Сучасний Київ: естетика піддонів і старих покришок
Приїжджали днями партнери з Казахстану..,
Мовою оригіналу
В Киеве впервые, но о городе нашем знают много исторических фактов. Живо интересуются современностью: как развивается город, как люди живут, что с ценами, с работой, уровнем жизни? Сравнивают с Астаной, Алматы. Где-то сравнение в пользу Киева, где-то нет. И среди прочего спрашивают, с чем можно Киев ассоциировать, какие символы у города?
В былые годы я бы не задумываясь ответил: Днепр широкий, дерево – каштан… Если бы гости были с запада, я бы упомянул «Чикен Киев», если бы из Беларуси, России – «Киевский торт». Но »Киевский торт» в Казахстане неизвестен – далеко везти, «котлеты по-киевски» они тоже не едят. А назову каштан – очень удивятся, потому что приличных красивых каштанов в городе почти не осталось.
В общем, уклонился я от прямого ответа. А вот город наш, похоже, определяется со своей новой айдентикой. Правда, гордиться такими символами не приходится, и гостям столицы ими не похвастаешься.
Нет, это не ларьки-МАФы. И не торговля продуктами с земли. И не хаотичная парковка вдоль дорог и во дворах. И не пробки. Все это в той или иной степени есть или было и в других больших постсоветских городах. Этому гости нашей столицы не удивляются. Разве что сочувствуют нам немного.
Новым символом Киева становятся старые покрышки. Есть в них и историко-политический смысл – все мы помним значение горящих шин на Майдане. Но автомобильная резина становится также эстетическим символом Киева. Вот что ужасно.
Выйдите во двор своего многоквартирного дома. Детская площадка, скорее всего, ограждена вкопанными до половины покрышками. Молоденькие деревца и кустики произростают из покрышек. На маленьком палисадничке красуется вырезанный из покрышки лебедь, а то и боле сложная скульптура. Покрышками ограничивают практически любую территорию. Они могут сохранять естественный черный цвет, а могут быть творчески окрашены в самые смелые расцветки. Автошины стали эстетической доминантой киевских дворов, игровых площадок и скверов.
И что удивительно, киевляне не протестуют против засилья во дворах старой резины. Их не тревожит ни экологическая сторона вопроса, ни эстетическая. Я не могу понять, нам это нравится, что ли? Мы всерьез принимаем старые автомобильные покрышки за современный и модный элемент уличного декора? Городские власти к эстетике города давно равнодушны, они не понимают, что это такое. Но мы же живем среди этого мусора! Мы им любуемся ежечасно, и никто не возражает… При этом во дворах частных усадеб никто для уличного декора покрышки не использует. По крайней мере, я такого не видел. Но выйдя на территорию общественного пространства, наши эстетические вкусы дивным и диким образом меняются.
А есть еще малый бизнес, который в Киеве также не чужд новым веяниям в дизайне. Я имею в виде массовое использование деревянных поддонов в роли мебели. Такой себе «винтаж». Когда первые дизайнеры несколько лет назад взяли строительные поддоны и смастерили из них временные стулья-столы для проведения вечеринки, люди пришли в восторг – это было стильно и круто.
Но за несколько лет мебель из старых крашеных поддонов стала мейнстримом и основой интерьера небольших кофеен и уличных террас многих ресторанов. Я понимаю, что мебель из поддонов это дешево, сердито, и в какой-то момент было ново и смело. Но надо же и честь знать. Все же не очень хочется чувствовать себя все время на стройке…
Кто-то скажет, что, мол, за мелочный вопрос: поддоны, покрышки, – кому они мешают?
Да, в общем, никому не мешают. Просто мы среди всего этого живем. И украшаем этим свой быт. А в городах Америки и Европы, хозяину территории, где лежат неутилизированные покрышки, грозит штраф. Вот такая разница между нами и Европой.
Коментарі — 0