«Промышленные кошмары» Европы становятся реальностью – Bloomberg
Инвестиции в бизнес Европы должны были стать геополитическим оружием для защиты ценных цепочек поставок и достижения климатических целей, но принесли только разочарование
Огромные государственные деньги в виде субсидий не смогли пробудить Европу от ее промышленного кошмара: шрамы от войны в Украине и конкуренция между США и Китаем бьют по энергоемким секторам, таким как химическая промышленность, угрожая рабочим местам, а также давят на производителей автомобилей как Volkswagen.
Как пишет обозреватель Bloomberg Лайонел Лоран, инвестиции должны стать геополитическим оружием для защиты ценных цепочек поставок и достижения климатических целей, но принесли лишь разочарование и провал для политики блока.
Шведский производитель аккумуляторов для электромобилей Northvolt сокращает рабочие места и продает активы на фоне замедления спроса только через несколько месяцев после получения субсидий в размере €912 млн на строительство завода в Германии.
Планируемый проект завода по производству чипов Intel в Германии, на который выделены субсидии в размере €10 млрд, был отложен после того, как компания решила сократить расходы.
Проблема с новыми проектами возникла давно. Еще в 2021 году фактическое производство аккумуляторов в ЕС составило всего 26% от заявленной мощности, согласно аудиторскому органу ЕС.
«Европа не имеет промышленной политики», – констатировал Лука де Мео, глава автопроизводителя Renault SA.
Европейские элиты сталкиваются с трудным выбором. Им предстоит решать вопрос, продолжать ли инвестировать огромные бюджетные деньги в такой сектор, как аккумуляторы, когда более половины европейских автомобильных заводов находятся под угрозой закрытия или сокращений.
Перспективы исправить ситуацию есть?
Есть, по крайней мере, понимание, что перспективы блока хмурые. Недавний доклад Марио Драги, призывающий к увеличению инвестиций для развития экономики Европы, стал основой для принятия политических решений на следующие пять лет. Однако это произошло слишком поздно, когда в реальности воплотились худшие прогнозы.
Политические и национальные разногласия все еще глубоки. Франция и Германия, объединенные во мнении о преимуществах развития мегакомпаний, расходятся во многом, а их лидеры теряют доверие избирателей. Меньшие страны-члены опасаются искажающего влияния субсидий их больших соседей, которые должны делать все, чтобы не отставать от Вашингтона и Пекина.
И учитывая, что сейчас объявлен запрет двигателей внутреннего сгорания до 2035 года, некоторые разочарованные инвесторы и руководители тихо надеются, что политики перестанут вмешиваться.
«Вместо того, чтобы направлять деньги в Solyndra (обанкротившую компанию в сфере солнечной энергетики, несмотря на государственную поддержку), – почему бы не позволить США и Китаю доминировать в чипах и аккумуляторах, а Европе сохранить свои преимущества, отдельно не поддержать аэрокосмического гиганта Airbus?» – риторически спрашивает автор материала.
По мнению обозревателя Лайонела Лорана, если затраты на энергоносители являются конкурентным недостатком для промышленности ЕС, это частный вызов. Необходимо наращивать затраты на научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, соблюдать более мягкую денежно-кредитную политику и более интегрированный единый рынок.
«Оказывается, разрабатывать промышленную политику действительно сложно. Возможно, даже сложнее, чем производить батареи. Но попробовать все равно стоит», – заключает обозреватель агентства.
Напомним, пять крупнейших экономических институтов Германии ухудшили прогноз темпов роста ВВП Германии на 2024 год, ожидая снижения макроэкономического показателя на 0,1%. Согласно опубликованному прессрелизу Институтов экономических исследований Мюнхена, Берлина, Дрездена, Галле и Эссена, по итогам 2024 года внутренний валовой продукт ФРГ снизится на 0,1%. Сдержанный рост ожидается в 2025 и 2026 годах на 0,8% и 1,3% соответственно.
Коментарі — 0