Соседей не выбирают. Выбирают партнеров
Назвать документы, регламентирующие российско-украинские отношения, более весомыми, чем бумага, на которой они напечатаны, язык не поворачивается
Назвать документы, регламентирующие российско-украинские отношения, более весомыми, чем бумага, на которой они напечатаны, язык не поворачивается
Так было с момента создания суверенных государств и до последнего времени: непрозрачность принимаемых решений списывали на издержки братства, нарушение договоров, уже в час подписания обреченных на провал, оправдывали объективным характером взаимных причин.
Да, конфликты перманентно возникали. Осложнялись информационными перестрелками, шантажом, угрозами, как в территориальном споре вокруг косы Тузла в 2003-м, по поводу статуса Черноморского флота и Крыма или в ситуации с поставками газа в Украину в 2009-м, предвыборном году.
Разрешали же противоречия преимущественно непонятным, непубличным образом. Очередные протоколы, скрепленные подписями и рукопожатиями, или устные заявления президентов и премьеров выглядели дымовой завесой. Суть — кто, почему, за сколько уступил, чем уступка обернется завтра — оставалась за ней. Зато тема создания Таможенного и Евразийского союзов, немыслимых без Украины, звучала даже (или звучала особенно настойчиво?) под аккомпанемент газовых труб. Однако стоило Украине показать, что она намерена выполнять собственные законы, в частности, «Об основах внутренней и внешней политики» и «Об основах национальной безопасности», а также Указ президента Януковича «Об утверждении стратегии интеграции в Европейский союз», как тональность изменилась. «То есть вы всерьез? — переспросили у Киева в Москве. — А последствия не пугают?»
Срочный и быстротечный визит премьера Николая Азарова и представительной делегации (вице-премьер Юрий Бойко, министр юстиции Елена Лукаш, посол Украины в РФ Владимир Ельченко, представители МИДа, минпромполитики и министерства доходов и сборов) в «Горки-9» к Дмитрию Медведеву ничего не дал. Потому что разными оказались повестки. После августовской таможенной войны, которая теперь выглядела лишь прелюдией, Азаров хотел обсудить взаимоприемлемые варианты восстановления и наращивания двустороннего товарооборота. В конце концов, ведь никто не аннулировал ни Большой договор о дружбе, сотрудничестве и партнерстве, подписанный в 1997 году, ни Будапештский меморандум 1994 года «О гарантиях безопасности в связи с присоединением Украины к Договору о нераспространении ядерного оружия», по которому страны-гаранты, в том числе Россия, обязались воздерживаться от экономического давления на Украину, ни десятки других документов, заключенных в рамках СНГ.
Но Медведева, как явствует из пресс-релиза, интересовали только юридические, организационные и экономические последствия подписания соглашения об ассоциации между Украиной и ЕС.
Официальный Киев до сих пор воздерживается от комментариев по поводу состоявшейся рабочей встречи. Не хочет скандала и битых горшков — в отличие от Москвы. Помнит об опыте стран Балтии и Грузии. Да и географических соседей не выбирают (в отличие от стратегических партнеров).
Зато фразу первого вице-премьера РФ Игоря Шувалова о дальнейшей бессмысленности переговоров относительно интеграции Украины «на два фронта» можно считать ключевой: мол, нечего делать вид, что впредь услышим друг друга… А его же разъяснение по поводу невозможности применять к украинским товарам единый таможенный тариф завершил вывод: «По сути это означает, что никакого Таможенного союза не будет».
Если верить советнику президента РФ Сергею Глазьеву (молва прочит его на должность посла в Украине вместо Михаила Зурабова), наказания последуют суровые: «Подписав соглашение об ассоциации с ЕС, Украина перестанет быть для нас стратегическим партнером, исчезнет как субъект международного права». Видать, передумал без пяти минут посол ехать в Киев, который «добровольно отдает свой суверенитет в Брюссель».
Директор экономических программ Центра экономических и политических исследований имени Разумкова Василий Юрчишин полагает, что уже осенью текущего года РФ может прекратить поставки газа в Украину из-за недобора топлива в 2012 году и, соответственно, неоплаты счета в 7 миллиардов долларов. Это вызовет внутри страны массу проблем среди товаропроизводителей и обычных граждан, да и Европа не обрадуется — начнет мерзнуть на общих основаниях. Ряд экспертов сходятся во мнении: если до сих пор Киев не решался обращаться в Стокгольмский арбитражный суд по поводу пересмотра газового договора 2009 года, то теперь подобный шаг станет неизбежным. В конце концов, пора двигаться, а не имитировать движение.
Коментарі — 0