Ігор Ніколаєв Російський економіст

Бюджет Росії 2018 року: благоустрій на час виборів

Росіяни мають шкодувати, що вибори в них відбуваються не кожного року

Мовою оригіналу

Этот текст является продолжением оценки проекта закона о федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019-2020 годов, где уже пришлось обратить внимание на то, что на фоне ожидаемого относительно благополучного 2018 года послевыборный 2019 год обещает быть очень непростым (расходы будут урезаны).

Как, казалось бы, не надо делать в год выборов? Не надо резко увеличивать расходы по социально-чувствительным статьям бюджета, а потом, когда дело будет сделано и нужный результат на выборах получен, замораживать их, или вовсе сокращать.

Как-то это уж очень конъюнктурно, некрасиво, что ли. Какая-то покупка лояльности избирателей к выборам получается.

Да и пусть,- скажут многие, — хотя бы в год выборов что-то сделают. Так-то это так, но всё-таки я убежден: развитие сфер деятельности, от которых напрямую зависит качество жизни людей, должно быть устойчивым и повозрастающей. Нам еще уровень жизни людей поднимать и поднимать, не надо здесь устраивать какие-то субботники раз в несколько лет.

Итак, посмотрим на рассматриваемый в настоящее время проект федерального бюджета на 2018 год и плановый период 2019-2020 годов именно с изложенных выше позиций.

Расходы на образование в 2018 году (663,2 млрд. рублей) должны возрасти на 9,1% по сравнению с 2017 годом - это значительный рост, который, увы, прекратится в 2019 году, когда расходы снизятся на 1,5%, до 653,4 млрд. рублей. Причем наибольшие «качели» ожидаются по расходам на среднее профессиональное образование: в 2018 году – рост в 2,3 раза, а в 2019 году – падение расходов на 7,4%.

Расходы на здравоохранение в 2018 году должны вырасти и вовсе на 18,3%, достигнув 460,3 млрд. рублей. Однако уже в 2019 году они снизятся почти на 7%.

Смотрим на расходы по разделу «Социальная политика» и, казалось бы, их динамика никак не вписывается в замеченную тенденцию: плановые расходы 2018 года – 4706,1 млрд. рублей – на 6,9% меньше утвержденных расходов на 2017 год. Однако здесь все просто: это единовременная денежная компенсация пенсионерам, выплаченная в начале 2017 года, так искажает картину (база 2017 года оказалась завышенной). Кроме того, надо учитывать, что пенсии, социальные выплаты – это т.н. неснижаемые выплаты. Вы их можете заморозить, не повышать, и они будут в этом случае снижаться только в реальном выражении, но вы не можете пенсионерам сказать, что завтра, к примеру, они будут получать на 10% меньше. Тут такое начнется, что мало не покажется. Точно также и по социальным выплатам что-либо подобное (прямое урезание расходов) исключается.

Наконец, самое показательное: расходы на жилищно-коммунальное хозяйство в 2018 году должны вырасти на 73,6% (до 125,8 млрд. рублей), а в 2019 году они уже снизятся на 21,7%. Так вот они «качнутся». Кстати, расходы по строке «Благоустройство» вообще вырастут в 2018 году почти в 2,5 раза (до 48,8 млрд. рублей), зато потом упадут на 40,3% (!).

Вот такая замечательная динамика бюджетных расходов нас ожидает. Ну, как тут не посетовать, что президентские выборы у нас не каждый год.

Формально такие траты не являются, конечно, расходами по ведению выборной компании. Но реально, по существу, они таковые и есть.

Эх, а ведь народ в России живет еще и между выборами.

Думки авторів рубрики «Думки вголос» не завжди збігаються з позицією редакції «Главкома». Відповідальність за матеріали в розділі «Думки вголос» несуть автори текстів

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: