара, но она не настолько велика, чтобы расшифровывать их только с этой точки зрения. «Коалиции в парламенте де-факто нет, и уже вот-вот ее может не стать и де-юре. Не будем сбрасывать со счетов ситуацию с руководством фракцией НУ-НС. Пока на уровне парламента этот вопрос не решен, но есть 38 заявлений об отзыве Мартыненко с поста главы фракции. Да, есть всякие версии по поводу сбора этих подписей, но в принципе эту политико-правовую казуистику можно превратить в достаточно приемлемый инструмент, чтобы окончательно поменять руководство фракции, а затем уже решать вопросы о выходе или невыходе НУ-НС из коалиции. И тогда появятся правовые основания для роспуска парламента», – заявил политолог «Главкому».
Вадим Карасев также считает, что досрочные парламентские выборы могут быть на руку и новому Президенту, которому надо будет укреплять инструментарий своей власти, и политикам второго эшелона, которые получат на президентских выборах достаточное количество голосов, чтобы конвертировать их в полноценное парламентское представительство. «Многое будет зависеть от переговорных процессов, торговли между турами, но если эта торговля будет неудачной, тогда единственный путь сохранить и нарастить свои политические позиции для представителей второго эшелона – это новые парламентские выборы. Не случайно Арсений Яценюк в одном из своих последних заявлений обратил внимание на то, что еще действует указ Президента Украины о роспуске парламента, датированный октябрем 2008 года. (Напомним, исполнение этого указа БЮТ заблокировал в судебном порядке. - Ред.) Если обратиться к этому указу, то он подписан Президентом, у которого не истекали полномочия, а следовательно ни о какой норме о полугодовом иммунитете от роспуска парламента речи не идет», – отметил Карасев.
Коментарі — 0