Азаров устроит распродажу

Азаров устроит распродажу

Государство хочет сбросить балласт

После недавней приватизации «Укртелекома» у государства поуменьшилось «жирных» объектов, продажей которых можно заткнуть бюджетные дыры. Остаются еще облэнерго и энергогенерирующие компании, «Турбоатом», и Одесский припортовый – но что дальше? Поэтому давно ходят разговоры о том, что Кабмин намерен несколько расширить список госпредприятий, которые подлежат приватизации. Пока были зафиксированы одиночные попытки некоторых депутатов вывести из-под государства крупные объекты вроде той, которую предпринял регионал Каракай, зарегистрировавший законопроект о приватизации крымского «Титана» и нескольких связанных с ним комбинатов. Нардепа, который так хотел помочь Дмитрию Фирташу, постигла неудача и, похоже, теперь понятно почему. Правительство зарегистрировало собственный законопроект со списком предприятий, с которых снимается «приватизационный» запрет, а также тех, которые остаются в собственности государства. Разговоры об этом 700-страничном документе ходили давно, но на сайте Верховной Рады он появился лишь недавно. «Титан» там, кстати, к разочарованию Фирташа обозначен как предприятие, которое не подлежит переходу в частные руки, так что Андрей Клюев, у которого свои виды на титановую отрасль, этот раунд выиграл. Зато исключены из списка другие предприятия, на которые имеет виды Фирташ, – Иршанский ГОК и Запорожский ТМК. Каракай мгновенно подсуетился и днем позже внес свой проект с исключением из списка приватизации этих объектов. О «Титане» в нем уже не упоминается.

Помимо «Титана», государство хочет сохранить за собой контроль над такими активами как «Нефтегаз» и соответственно «Укргаздобыча» и «Черноморнефтегаз», занимающийся разработкой лакомого шлейфа Черного моря, «Ощадбанк» (при этом «Укрэксимбанка» в списке нет), «Артемсоль», «Артек», донецкий «Топаз», предприятия концерна «Массандра», порты и элеваторы. Не собирается пока государство отдавать и спиртовую отрасль. По мнению Кабмина, поданный им законопроект создает новые основания по недопущению реорганизации предприятий, вошедших в этот список, без ведома государства и делает невозможным применение к ним процедуры банкротства.

В то же время исключены из списка, а значит, скоро могут попасть в частные руки объекты Национального космического агентства, предприятия авиационной промышленности («Антонов»), предприятия, которые вошли в уставной капитал компании «Хлеб Украины», некоторые объектов портовой инфраструктуры, производители железнодорожной техники, несколько НИИ и даже Днепропетровский метрополитен. Переход к новым хозяевам ожидает и многие государственные шахты, но это вполне ожидаемо, поскольку разговоры, что эта отрасль крайне нуждается в инвестициях, ведутся непрерывно.

Правда, не совсем понятно, какими именно критериями руководствовались инициаторы законопроекта, определяя судьбу более чем шести сотен предприятий, которые планируется вывести из-под государственной опеки.

«Заболевшее предприятие катится к банкротству и если есть государственные инъекции – одно, а если денег нет? – говорит легендарный экс-глава Фонда госимущества Михаил Чечетов. – Тогда нужно отпускать на вольные хлеба, и пусть им занимается частный лекарь. Поэтому государство должно определить, какие предприятия оно может содержать, причем они не обязательно должны быть убыточны сегодня. Для этого нужно делать тщательную диагностику».

Тут, правда, надо сделать ремарку, что в Украине уже несколько лет не могут принять программу приватизации, хотя на этом лично настаивал Виктор Янукович. Владимир Лановой, руливший ФГИ непродолжительное время, заявляет, что рациональных критериев включения предприятия в тот или иной список никогда не было, а решения вырабатывались в недрах отраслевых министерств: «Высокоприбыльные мероприятия они видят как свою вотчину, а убыточных должников – как объекты для передачи другим собственникам. Критериев, по которым можно выбирать предприятия, не существует, никаких законодательных актов и общих подходов нет. Все решается субъективно правительством».

Формально из перечня исключаются те предприятия, которые были «реорганизованы, ликвидированы или потеряли признаки общегосударственного значения». Например, потеряла такое значение студия «Укркинохроника», недавно имевшая проблемы с КРУ, обнаружившем злоупотребления на госпредприятии на сумму в несколько миллионов. Не заинтересовано государство и в содержании неконкурентоспособных предприятий по производству шелка. Хорошая новость для Бориса Колесникова, по некоторой информации, контролирующего «Артемовский завод шампанских вин». Сейчас он арендуется у государства, но в законопроекте указывается, что по истечении срока аренда нецелесообразно возвращать стабильно работающее предприятие в госсобственность. Может заинтересовать потенциальных покупателей «Черкасский приборостроительный завод», которым ранее интересовались «автомобилисты» Тариэл Васадзе и Петр Порошенко. Сейчас на самом заводе говорят о заинтересованности россиян и китайцев.

«Все эти объекты уже перераспределены, – машет рукой нунсовец Александр Бондарь. – Сейчас же не государство определяет цены, а покупатели. Об этом сам глава Фонда Рябченко говорит на пресс-конференциях. Но, думаю, до парламентских каникул наш комитет ничего не решит по этому поводу».

С другой стороны, бросается в глаза включение в список не подлежащих приватизации объектов массы различных лесоохотничьих хозяйств во многих областях Украины по предложению Госкомлеса. «На самом деле, на Житомирщине уже и приватизировать нечего – остались земля и лес, – говорит экс-губернатор Житомирской области Юрий Павленко. – Но сейчас очень много этих хозяйств и так арендуются, в основном, членами Партии регионов».

Впрочем, говоря о приватизации, нельзя забывать о таком явлении как «приватизация менеджмента», когда формально предприятие остается государственным, но, по сути, работает на карман частника. Сторонники скорейшей продажи государством всего и вся, за исключением совсем уж стратегических объектов вроде АЭС, делают упор как раз на то, что те, кто захочет, всегда найдут схемы, как обойти всевозможные запреты. Поэтому не проще ли получить деньги в бюджет за госимущество прямо сейчас? Президент недавно заявлял, что в госсобственности должны остаться лишь те предприятия, которые «обеспечивают выполнение государством основных функций и гарантируют национальную экономическую безопасность». Положа руку на сердце, предложенный правительством реестр подконтрольных государству предприятий остается слишком раздутым.

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: