Ігор Ляшенко Видавець

Хто має заробляти кошти на смітті, яке ми всі викидаємо?

У законах питання, на якому етапі сміття змінює господаря, залишається без чіткої відповіді

Мовою оригіналу

С 1 января 2018 г. захоронение непереработанных отходов в Украине будет запрещено законом. Это означает, что все должны будут складывать и выбрасывать мусор раздельно: органические отходы, неорганические (пригодные к дальнейшей переработке), опасные… Непонятно пока, справятся ли оперативно мусорные компании с имплементацией этого требования, но оно есть. Есть и ответственность за нарушение. А кто должен отвечать? И, соответственно, получать доходы и бонусы, которые возникают от переработки мусора?

Чтобы получить ответы на эти вопросы, надо четко определить, мусор, он чей?

Очевидно, что пока он в пределах квартиры – он частная собственность жильцов. То, как они спорят, кому выносить – дело семейное.
Но вот мусор выброшен в бак. Он чей? Сейчас бомжи считают, что он их. И баки у них между собой поделены по ареалам. Они интенсивно и тщательно сортируют мусор в духе новых веяний «Закона об отходах»: органику оставляют, а тряпки, стекло, пластик отбирают.

Но если несортированный мусор – это лишь затраты на утилизацию, то сортированный – это уже сырье, которое денег стоит. И в этом случае бомжи уже не помогают мусорным компаниям, уменьшая объем, а банально воруют принадлежащий компании продукт. Ведь именно отсортированные фракции, поддающиеся вторичной переработке, стоят денег. Более того, объем отсортированного мусора это не только доход мусорной компании, это еще и доход дома, чьи жильцы мусор произвели и отсортированным выбросили (что, кстати, должно быть отражено в договоре ОСББ или управляющей компании с мусоровывозящей компанией). В идеале, дом может даже заработать на своем хорошо отсортированном мусоре.

И что это означает? Что бомжи, забирающие мусор из специальных баков для неорганики, уже не санитарную функцию выполняют, а попросту воруют у жильцов дома их имущество, которое стоит реальных денег. Значит, находясь в мусорных баках, мусор принадлежит жильцам дома уже на основании общей собственности до тех пор, пока мусорная компания не увезла ее. Опять-таки, жильцы заинтересованы, чтобы их дом произвел как можно больше ценных сортированных отходов, это было учтено (по весу или объему), и оплачено.

В законах вопрос, на каком этапе мусор сменяет хозяина, отражен не четко. В Законе больше говорится о бесхозном мусоре, которого в нашей стране предостаточно. Очевидно, законодатель решил, что этот вопрос решится сам по себе. И это было не важно, пока утилизация мусора была только расходами и антисанитарией. Сейчас есть шанс, что мусор в большой массе перейдет в разряд вторсырья, стоящего денег. И как-то надо ситуацию контролировать, чтобы не прийти к ситуации, когда управдомы будут гонять от мусорных баков бомжей.

Но в любом случае, требование закона об обязательной сортировке и переработке мусора – положительно. Правда, его многие боятся, оно, действительно, непростое в имплементации: требует усилий, дополнительных затрат, а соответственно, увеличения тарифов на вывоз и утилизацию. В связи с этим сейчас идут разговоры, чтобы отсрочить его введение до 2025 года. Думаю, не стоит. Справимся. Мусорные компании тоже уже готовятся, устанавливают у домов специальные желтые контейнеры. Специально такие, чтобы бомж чужой мусор не смог забрать.

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: