Зарубежный эшелон Кремля – тайное оружие рашистов в Европе
Многогранностью кремлевской пропагандистской машины, наверное, уже никого не удивишь. Наряду с традиционными путями информационного влияния существует ряд закрытых для обычной аудитории методик, которые широко используются политическими силами Москвы.
Многогранностью кремлевской пропагандистской машины, наверное, уже никого не удивишь. Наряду с традиционными путями информационного влияния существует ряд закрытых для обычной аудитории методик, которые широко используются политическими силами Москвы.
Одним из малоизвестных методов российской пропаганды является сотрудничество Кремля с зарубежными националистическими и ультраправыми организациями.
В этой связи был взят за основу идеологический опыт Советского Союза, в котором правящая тогда коммунистическая партия поддерживала зарубежные себе подобные образования.
В то время для создания новых «коммунистических островков» за рубежом и их деятельности из бюджета страны уходили миллиарды долларов. В СССР на государственном уровне работала программа сотрудничества с зарубежными политическими организациями, которые распространяли близкие к Москве идеологии. Различные компартии, соцпартии или рабочие партии на тот момент существовали в США, странах Европы, практически всего Востока, Африки и Латинской Америки.
Подобная сеть играла роль скрытого рычага давления Москвы на заокеанские режимы с враждебной тогда идеологией.
Схема, которая когда-то была реализована Москвой, по-новому работает и сегодня. Разница лишь в том, что коммунистическая идеология сейчас утратила былую популярность, поэтому Кремлю пришлось немного изменить подход. Учитывая изменения политических процессов, для сотрудничества были отобраны зарубежные организации ультраправого и националистического толка.
Как утверждают сами представители Кремля – идея сотрудничества с зарубежными правыми силами начала реализовываться недавно, примерно с 2006 года. Если верить в совпадения, то развитие этого направления сошлось с образованием управления по межрегиональным и культурным связям с зарубежными странами при администрации президента России.
Самым ярким примером подобного сотрудничества стала французская партия «Front National» («Национальны фронт»). Ее лидер Марин Ле Пен долгое время имела общие интересы с одиозным российским политиком В.Жириновским. Довольно быстро французские националисты превратились в партнеров главного игрока российской политики – партии «Единая Россия».
Марин Ле Пен – частый гость в Кремле. Летом 2013 г. с Ле Пен встречался председатель Госдумы С. Нарышкин.
Примечательно, что перед этим визитом, в апреле 2013 г., Жан-Мари Ле Пен (основатель «Front National», отец Мари Ле Пен) получил два млн. евро «для нужд партии» от зарегистрированной на Кипре компании, возглавляемой Ю.Кудимовым, генеральным директором российской инвестиционной компании «ВЭБ Капитал». Кстати, Кудимов – бывший агент КГБ, ставший банкиром за счет близких связей в Кремле и в околокремлевской системе больших денежных потоков.
А в сентябре партия «Front National» получила в виде кредита 9,4 млн. евро от «Первого чешско-российского банка», также близкого к Кремлю. По другим же источникам, «Front National» собирается получить от российского банка еще 30 млн. евро для своей выборной кампании 2017 г.
Манипуляция французских националистов с российскими деньгами в конце 2014 г. создала небывалый резонанс в европейской прессе. Однако это не помешало Мари Ле Пен выражать поддержку Кремлю и лично В.Путину при российской агрессии на Донбассе, а также в признании псевдовыборов на оккупированных территориях Украины.
Во многом подобная ситуация складывается в Великобритании с партией независимости Соединенного Королевства «UKIP». В марте 2014 г. лидер «UKIP» Найджел Фарадж назвал Путина тем мировым лидером, которого он больше всего ценит. Симпатии к Путину у националистов «UKIP» просто зашкаливают. По мнению британских политических экспертов, «UKIP» более десяти лет сотрудничает с Кремлем, а ее лидер Найджел Фарадж лично знаком с Путиным. В своих заявлениях Фарадж практически всегда использует любую возможность восхититься лидером Кремля. Настоящими резонансными событиями в прессе стали факты открытого восхваления Фараджем позиции Путина в отношении Сирии, а также защита Путина, когда наследник британского престола принц Чарлз во время официального визита в Канаду сравнил политику Путина с гитлеровской.
Не так давно лидер другой политической силы – Британской национальной партии («BNP») Ник Гриффин выступил в поддержку проводимой российскими властями политики дискриминации сексуальных меньшинств, назвав путинский режим «здоровой, прозрачной и полностью демократической системой». Известно также, что в 2011 году лидер «BNP» Ник Гриффин ездил в Москву в качестве наблюдателя на выборах в Думу. После этого он заявил, что «выборы в России гораздо более честные, чем в Британии».
Кроме этого, «BNP» стремится создать себе образ проводника «путинских идей» в Британии. Так, реагируя на информационный резонанс в прессе относительно расширения вещания на Запад телеканала «Russia Today», Гриффин заявил, что «RT – это канал для людей, которые хотят знать правду». При этом он почему-то не вспомнил о сотнях жалоб британцев на RT по поводу открытой пропаганды Москвы. Вообще, представителей «BNP» можно довольно часто увидеть в прямом эфире канала «Russia Today».
Руководитель центра российских исследований «The Henry Jackson Society» Эндрю Фоксолл изучал «партийное расслоение» Великобритании и пришел к интересному выводу, что на Путина в Англии работает хорошо отлаженная пропагандистская машина. Так, помимо многочисленных попыток влияния на политиков и членов Палаты лордов, а также прямого пропагандистского воздействия на британское общество посредством «Russia Today», в апреле 2014 г. в Британии возникла ультраправая группировка, именующая себя партией, под названием «The For Russia Party» («За Россию»). Партию возглавил 28-летний англичанин, некто Томас Скотт-Чэмберс. Он с акцентом общается на русском и позиционирует себя британским коммунистом. С первых дней партийной карьеры Скотт-Чэмберс активно включился в компанию по оправданию российской политики в отношении Украины. При этом его «игрушечная партия» за очень короткое время стала узнаваемым и авторитетным партнером у российских КПРФ и ЛДПР. В общем, невольно создается впечатление, что Кремль отобрал себе пропагандистских единомышленников среди британских политических партий, заключил Фоксолл.
По мнению немецкого издания «Bild-Zeitung», Путин в Германии нашел политического партнера в лице партии «Альтернатива для Германии» («AfD»). Этой газете стали известны некоторые факты из разведывательных донесений, а также информация непосредственно из Кремля. Издание предполагает, что российское правительство хочет поставить партию в финансовую зависимость по примеру французской «Front National», чтобы создать свой инструмент влияния и критики Евросоюза. AfD известна тем, что торгует золотом для пополнения партийной казны. Один из возможных вариантов Кремля для привлечения AfD в свою орбиту – сделать ее своим посредников в торговле золотом или помочь партии кредитом, как это было с Марин Ле Пен.
Партия AfD основана в 2013 г., но наибольший интерес вызывает тот факт, что одним из лидеров этой партии является Ирина Смирнова – профессор из Санкт-Петербургского университета. Предполагают, что Смирнова может играть роль кремлевского координатора непосредственно в структуре AfD.
В Венгрии ситуация менее деликатная. Там открыто заявляют, что партия с неблагозвучным названием «Йоббик» находится под кремлевским протекторатом. «Jobbik» – «За лучшую Венгрию» (Jobbik Magyarországért Mozgalom) – третья по величине партия в стране. В мае 2013 года люди из Кремля пригласили в Москву лидера «Jobbik» Габора Вону, после чего он заявил, что этот визит – «важный прорыв», а «лидеры России воспринимают «Jobbik» как партнеров». При этом в венгерском политикуме ходят упорные слухи, что «Jobbik» за вознаграждение из кабинетов Кремля критикует «евро-атлантические связи» Венгрии и Европейский Союз в целом. Кроме этого, «Jobbik» поддержал референдум в Крыму и псевдовыборы на Донбассе.
В список пророссийских политических агентов на Западе входят также латвийская партия «Latvijas Krievu savieniba», болгарская «Атака», итальянские «Forza Italia» и «Lega Nord», бельгийская «Vlaams Belang», немецкие левые партии «Die Linke» и «KPD», греческие коммунисты «Κομμουνιστικό Κόμμα Ελλάδας» (компартия Греции), греческая ультраправая партия «Λαϊκός Σύνδεσμος - Χρυσή Αυγή» («Золотой рассвет»), польская «Samoobrona Rzeczypospolitej Polskiej» и другие. Все эти партии сотрудничают с Кремлем, получая свои дивиденды – кредиты, выгодный бизнес или просто политическую поддержку из России.
***
Таким образом, Россия широко практикует сотрудничество с политическими партиями европейских стран, которые поддерживают позиции Кремля. Политические образования, лояльные к политике Российской Федерации, существуют практически в каждой европейской стране и образуют условную идеологическую сеть.
Касаемо возможностей политического давления Москвы на аудиторию и руководящие органы Европейского союза можно вести речь о создании информационно-политического плеча влияния Кремля на политическую Европу.
Для удержания европейских политических сил в орбите Кремля, российское руководство оказывает им помощь в виде денежных кредитов, выгодных торговых контрактов с Россией или иными методами.
Как правило, европейские политические образования пророссийского толка отличаются радикальными националистическими и ультраправыми политическими взглядами, что позволяет в необходимый момент манипулировать их действиями в интересах Москвы.
Вячеслав Гусаров, эксперт центра Военно-политических исследований, группа «ИС»
Коментарі — 0