Экономисты боятся даже думать об осени
Пока Украина ставит Кремлю газовые ультиматумы, которые, похоже, не очень того пугают, Кабмин ухудшает прогноз отрицательного сальдо торгового баланса почти на полтора миллиарда долларов – с $3,398 млрд. до $4,936 млрд. Львиную долю в украинском импорте традиционно составляет как раз газ, хотя в последнее время вырос импорт и других товаров (техники и продукции машиностроения). Нужно также учесть, что немалые убытки были понесены в результате скоропостижного расчета с компанией «Росукрэнерго». Ухудшен и прогноз роста цен производителей – с 11,3% до 17,9%.
О том, что предыдущий прогноз был слишком оптимистичен, эксперты предупреждали давно. В частности, по состоянию на май рост цен производителей промышленной продукции составил 15 % с начала года, что уже не вписывалось в заявленные параметры.
«17,9 % – это даже не прогноз, а утешение, – говорит президент Центра экономических реформ Владимир Лановой. – На самом деле, будет 30–35 %. К тому же, растет цена на руду – в результате экспортеры металла не имеют дохода. И соответственно экспорт не является источником роста доходов и капитализации.
Что касается валютного прогноза, то он изначально был абсолютно сказочным. В первом квартале дефицит торгового баланса составил 3 миллиарда долларов. Такого у нас никогда в жизни не было. И это, конечно, связано с тем, что закупили больше газа для расчета с компанией Фирташа. При такой тенденции роста дефицит торгового баланса никакие прямые инвестиции и кредиты правительства не покроют».
Но не газом единым, цена которого при сохранении нынешней формулы к концу года может достигнуть $400. Ухудшение прогноза по росту цен связано, в том числе, и с растущими мировыми ценами на металл и аграрную продукцию. Такой рост – палка о двух концах. «С одной стороны, доходы увеличивают экспортеры, с другой – инфляция цен производителей с определенным лагом перекладывается на потребительскую», – говорит эксперт Бюро экономических и социальных технологий «Бест» Владислав Комаров. Но интересно, что при этом Кабмин не тронул общий показатель инфляции, который остался на уровне 8,9 %, хотя всем уже понятно, что удержать ее в таких рамках нереально.
«На самом деле, нынешние 5,5 % за пять месяцев – это 12 % в конце года, и это если ситуация будет развиваться эволюционно, – уверен Лановой. – Не забываем, что осенью у нас традиционный прыжок инфляции плюс еще не повышались тарифы для населения, овощи будут дорожать. Например, в сентябре прошлого года было 3 % инфляции за месяц. Выйдем, в итоге, где-то на 15 %».
Показатель инфляции особо чувствителен для правительства, учитывая недавнюю «видеопереписку» с главой НБУ, который фактически обвинил Кабмин в раздувании роста цен и предрек инфляцию в 12–13 % уже до середины лета. Поменять сейчас прогноз инфляции – означало фактически признать правоту не стесняющегося в выражениях ведомства Сергея Арбузова.
«Инфляция – это политический показатель, и если увеличить ее прогноз, то для общества это будет знаком, что правительство собирается повышать тарифы или социальные начисления, – размышляет Владислав Комаров. – А правительство не желает заранее закладывать инфляционные ожидания – в частности, судя по последним заявлениям», что цена на газ не будет повышаться. Не исключаю, что прогноз инфляции будет пересмотрен, но, думаю, не раньше, чем будут вноситься изменения в бюджет, – скорее всего, к осени».
Экс-министр экономики и экс-глава Госфинуслуг Виктор Суслов прогнозирует рост цен на промпродукцию свыше 20 %, а показатель инфляции – до 15 %:
«Сейчас лето – период относительной стабильности, а осенью цены будут расти быстрее. Придется выполнять требования по дальнейшему повышению цен на коммунальные услуги, планировалось повышение цен на электроэнергию. Скажутся и монетарные факторы – надо четко понимать, что основную часть ответственности за раскрутку инфляции несет не правительство, а Нацбанк. Нацбанк в письме Арбузова оценил уровень инфляции как чрезмерный – 9,4 %, но из них 7,3 % – это ответственность Нацбанка. Правительство, со своей стороны, отвечает за ту же налоговую политику – понятно, например, что увеличение акцизных сборов – это дополнительная надбавка к цене».
Оценивая темпы роста импорта над экспортом, Суслов прогнозирует, что отрицательное сальдо до конца года должно превысить 7 миллиардов долларов: «С 2008-го года регулярно ставится вопрос, что надо менять общее направление экономической политики и добиваться ликвидации этого негативного сальдо, которое покрывается за счет внешних кредитов и роста долгов. Валовой внешний долг Украины превысил уже 120 миллиардов долларов. А все это может закончиться только одним способом – невыполнением обязательств».
Буквально недавно экс-министр финансов Виктор Пинзеник озвучил впечатляющие цифры, что по состоянию на май на каждого гражданина Украины приходится более 10 тысяч гривен долга по заемным властью средствам без учета процентов. И госдолг только растет, угрожая, по прогнозам самой же власти, приблизиться в этом году к отметке почти половины ВВП.
Кстати, прогноз по росту ВВП в этом году незначительно улучшен – с 4,5% до 4,7%. Также как и по номинальному ВВП – с 1,253 трлн. гривен до 1,291 трлн. гривен. Увеличены показатели прогноза объема фонда оплаты труда с 390,8 млрд. гривен до 399,5 млрд. гривен, а номинальная зарплата, с коррекцией по инфляции, вырастет на 10,1% по отношению к предыдущему году. Но понятно, что в улучшении показателей весьма сильна как раз инфляционная составляющая.
«Я, в целом, согласен с теми прогнозами, которые поставил Кабмин, но, конечно, нужно было добавить прогноз инфляции, – говорит финансовый аналитик Эрик Найман. – Вот они пересмотрели прогноз по ВВП в сторону увеличения, но на него, помимо немного увеличившегося реального ВВП, большее влияние окажет рост инфляции».
Те же, кто получит анонсированные правительством повышенные зарплаты, все равно останутся в убытке. «Если повышение тех же зарплат составит меньше 15 % – это понижение жизненного уровня», – считает Виктор Суслов.
Понятно, что дальнейшая участь украинской экономики во многом зависит от переговоров с Москвой. Таможенный союз для Украины выглядит весьма лакомым в краткосрочной перспективе – это и снижение цены на газ, и потенциальное увеличение экспорта на Восток. Но, похоже, что этот вариант украинской властью рассматривается как совсем уж пожарный. Николай Азаров заявил, что в случае повышения цены на газ Киев вынужден будет обратиться к МВФ за кредитом в $1–2 млрд. Так что нынешним пересмотром прогнозных показателей дело может не ограничиться.
Фото: PHL
Коментарі — 0