Зачем Нацбанк «сжигает» деньги?
Украинцы нуждаются в доступных кредитах
Многие эксперты написали об очередном антирекорде: НБУ привлек от коммерческих банков под свои депозитные сертификаты 334 млрд. грн.
В этой системе координат коммерческие банки превратились из депозитно-кредитных учреждений, привлекающих деньги на депозит для выдачи кредитов, в депозитно-депозитные учреждения, привлекающие средства от населения на депозиты под 12%, чтобы вложить в депозитные сертификаты НБУ (по сути, тот же депозит) под 23%.
С монетарной точки зрения происходит сжигание денег на аналогичную сумму, ведь эти средства изымаются из экономического обращения.
Их вроде бы нет, хотя они напечатаны.
До тех пор, пока они лежат в НБУ, для нужд экономики они мертвы.
Произошло это благодаря увеличению учетной ставки НБУ до 25%.
Монетарная трансмиссия Нацбанка построена таким образом, что ставка по депозитным сертификатам минус 2% от учетной, а рефинансирование: +2%.
То есть сейчас НБУ платит банкам за деньги 23%, а ссужает им под 27%.
Такими действиями НБУ полностью заблокировал кредитование реального сектора экономики.
А спрос на доступные кредиты сейчас очень велик, что продемонстрировало опрос предприятий, проведенный тем самым НБУ: почти 50% компаний хотели бы взять кредит под структурную перестройку, но этому мешают сложность процедур и уровень ставок.
Также полностью уничтожено привлечение Минфином новых долгов из-за выпуска ОВГЗ.
Государство не может рефинансировать даже старые долги, не говоря уже о привлечении дополнительных средств.
Сумма погашения ОВГЗ в 2022 году на 60 млрд грн превышает сумму привлечений, то есть в бюджете дыра и деньги теряются, а не привлекаются.
Более того, ставка по приобретенным НБУ военным облигациям также зависит от учетной ставки.
То есть Минфин платит Нацбанку 25% годовых!
Я уже неоднократно писал, что единственный выход из ситуации – это осознание того факта, что во время войны никаких «рыночных вовлечений» в государственные долги в достаточном объеме не будет и государство не сможет платить по долгам десятки процентов годовых.
Минфин не должен конкурировать с НБУ и переплачивать сверхвысокие проценты по своим долгам.
Напротив, единственный выход на время войны – это прямое финансирование государства со стороны НБУ под символический процент и на длительный срок с соблюдением определенных параметров эмиссии, которая не приведет к сверхвысокой инфляции.
А навес свободной банковской ликвидности в 335 млрд грн надо постепенно «стравливать» как наводнение перед плотиной посредством направления этих средств в русло экономики (кредитования) и в государственные ценные бумаги.
А сам депозитный сертификат НБУ должен стать для банков тем, чем он и должен быть: минимально доходным, временным инструментом сохранения части свободных средств банков, что-то вроде «ночных» денег, которые накопились на корсчете вне нормативного объема.
Превращать депозитный сертификат в основной и мегадоходный инструмент вложения банковских средств – это прямой путь к реальной демонетизации экономики и ее полному коллапсированию.
Это также путь к кризису государственных финансов.
Такая модель сейчас становится мощным источником финансовой инфляции (на сумму напечатанных для банков процентов по депосертификатам) и механизмом производства сверхприбылей банковской системы за счет обескровливания промышленного капитала в пользу финансового.
Единственный выгодоприобретателей такой политики – это группа банков с системным профицитом ликвидности, которые получили возможность держать у государства свои деньги под 23% годовых.
Коментарі — 0