Юлия Новикова: «Янукович сознательно жертвует своим рейтингом»
Я вот не понимаю журналистов, которые рядом с моей фамилией обязательно пишут в скобках – сестра Левочкина.
«Несправедливо» – это слово регионалка Юлия Новикова повторяет очень часто. Как правило, когда слышит критику в адрес родной партии. Но также Новикова считает несправедливым, что о ней известно, в основном, как о сестре главы Администрации Президента Сергея (или Сережи, как она называла его во время интервью) Левочкина.
«Я вот не понимаю журналистов, которые рядом с моей фамилией обязательно пишут в скобках – сестра Левочкина. Хоть фамилию меняй, чтоб уже не уточняли», – несколько обиженно говорит она. Новикова, которая в парламенте состоит в комитете по вопросам судоустройства и является членом комиссии по приватизации, говорит, что такое родство ей больше мешает, чем помогает. И самореализовываться ей проще в международных структурах, где ее кровные узы ничего не значат. «Главкому» Новикова рассказала о том, какие мифы развеивает Партия регионов, зачем отменять политреформу и почему Юлия Тимошенко уйдет в небытие.
На носу – местные выборы. Регионалы заявляют, что недавно проголосованные изменения в закон о выборах сделали его более демократичным. Зачем же было принимать изначально одиозный вариант, чтобы потом его героически менять? Что изменилось с тех пор?
Было огромное давление со многих сторон, заявляли, что этот закон отрезает новые политические силы Тигипко и Яценюка от выборов, потому что они не успели зарегистрировать местные партийные ячейки. Поэтому коалиция пошла навстречу и внесла изменения.
А разве раньше это было не очевидно?
Мы вот чем руководствовались. В Украине зарегистрировано более 180 партий. В таких условиях, когда политические платформы мало чем отличаются, такое количество партий необоснованно. Это приводит, с одной стороны к дезориентации общества, а с другой - к безответственности самих политиков. Как результат, сегодня депутат избирается от одной партии, завтра переходит в другую, послезавтра – в третью. При этом такие народные избранники не особо обращают внимание на принципы морали и этики. Здоровая консолидация приведет к более сбалансированной партийной системе. Эта норма была внесена именно с этой целью. В дальнейшем мы прислушались к общественному мнению и внесли изменения в закон. Разве это плохо? Но процесс эволюции все равно пойдет в этом направлении.
Так ведь сами регионалы стимулируют процесс перетекания из одной политсилы в другую, что мы наблюдаем сейчас в парламенте.
Сложно сказать, кто какое перетекание стимулировал. Думаю, так ставить вопрос некорректно. Огромное количество партий и возможность заходить блоками приводит к тому, что есть политические силы, которые ставят своей целью избрание одного-двух депутатов в ВР, а дальше занимаются шантажом. И это все следствие неоправданно огромного количества политических партий.
То есть нас должна устроить двух-, трехпартийная система?
Во многих странах существуют такие системы. Это никого не шокирует, демократия работает. Но люди должны приходить в партию не ради места в ней, а потому что они поддерживают ту или иную идею, ее программу. Сейчас же они переходят из партии в партию не за идеи, а очень часто для решения своих меркантильных проблем. Повторюсь, что наличие в Украине более 180 партий дезориентирует общество. К тому же политические программы большинства из них написаны под копирку и не несут никакого позитива. Анализ и практика показывают, что сегодня в Украине нет даже десяти идеологических партий. Максимум четыре.
Исходя из вашей теории, в Партию регионов сейчас как раз стремятся те, кто хочет самореализоваться во власти. Идейные же идут в оппозицию.
Я не могу сказать, что это происходит исключительно по этим причинам. Думаю, многие вступают в Партию регионов, потому что некоторые мифы о ней развеяны. Нам всегда навешивали ярлыки пророссийской партии, которая моментально сдаст все позиции Кремлю, партии «донецких»… Вот эти ярлыки сейчас исчезают.
Куда исчезают? Виктор Федорович регулярно появляется на телеэкранах с Дмитрием Анатольевичем, один из первых шагов новой власти – продление пребывания Черноморского флота на 25 лет, выходцы из Донбасса оккупировали силовые ведомства…
Нам продолжают навешивать ярлыки. Но люди, которые мало-мальски вникают в процессы, которые происходят, понимают, что это несправедливо. Посмотрите на назначения в Администрацию Президента – есть там и киевские, и житомирские и харьковские, и луганские... Привлекаются люди, которые представляли жестко оппозиционные силы, люди из Западной Украины. Конкретный пример могу привести.
Влад Каськив?
Если вы помните, в 2004-м году он занимал достаточно радикальную позицию. Думаете, он пытается сейчас рядиться в бело-голубые флаги? Подозреваю, он хочет делать дело, и видит возможность при этой власти. Поэтому им было и принято такое, думаю нелегкое, решение. А по поводу «донецких» – я, например, киевлянка, в третьем-четвертом поколении.
Но если вернуться к закону о выборах. Всегда говорили, что выборы по спискам – это безответственность политика перед избирателями. А сейчас мы частично возвращаемся к мажоритарке. Придут депутаты, которые избираются персонально. Что в этом плохого?
Регионалам, как партии власти, будет проще сколачивать большинство в советах с отдельными мажоритарщиками.
Знаете, в каждой большой бочке меда можно найти ложку дегтя. Конечно, любое событие можно рассматривать через разные призмы и крутить и так, и эдак. Можно ведь рассматривать его ситуативно, а можно – с точки зрения прогресса, норм и правил игры на годы. Сейчас нас пытаются уличить в каких-то договоренностях, последствиях, которые могут быть, а могут и не быть. Я считаю, что это несправедливо, потому что депутат-мажоритарщик всегда занимает более сильную позицию, он всегда более свободен и ответственен. И многие депутаты, которые избирались по мажоритарным округам в ВР, говорят, что интеллект парламента в те годы был гораздо выше, а депутатами не командовали.
Не командовали. Поэтому были постоянные брожения.
Никакая система не является совершенной. Но в этом законе есть прогресс, он более демократичен, чем предыдущее избирательное законодательство. Давайте видеть хорошее.
Вы упомянули про правила игры, которые формируются надолго. На днях один из ваших видных юристов Елена Лукаш заявила, что голосование за политреформу 2004 года было ошибкой ПР. Янукович при Президенте Ющенко был ярым противником ее отмены, а сейчас недвусмысленно выступает за. Все дело в точке сидения?
Заметьте – в КС оспариваются нормы не материального права, а процессуального. Предмет нашего представления в том, что в 2004-м изменения в Конституцию были приняты с нарушением законодательства и той же Конституции. В ней четко записано, что любое изменение в Основной Закон производится после соответствующего вывода КС. А этого не было. Более того, в 2005-м мониторинговый комитет ПАСЕ предупреждал, что нарушение процедуры может привести к дальнейшей отмене изменений. Второе нарушение – пакетное голосование. Не могут изменения в Конституцию голосоваться пакетом. Ведь пакет – это просто политические договоренности. Поэтому КС может принять решение, что процедура была нарушена, но говорить о том, какие последствия будут у этого решения, еще рано.
Формально оспаривается процедура, но регионалы и сам Виктор Янукович высказываются в том духе, что политреформа расбалансировала систему власти и теперь нужно эту систему выстроить под доминанту какого-то одного центра. ПР не замечала проблем с процедурой в 2007-м, когда Янукович был премьером, более того, отметала любые разговоры о возвращении Президенту былых полномочий. Вы же сами даете оппонентам флаг в руки, предоставляя им возможность кричать об узурпации власти.
Флаг в руки они и сами возьмут (смеется). Все крики об узурпации власти говорят о том, что у нас свобода высказываний и у оппозиции есть возможность критиковать власть. Поэтому дополнительные аргументы и так найдутся, если будет желание. Если же сравнивать 2007-й и 2010-й годы, то посчитайте, сколько раз поменялось правительство с 2004-го по сегодняшний день. И сейчас стало совершенно очевидно, что эта система не работает. Она дает плохие результаты для государства в целом. И политические элиты только осознают это, прочувствовав на себе.
Скажите откровенно, вы за возвращение президентско-парламентской формы правления?
Думаю, что в существующих условиях это может быть оправданно.
Многих женщин в Партии регионов часто воспринимали как потенциальный противовес Тимошенко. Богословская, Герман… Вы считаете, что звезда Тимошенко после поражения на президентских выборах уже зашла?
Я думаю, что строить политическую карьеру в качестве противовеса кому-то не стоит. Нельзя действовать на отрицание.
А Юлию Владимировну я глубоко уважаю. Она – красивая женщина, прекрасный организатор, искусный оратор. И, в принципе, очень умелый политик. Но она не государственный управленец. И цели, которые она преследует, – негосударственные. Именно поэтому она рано или поздно уйдет в небытие. Но она, повторюсь, очень крепкий и мощный политик, и каких-то нестандартных шагов от нее еще можно ожидать.
Пример Януковича, которого «похоронили» в 2004-м, должен ее вдохновлять.
Ну, Виктор Федорович в этом плане птица Феникс (смеется).
Ваш однопартиец Валерий Коновалюк прямым текстом сказал, что Николай Азаров должен ответить за деяния министра здравоохранения Митника, которого он привел в правительство. Когда, на ваш взгляд, возможна отставка Николая Яновича и при каких обстоятельствах?
Я не знаю, привел ли Николай Янович каких-то министров в правительство. Не знаю, что они делают плохо, и ответственен ли за это Азаров. Правительство работает, выполняет законы. Есть слаженная политика между парламентским большинством, правительством и Президентом. Правительство пытается, несмотря на сложную ситуацию, выполнять тот курс реформ, который взял Президент. Им сложно, но Кабмин достиг определенных позитивных результатов: рейтинги Украины повысились, достаточно эффективно размещены государственные бумаги, мы вернулись к диалогу с МВФ и можно дальше загибать пальцы.
Давайте загибать. Подорожали яйца, молоко, хлеб, коммунуслуги…
Есть такие вещи. Но в сложившейся тяжелой ситуации, правительство Азарова движется не только правильным путем, но еще и пытается проводить те экономические реформы, которые обещал Президент. Поэтому говорить, что скоро должна быть отставка, я не могу.
Регионалы постоянно говорят о реформах. Сразу после президентских выборов в Администрации Президента был даже создан целый комитет по экономическим реформам, который возглавила ваша подруга Ирина Акимова. Где эти реформы? Вы могли бы их перечислить?
Большинство этих реформ является непопулярными, которые никто до этого, все 19 лет независимости, даже не пытался делать. Но если мы этого не сделаем, экономика Украины станет на колени и мы загнемся.
Повышение пенсионного возраста можно назвать реформой, без которой мы загнемся?
Повышение возраста – это то, что вырвано из контекста реформ в сфере пенсионного обеспечения и социальной защиты населения. Сейчас пытаются реализовать реформы через Налоговый кодекс – там есть ряд норм, которые я считаю очень прогрессивными.
Это какие?
Я могу сходу назвать несколько вещей, которым я, как бывший руководитель предприятия, могу лично хлопать в ладоши. Очень важна презумпция правоты налогоплательщика – это колоссальный шаг вперед. Декларируется автоматизированное возмещение НДС, и впервые предусмотрена ответственность государства за это со штрафами и так далее.
Но вы верите, что это реализуемо в наших условиях? Государство, по сути, само себя будет штрафовать?
Но никто до этого даже в принципе не замахивался на такие вещи! И, я надеюсь, что кодекс будет принят.
А почему недавно прокатили закон о введении налоговых каникул для малого бизнеса? Это же было предвыборное обещание Януковича.
В кодексе на самом деле заложена нулевая ставка для малого бизнеса с оборотом до 3 миллионов на пять лет. Там еще есть такая интересная норма как нулевая ставка налога на прибыль для средств, которые идут на инновацию и модернизацию производства. Это тоже будет стимулом для вкладывания денег в развитие. Уменьшена сама ставка налога на прибыль. Это конкретные позитивные вещи.
К сожалению ситуация в стране сложная. Реформы не только созрели, а перезрели. Их нужно было начать давно. Но прежние руководители на это не шли. А Президент пошел. Взял на себя ответственность за принятие непопулярных решений, которые должны дать позитивный эффект не сегодня, а через несколько лет. При этом он сознательно жертвует своим рейтингом для того, чтобы страна двигалась дальше.
Новая власть взялась также за реформу судоустройства. То, что по новому закону о судоустройстве, практически все судебные звенья контролирует Президент, вас не смущает? Говорят, что на грядущем заседании Венецианской комиссии проект судебной реформы будет сильно раскритикован…
Докладчики Венецианской комиссии скоро будут изучать этот закон, и мы будем давать разъяснения по поводу того, какие нормы были приняты. Могу сказать прямо сейчас: там заложены такие правила, что заявления о том, что президентская власть берет под контроль судебную, несправедливы. Были учтены выводы комиссии относительно назначения судей (сначала судья назначается на пять лет Президентом, а потом бессрочно Верховной Радой). Нам всегда делали замечания, что это прямое влияние исполнительной и законодательной власти на судебную. Но эти нормы записаны в Конституции, и изменить их мы не можем.
Зато новый закон о судоустройстве и статусе судей предусматривает чисто формальное внесение указа Президентом после решения высшей квалификационной комиссии и Высшей рады юстиции. А это два органа, которые формируются по квотному принципу.
С большим треском и скандалом у нас проходило голосование относительно назначений судей бессрочно. И впервые ВР сама отобрала у себя полномочия, хотя частично это противоречило регламенту. Сейчас ни офис Президента, ни комитет Верховной Рады не будет копаться в кандидатурах судей и их биографиях. Это будет чисто формальное решение. По сути, впервые Президент отказался от части полномочий.
Что касается идущей сейчас демонизации Высшей рады юстиции, то надо понимать, что в законе заложено, что этот орган формируется по квотному принципу. Есть кандидатуры, которые назначаются по квоте ВР, Президента, учебных учреждений, прокуратуры, адвокатуры и съезда судей. Поэтому говорить о том, что суды будут подконтрольны Президенту, несправедливо. Венецианская комиссия будет в этом разбираться, но замечу, что при разработке этого закона два предыдущих вывода комиссии учитывались.
А если ее вердикт будет негативным?
Я достаточно уверенно могу сказать, что остро негативным он не будет, потому что закон объективно хороший. Несмотря на все реплики, которые по этому поводу раздаются.
Благодаря вашим родственным связям вам, наверно, проще пробиться к Президенту, чем многим вашим коллегам. Вы пользовались такой возможностью?
Мне никак не помогает мое родство с Сергеем Левочкиным в доступе к Президенту. Вы же на него намекаете? Более того, мне в некоторых случаях такое родство мешает карьере. Я не могу претендовать на определенную должность, даже если меня рекомендуют, так как шумиха вокруг родственных связей будет бить непосредственно по главе Администрации Президента. А если нужно достучаться к Президенту, то в общем порядке.
Ваш брат создает впечатление «человека в футляре», о котором общественности мало что известно, несмотря на его опыт в политике. Как вы можете его охарактеризовать?
Думаю, что всякие нюансы относительно личности политика больше интересны все-таки журналистам, чем людям. Что касается характеристики Сергея Левочкина… Этот человек, прежде всего, крайне порядочный, чрезвычайно честный, работоспособный, умный, очень последовательный. Но опять-таки я – сестра, мне не совсем корректно давать ему характеристики.
Ходили такие слухи, что вас брали в список ПР, не зная, что вы его сестра. Это правда?
(смеется) Ну, нельзя так сказать, что брали… Думаю, каждого оценивали по его возможностям принести пользу партии. И я считаю, что свою пользу партии приношу. Я – член ПАСЕ, веду активную международную работу, я – глава подкомитета, недавно возглавила районную партийную организацию. Все это не потому, что я чей-то родственник, а потому что меня выдвигали и назначали. Кстати, в ПАСЕ, где не знают, кто кому родственник, намного легче, и мне там гораздо проще двигаться. Например, я за год попала в бюро политической группы «Европейские демократы».
А что касается «знали – не знали», то кандидатов в список отбирали тщательно, проводились собеседования. Сюрпризом, думаю, не было.
Нестор Шуфрич, уходя из правительства, сказал немало нелицеприятных слов и в адрес Партии регионов, и в адрес непосредственно Левочкина. Насколько ощущается конфликт интересов разных групп внутри партии?
Разговоры о том, что в партии какие-то существенные конфликты, ведутся давно. По крайней мере, после того как меня избрали депутатом, я на этот вопрос отвечаю с завидной регулярностью. Но вы видите, что партия консолидирована, принимает консолидированные решения в эпохальные моменты. Говорить, что внутри партии есть группы, конечно, можно. Можно говорить и о каких-то трениях. Но это нормально, когда разные мнения обсуждаются, а потом партия, как единое целое, выходит с единым решением.
Вы – член комиссии по вопросам приватизации. Когда будут приватизированы Укртелеком и Одесский припортовый? Сергей Тигипко пообещал Укртелеком до конца года. Это реально? Кабмин пока переносит этот вопрос.
Мое личное мнение, что такой объект, как ОПЗ, нет оснований приватизировать. Он приносит колоссальную прибыль, отчисляет дивиденды в Фонд госимущества. Более того, завод имеет перспективу развития именно как госпредприятие. Есть такой национальный проект – терминал сжиженного газа, который собираются строить неподалеку от Одесского припортового. А реализация такого проекта может дать синергию и для завода – это дешевый газ непосредственно рядом с предприятием, у которого до 80 % себестоимости продукции составляет газ.
Что касается «Укртелекома», то это предприятие, которое должно и может быть продано, потому что у него большой потенциал, но государство его реализовать не может. Поэтому нужны колоссальные инвестиции – порядка 250 – 300 миллионов в год в течение нескольких лет. Более того, по моей информации, есть воля Президента, что этот объект должен быть реализован по тендеру, без скандалов, за самую высокую цену, которую может дать инвестор. По моим данным, на следующей неделе Кабмином будет принято решение о приватизации. По процедуре после оглашения конкурса должно пройти некоторое время, но он может быть завершен еще до Нового года.
Но выиграть конкурс в наших реалиях мало. Вы ожидали, что Хозяйственный суд фактически отменит результаты очередного конкурса по приватизации «Лугансктепловоза»?
Мы буквально недавно это обсуждали на комиссии по приватизации и задавали этот вопрос главе ФГИ Рябченко. Он развел руки, поднял брови и сказал, что решение суда – негосударственное и фонд будет подавать апелляцию.
Вы обиделись в свое время на Азарова, который сказал, что работа в Кабмине – не женское дело?
Думаю, фразу немного перекрутили. Нам нужно быть добрее друг к другу и более снисходительно относится к выражениям. Человека ловят на слове и раздувают из этого бучу…
Так вы власть, чего же ожидаете?
(улыбается) Но в то же время мы – люди. Иногда тебе тяжело – ты заработался, не выспался, потому что нам хватает нагрузок. Так что цепляться к словам – несправедливо.
Коментарі — 0