Янукович взялся за создание своего кадрового резерва – уже в 2011-м 50 человек отправят учиться в дорогие западные университеты
Янукович взялся за создание своего кадрового резерва – уже в 2011-м 50 человек отправят учиться в дорогие западные университеты.
-- Вслед за Медведевым
Идея создания кадрового резерва госслужащих для Украины не нова. Тем более, Янукович не изобрел велосипед, когда придумал сотворить свой собственный президентский кадровый резерв - он просто скопировал идентичный пример Медведева. Правда, до последнего времени казалось, что, как и подобные инициативы предшественников Виктора Януковича, эта тоже спустится на тормозах. Но недавние заявление Сергея Левочкина подсказывает, что на этот раз все может и не закончится «пшиком».
Итак, эпопея с созданием кадрового резерва Президента началась 24 июня во время заседания Совета регионов в Киеве. Тогда Виктор Янукович впервые заявил, что для проведения реформ планирует создать президентский кадровый резерв из молодых и перспективных специалистов.
Тогда он анонсировал, что уже подготовлен проект указа по этому поводу, и он его подпишет в ближайшее время. Приоткрывая завесу, что же это за чудо такое будет, Янукович сообщил, что формирование резерва предусматривает отбор одаренной молодежи, обеспечение их образованием в «топовых университетах мира» с дальнейшим использованием на государственной службе.
Правда, с тех пор никаких указов он так и не подписал, лишь выдав 9 июля распоряжение создать рабочую группу, которая бы и наработала механизмы функционирования президентского кадрового резерва «Новая элита нации». И хотя в президентском поручении был указан двухмесячный срок, в который все это должно быть наработано, с тех пор Президент больше об этом в своих речах или указах не упоминал.
Казалось, дело, как это в Украине уже не раз бывало, так и заглохнет. Ведь не раз в украинской истории руководство страны предлагало создавать всяческие кадровые резервы, даже соответствующие документы утверждали. Так было в 1994 году, в 1995-м и 2011-м. Но каких-то ощутимых результатов все эти затеи не давали – особой пользы от существования кадровых резервов чиновников практически нет.
-- 50 орлов Левочкина
В принципе, о той летней эпопеи журналисты успели и позабыть. Но эта тема снова выплыла во время недавнего общения главы Администрации Президента с журналистами. Есть у него такая практика время от времени собирать представителей СМИ, чтобы пообщаться на всевозможные темы. Так вот, во время подобного разговора журналисты задали вопрос Левочкину о админреформе и уровне профессионализма нынешних чиновников. На что Сергей Владимирович загорелся доказывать, какие подготовленные министры и высшие госчиновники работают при нынешней власти, и какие реформы грядут в будущем. А в завершение заявил, что это еще только начало, мол, сейчас готовится кадровый резерв Президента, и уже в следующем году 50 его представителей пройдут обучение в лучших университетах США.
Такой поворот событий был настоящей неожиданностью, особенно если учитывать, что создание этого самого президентского резерва в зародыше. В состав рабочей группы по его созданию вошел целый ряд государственных чиновников, в том числе и глава Института стратегических исследований Андрей Ермолаев. Но даже он, как только услышал, что его хотят расспросить о состоянии того самого президентского резерва, общаться с журналистом отказался. Аналогичная ситуация и с другими членами этой рабочей группы, с которыми мы пробовали связаться.
С другой стороны, Главное управление государственной службы, которое недавно упразднил Виктор Янукович, было причастно к подготовке создания резерва, а его глава Тимофей Мотренко входил в рабочую группу. Так вот, это учреждение в конце лета таки разработало положение о президентском кадровом резерве «Новая элита нации», а также положение о региональных комиссиях по отбору в президентский резерв. Эти документы предполагают, что их своим указом должен утвердить Президент, но, как уже было сказано, этого не произошло. А потому так и не понятно, на основании чего и кто же отберет 50 счастливчиков, которых за бюджетные деньги отправят грызть гранить управленческой науки в лучшие университеты США. Ведь это не малая сумма. Год обучения в топовом ВУЗе стоит не менее 30 тысяч долларов в год, а потому на группу с 50 лиц придется из бюджета потратить около 12 миллионов наших с вами гривен.
-- Проект кадрового резерва
Если ознакомится с проектом положения о президентском кадровом резерве, то становится очевидным, что процедура отбора туда долгая и запутанная. Итак, прежде всего при Януковиче надо создать целую Комиссию по делам президентского кадрового резерва, которая будет курировать всю эту тему. Далее, чтобы совершать отбор людей в этот самый резерв, во всех областях должны быть созданы региональные конкурсные комиссии. Возглавить и формировать их должны губернаторы из местных чиновников на свое усмотрение. Кого будут отбирать эти люди – вопрос риторический.
Граничная численность президентского кадрового резерва – тысяча человек. Совсем как у коллеги Медведева. О начале отбора в эту касту Президентская комиссия должна огласить до 1 мая, и закончить прием документов от желающих до 1 сентября. Далее, чтобы по достоинству оценить каждого из претендентов, создаются целая сеть интервью-центров под руководством Национальной академии государственного управления. Региональные же отделения будут работать на базе созданных Центров оценивания и развития персонала.
Все кандидаты в кадровый резерв должны пройти четыре конкурсных этапа, через все вышеупомянутые чиновничьи комиссии и структуры, и, в конце-концов, предстать перед Президентской комиссией, которая до 1 февраля обязана подать главе государства проект указа о зачислении в кадровый резерв. Вот так упрощенно выглядит вся схема.
Понятно, что этот процесс будет цикличным, и каждый год списки будут подчищаться, резервистов будут всячески обучать и проверить, насколько они прогрессируют и готовы ли к государственной службе.
Еще несколько важных моментов. Согласно проекту положения, членами президентского резерва могут быть люди не старше 35 лет. Если резерв таки когда-то создадут, то эта норма не даст повторить российский сценарий, когда в президентский запас попали в основном действующие чиновники высокого ранга возрастом под 50 лет.
Также наш резерв делится на две группы – функциональный и резерв развития. Первых можно хоть сейчас назначать чиновников, а вторых – немного обучив. К тому же, нет никаких квот на региональное представительство в кадровом резерве. То есть, теоретически, следуя логике кадровых назначений последних месяцев, в нем могут оказаться представители преимущественно одной, всем известной области. Указан в проекте положения еще один немаловажный факт – все средства на создание и содержание резерва, обучение резервистов и друге расходы по этому поводу будут идти из бюджета. То есть, из наших с вами карманов.
Кроме людей из Администрации Президента сейчас мало кто из экспертов проинформирован, что на самом деле происходит с кадровым резервом Президента. К примеру, руководитель Центра политико-правовых реформ Игорь Колиушко, по праву считающимся ведущим экспертом в этой сфере, сообщил «Главкому», что еще летом его приглашали к обсуждению проектов документов по созданию президентского кадрового резерва. Но чем это все закончилось ему не известно.
По его мнению, это с самого начала была мертворожденная идея. «Вся эта история с президентским кадровым резервом затеяна только для самопиара власти и копирования действий руководства России», - считает господин Колиушко. При этом отмечает, что, в теории, этим надо заниматься, но не с создания кадрового резерва Президента начинать.
«По моему глубокому убеждению, работу с чиновниками надо начинать с другого конца. Сначала надо реализовать административную реформу, чтобы государственные служащие начали заниматься тем, чем должны заниматься. Тогда у профессионалов появится интерес идти работать на государство. Без этого никакие резервы не помогут. Ведь сейчас на госслужбу идут в основном злодеи, которые только и надеяться что-то украсть или те, кто не может себя нигде больше реализовать. Иначе в системе госслужбы работать неприятно и некомфортно», - считает Игорь Колиушко, добавляя, что никакие кадровые резервы эту ситуацию не исправят.
«Сначала надо создать нормальные условия работы. И даже не в зарплате дело. Нужно, чтобы чиновники работали согласно законов, на благо обществу, а не исполняли наполовину законные поручения начальства», - считает эксперт.
Пока еще тяжело точно сказать, чем же все-таки закончится история с президентским кадровым резервом. Возможно, случиться чудо, и госмашина честно и объективно отберет президентскую тысячу, обучит этих людей, и они, в свою очередь, совершать настоящий переворот среди чиновников. Хотя вериться в это с трудом, учитывая то же опыт России.
К тому же, в 2005 году мы уже слышали, что пресловутые выпускники Кембриджа и Оксфорда пойдут на госслужбу. Но на такую службу они почему-то идти не захотели.
Фото сайта humantime.ru
Коментарі — 0