Эксклюзив. Олесь Доний: «Лидеров оппозиции могли купить»

Эксклюзив. Олесь Доний: «Лидеров оппозиции могли купить»

Народный депутат от НУ-НС Олесь Доний рассказал, что мешает оппозиции объединиться и почему палатки на Майданах уже «не работают».

Народный депутат от НУ-НС Олесь Доний рассказал, что мешает оппозиции объединиться и почему палатки на Майданах уже «не работают».

– На фоне ареста того же Луценко, регулярных допросов Тимошенко как-то странно выглядит отсутствие реакции Ющенко. Как вы это объясните?

– У меня никогда не было иллюзий в отношении Ющенко. Еще в 2002-м меня вычеркивали из списков «Нашей Украины» за жесткие высказывания в его адрес. Я еще тогда говорил, что это ошибка – делать ставку на такого лидера.

– В 2005-м тоже возбуждались уголовные дела в отношении проигравших на выборах. Однако наказания никто не понес…

– Ющенко пошел дальше: нашел возможность наградить того же Кивалова... Неудивительно и его нынешнее молчание – он не сильно противопоставляет себя той среде.

– Но ведь вы тоже были в оранжевой команде. Значит, вы тоже из тех, кто упустил шанс?

– Шанс был не у меня. Я на Майдан выходил как рядовой гражданин. А на тот момент был огромный разрыв между трибуной Майдана (теми, кто боролся за власть) и просто гражданами, которые выступали за смену системы. В значительной степени на трибуне оказались бизнесмены, которые используют политику, как один из механизмов обогащения.

– То есть собственной вины вы не видите? Несмотря на то, что были депутатом большинства?

– Я в Раде единственный депутат, который голосует самостоятельно. Меня критиковали во фракции и в группе «Народная самооборона». Были времена, когда я отказывался от депутатства. Например, в 1998-м, когда Тимошенко предлагала войти в пятерку «Громады». Депутатство – не самоцель. Когда нужно голосовать вопреки общим настроениям, но в соответствии с собственной позицией – выбирал последнее…

– …И нарывались на неприятности?

– Перед первым заседанием группы была попытка собрать все карточки у одного человека (по данным «Газеты…», в 2007-м за карточки во фракции НУ-НС отвечала Екатерина Лукьянова). Я сказал, что карточку никому не отдам. «Во всех фракциях так делается», – говорят. Потом: «Вы посмотрите на этого депутата, ходит постоянно в джинсах и футболке – несерьезный человек. Еще и карточку не отдает». «Я склонен к компромиссам, – отвечаю. – Беру на себя обязательство в Раду ходить в костюме. Но карточку не отдам».

– Можете прикинуть, на ком лежит основная вина за растрату доверия к оранжевым?

– Проблему нужно искать глубже. Например, сегодня есть абсолютно неправовое решение суда в отношении Луценко. Это же не Ющенко его выносил, и не Янукович. Это на совести конкретных судей. И таких людей много и в прокуратуре, и в МВД. Или взять страшную статистику ДТП в Украине: это же не Тимошенко или еще кто-то заставляет людей садиться пьяными за руль. Если общество не осознает потребности жить в чести и морали, оно и лидеров выбирает таких. Нация не хочет видеть во главе порядочных людей.

– Это главная наша проблема?

– Если вы перешли дорогу не в положенном месте, а рядом с вами убили человека, то милиция в первую очередь должна задержать убийцу. Мы видим избирательность правосудия.

– Где факты?

– Например, я в парламенте получил физические травмы (во время столкновений в день ратификации Харьковских соглашений по флоту депутат Доний получил сотрясение мозга. – Авт.). А меня в прокуратуре не захотели признать даже потерпевшим! За что меня избили? За три года в Раде я никогда не блокировал трибуну, никого не трогал… Я считаю, что это бандитизм.

– Тимошенко призывает политиков и граждан в День соборности, 22 января, вновь собраться на Майдане. Хватит ли ее авторитета на очередной Майдан?

– Это же не только Тимошенко собирает – дату отмечали и прежде. Сейчас мы списываемся с молодежными общественными организациями, чтобы они провели акции в своих городах. Например, в Киеве, на одном из мостов, люди возьмутся за руки и соединят два берега Днепра. Вообще, нужно думать о разнообразии арсенала оппозиционной борьбы. Сколько можно повторять: «палатки на Майдане»? Власть к ним привыкла и находит механизмы для противодействия.

– Как показывает практика Налогового майдана, участие в акции протеста для активистов может закончиться арестом…

– В свое время у нас акции удавались потому, что люди были готовы к этому: нас выгоняли из институтов, несколько десятков студентов отсидев в КПЗ, вновь выходили на пикеты, зная, что их опять заберут. В финале акции предпринимателей власти практически без сопротивления сняли палаточный городок. У нас такого не могло быть, мы бы отстаивали городок, сцепившись за руки.

Есть такое понятие, как персональная ответственность лидера. В 90-е за забастовку в университете возбудили уголовное дело за захват госстроения (от 3 до 5 лет), стали таскать на допросы наших парней. И я написал заявление, в котором взял на себя всю ответственность. И начались допросы, обыски, СИЗО… Мы тогда готовы были ради Украины на самопожертвование. Если нация хочет смены власти, она идет на жертвы.

– Но мы видим, что нация не готова к самопожертвованию...

– Мое окружение, например, хочет перемен. И не просто говорит об этом, а принимает участие в акциях. Как историк скажу, что любой репрессивный режим может только нарастать, а потом он начинает поедать сам себя.

– А что мешает оппозиционным партиям действовать сообща?

– Как по мне – ничего. А в реальности: у кого-то завышены амбиции. Например, один из лидеров всегда говорит, что он первый. Хотя имеет мизерный рейтинг.

– Ющенко? Тимошенко? Кириленко?

– Я не хочу кидать камни – говорю о типажах… Кто-то сотрудничает с властью, поэтому раскалывает оппозиционное движение. Хотя на уровне вторых-третьих лиц порядочные люди есть. Если подкупают депутатов, то почему не могут купить лидеров партий? Я не утверждаю, я строю аналогии. Мы же можем задаться вопросом: «Почему некоторые внезапно поменяли позицию?».

– Например?

– Большинство оппозиционных партий. За последние месяцы в протестных акциях принимали участие только несколько депутатов. Мне не понятно, почему остальные депутаты (а нас осталось около 100 человек) не вышли?

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів