Не изображая жертву
Немецкий литературный фестиваль пригласил выступить в общей дискуссии писателя земли русской, певца свободной от «киевской хунты» зоны мятежных восточноукраинских областей Захара Прилепина...
Немецкий литературный фестиваль пригласил выступить в общей дискуссии писателя земли русской, певца свободной от "киевской хунты" зоны мятежных восточноукраинских областей Захара Прилепина, и писателей земли украинской, Сергея Жадана и Юрия Андруховича, защитников суверенитета ныне свободной от диктата России, в недавнем прошлом вассальной страны. Украинские писатели, уверенные в неделимости Украины, отказались.
Вот реакция Захара Прилепина на его странице в Facebook: "Ощущение правоты у них абсолютное, но втайне они подозревают, что если эту правоту выносить на люди, она не будет столь убедительна. Неприятно же". И две тыщи лайков, и сто пятьдесят комментов о величии русской литературы и русского оружия. Вот реакция Сергея Жадана, переведу один пассаж: "Самое простое – это принять приглашение и надеяться на то, что "другая сторона" тоже настроена на конструктив. И слушать потом во время разговора аргументы "другой стороны", которые будут базироваться на исторической обусловленности и геополитической логике, на концептах и стратегиях, на чувстве реванша и снисхождения. И все твои слова, касающиеся твоих родных и близких, пространства, в котором ты вырос, и воздух, которым ты дышишь всю жизнь, просто разобьются об эту холодную металлическую геополитику, об эту "правду другой стороны".
Если бы Прилепин и Жадан были бы только беллетристами и арбитрами прекрасного, самыми переводимыми в Германии авторами постсоветского пространства (которыми они и являются), эту коллизию отказа от диалога нельзя было бы объяснить. Гуманитарные катастрофы со времен арабо-израильского конфликта и войн эпохи распада Югославии были поводом для интеллектуальной болтовни левых европейских интеллектуалов. Дело в том, что оба писателя – совесть своей нации, общественные деятели. Жадан, уроженец Старобельска Луганской области (а это самый что ни на есть украинский восток), ездит с гуманитарными миссиями в приграничные зоны и переводит деньги от концертов своей группы "Собаки в космосе" в пользу армии. Прилепин, уроженец Нижнего Новгорода, командир подразделения ОМОНа во второй чеченской войне, ездит с гуманитарными миссиями и в роли политически ангажированного журналиста в военную зону с другой стороны; в последнее время он выступает в роли, параллельной Жадану и Андруховичу: поет свои тексты с группой "Элефанк", а перед этим с группой РИК (вот эпическое).
Возможно, из-за отказа от этой интеллектуальной дуэли читающая публика лишилась документа, равного по силе полемике Салмана Рушди и Иосифа Бродского на Лиссабонской конференции.Этот репортаж сохранил для благодарных потомков Зиновий Зиник, и он до сих пор многое объясняет и в прочтении "Стихов на независимость Украины" последнего русского нобелиата, и в запоздалых постимперских реакциях российских писателей среднего ума, но больших амбиций (здесь часть читающей публики непременно попеняет мне на нерелевантное сравнение фигур гипотетических полемистов). Если излагать совсем грубо, это дискурс певцов империи против голоса права бывших колоний на самоопределение.
Вообще, довольно странно было бы представить европейский круглый стол с участием интеллектуалов из Любляны и Загреба с какими-нибудь сербскими националистами в девяностые годы. Да и обсуждения грузинскими и русскими писателями конфликта-2008 я что-то не припомню. На моей памяти был не менее вызывающий, но шокировавший, впрочем, исключительно узкую часть деятелей современного искусства отказ радикальной (левой, подчеркну, по убеждениям) киевской художественной группы РЭП от дискуссии в Центре современного искусства "Гараж" в Москве в декабре 2014 года. Как и Жадан, киевские художники этой группы регулярно ездят в зону боевых действий на востоке Украины, с огромным сочувствием относятся к страданиям мирного населения и регулярно пишут о политике своей страны таким образом, что с ними переругались все украинские патриоты.
Россия насилует Украину не только со всей мощью "Буков" и "Градов", она насилует ее через свои медиа патриотическими идеями больших геополитических смыслов, когда человеческое заменяется интересами государственными. Она изнасиловала и своих граждан, и русскоязычное население украинского востока, и довольно значительную часть русской эмиграции. Зомбоящик позволил русским спецслужбам спровоцировать восточноукраинский конфликт в апреле 2014 года. Захар Прилепин – часть этой медиамашины, а вовсе не только русский писатель с частными воззрениями. Так что отказ украинских писателей от диалога с певцом империи вполне понятен: кому хочется выступать фоном для еще одного публичного изнасилования?
Источник: Радио Свобода
Коментарі — 0