Бахтеева убедила оппозиционеров, а коммунисты - как обычно…
Пока все ссорятся из-за пенсионной реформы, большинство вместе с оппозицией дали старт медицинской. Еще в прошлом году первый замглавы Администрации Президента Ирина Акимова огласила планы глобальной реконструкции сферы здравоохранения, тогда же были обнародованы и основные ее положения: создание госпитальных округов, реструктуризация-оптимизация существующей сети медучреждений, а также сокращение и перепрофилирование значительной части медработников. Представители власти говорили о программах обучения семейных врачей и развертывании сети первичной медицины.
Оппозиционеры же в большинстве случаев пугали возможным массовым закрытием больниц в регионах в рамках создания пресловутых «госпитальных округов». На что чиновники отвечали, мол, ничего страшного, может ближайшие больницы и закроем, зато скорая к вам приедет за 10 минут. Но, на фоне ужасающегося состояния дорог в провинции, в это мало кто верил.
Параллельно со всеми этим разговорами по Украине прошла масштабная волна закрытия больниц в небольших городах и поселках, а потому вся реформа в понимании простых украинцев свелась к банальной ликвидации больниц и амбулаторий для элементарной экономии бюджетных денег.
Некоторые политологи даже начали предрекать народные бунты, ведь если в депрессивных регионах еще и больницы закроют, то людям надо будет или добровольно ложиться в могилы, или протестовать. К примеру, после оглашения плана закрытия больниц в Донецкой области, во многих городках начались волнения.
Казалось, вот уж благодарная тема, за которую точно возьмется оппозиция и наберет на ней как можно больше очков. Но, как ни странно, медицинская реформа не стала темой для острых парламентских демаршей и протестов. Она вообще затерялась за обсуждением реформы пенсионной.
Пока вчера в Раде все готовились к пенсионным баталиям и ждали в Верховной Раде Юлию Тимошенко с ее разоблачительными заявлениями, депутаты дали отмашку и медицинскому реформированию, приняв в первом чтении два основоположных законопроекта: «Проект Закона о внесении изменений в Засады законодательства Украины об охране здоровья касательно усовершенствования оказания медицинской помощи» и «Проект закона о порядке проведения реформирования системы охраны здоровья в Винницкой, Днепропетровской, Донецкой областях и г. Киеве». Нужно сказать, что реформа эта продвигалась нелегко: уже на стадии дискуссии е нее было не мало оппонентов как среди провластных фракций, так и среди оппозиционеров. Но документы все же были приняты.
Первый документ определяет основные направления реформирования и составные части новой медицинской системы: госпитальные округа, первичная медпомощь, вторичная, третичная и многие другие понятия.
Второй же – более детализированный план начала реформ в четырех пилотных регионах. В документах прописаны все ранее заявленные планы реструктуризации и оптимизации медицинских учреждений, сокращения и перепрофилирования медработников.
На первый взгляд могло показаться, что оппозиция такое точно не поддержит, а получилось наоборот. За первый документ проголосовали 306 народных депутатов, в том числе 46 бютовцев и 25 нашеукраинцев. Даже Арсений Яценюк отдал свой голос.
За второй документ, дающий отмашку пилотному проекту в четырех регионах, проголосовало меньше, но и бютовцы, и нашеукраинцы в их числе таки оказались. Что же на самом деле произошло? Почему оппозиционеры сначала реформу рьяно поддержали, а чуть позже сдали позиции?
Как рассказали «Главкому» источники в парламентском комитете по здравоохранению, главе комитета Татьяне Бахтеевой удалось договориться о поддержке законопроектов оппозицией еще накануне голосования. Поговаривают, Татьяна Дмитриевна нашла весомые аргументы и, пользуясь своим авторитетом как среди регионалов, так и среди оппозиционеров, все таки нашла необходимое количество голосов.
К примеру, одна из самых активных и одиозных членов «Нашей Украины», депутат от НУНС, секретарь комитета по охране здоровья Лилия Григорович проголосовала за оба документа: «Самое страшное, что может быть – оставить все как есть. О медицинской реформе говорили 20 лет, но так никто ее и не начал. Когда 10 лет назад я подавала свой проект реформы, нам не хватило нескольких голосов, тогда тоже находились противники. В то время медицина была просто больна, потом она стала тяжело больна, а сегодня она в коматозном состоянии. Конечно, проще всего сидя в оппозиции все критиковать и ничего не делать. Я уже в парламенте пять созывов, черт подери, мы за это время вообще ничего не проголосовали для медицинской реформы, ни при «демократической власти», ни сейчас. Когда же этим заниматься, не через два же поколения! Пора уже менять нашу умирающую систему охраны здоровья», - эмоционально прокомментировала «Главкому» массовую поддержку фракцией «НУНС» старт медицинской реформы.
По словам Григорович, поддерживать документы должно было большее количество оппозиционных депутатов, но некоторым дали команду свыше не голосовать.
«Второй законопроект - о начале эксперимента, в нашем комитете поддержало подавляющее большинство. Хотя потом, по решениям фракций, очевидно, отступили. Но я и многие мои коллеги проголосовали «за». Можно было быть «политически девственными», но пациент умрет! От нашего не голосования фонтанов благоденствия в разваливающихся больницах не будет», - объясняет свою позицию Лилия Григорович.
Правда, по словам оппозиционерки, для поддержки оппозицией медицинской реформы во втором чтении есть целый ряд условий, которые пообещала выполнить Татьяна Бахтеева: «На заседании комитета Татьяна Бахтеева дала слово, что каждая районная больница будет закрываться только по решению парламентского комитета. Также во всех больших населенных пунктах, где не менее тысячи жителей, должны быть сохранены фельдшерско-акушерские пункты. Поэтому, если эти обещания будут учтены в законопроекте, то можем поддержать его и в целом», - говорит оппозиционерка. В комитете же вообще воспринимают слова Бахтеевой серьезно: как ни как, а она – депутат в белом халате, и знает медицинскую систему, так сказать, из нутрии, поскольку до сих пор не просто курирует отрасль по бумажкам, а вникает во все детали на уровне больниц.
Примечательно, что эксперимент, который заложен в законопроектах, будет реализовываться прежде всего на Донбассе, то есть, в электоральном ядре Партии регионов. И если он удастся, то правящая сила там наберет очки.
Обеими руками «за» медицинскую реформу и другой оппозиционер, пока что стойко придерживающийся партийной линии «Батькивщины» - Вячеслав Передерий. Первый замглавы профильного парламентского комитета, доктор медицинский наук, завкафедры факультетской терапии №1 Национального медицинского университета им. А. Богомольца даже уверен, что во втором чтении медицинскую реформу поддержит вся фракция БЮТ.
«За второй законопроект я не проголосовал, потому что был вынужден уйти на госэкзамены подписывать протоколы», - сначала оправдался он, почему не дал свой голос за второй документ. И тут же объяснил, почему реформу надо поддерживать: «Конечно же, за медицинскую реформу надо голосовать. Без наведения элементарного порядка в медицине, без перехода на совершенно новые принципы никакого улучшения здравоохранения не будет. Нам, оппозиционерам, можно говорить, что реформы уничтожат отечественную медицину, но де-факто ее уже давно не существует. Реформу проводить надо было давно, но никто не решался. Я посмотрю, как доработают документы ко второму чтению, подам свои предложения, и уже по результату буду смотреть, голосовать ли во втором чтении. Мои коллеги по фракции БЮТ полностью меня поддерживают», - заверил «Главком» депутат-бютовец.
По словам опрошенных нами депутатов, окончательное принятие «медицинских законопроектов» запланировано на последнюю пленарную неделю июля, тогда и посмотрим, чем все это закончится.
Коментарі — 0