Солнечная энергетика загнется без государства?

Солнечная энергетика загнется без государства?

Солнечная энергетика, пока только мечтающая стать реальной альтернативой в Украине, развивается серьезными темпами.

Солнечная энергетика, пока только мечтающая стать реальной альтернативой в Украине, развивается серьезными темпами. И помогают этому сектору … прогнозируемость и прозрачность, которыми вряд ли могут похвастаться другие отрасли. Такое, казалось бы, парадоксальное мнение высказали во время энергетических дебатов на тему «Необходимо ли правило «местной составляющей», организованных Институтом Энергетических исследований. Директор департамента солнечной энергетики ПАО «Квазар» Александр Юденко и директор по развитию бизнеса ООО «Рентехно» Дмитрий Лукомский – о проблемах и перспективах, а также об экономических механизмах стимулирования работы предприятий, производящих комплектующие для гелиоэлектростанций.

Дмитрий Лукомский:

В настоящее время солнечная энергетика во всем мире является отраслью, которая регулируется скорее государством, чем рыночной средой. Поэтому ее следует рассматривать именно в данном контексте.

Я считаю, что государство имеет право реализовывать меры, направленные на поддержку определенных отраслей, следовательно, может накладывать ограничения. Это касается случаев, в которых данные ограничения направлены на реализацию государственной политики в энергетическом секторе. Для отечественной солнечной энергетики такими целями являются или могут быть: обеспечение энергетической безопасности государства в долгосрочной перспективе; привлечение инвестиций в страну или отдельные регионы; создание дополнительных рабочих мест и повышение спроса на высококвалифицированную рабочую силу; увеличение отчислений в местные и государственный бюджет; влияние на развитие таких смежных отраслей как металлургия, машиностроение, приборостроение, информационные технологии; стимулирование развития науки и профильного образования.

Но очевидно, что к вопросу госрегулирования всегда нужно подходить с осторожностью, поскольку при неправильном планировании и реализации оно может дать отрицательный эффект, который сведет «на нет» все ожидаемые выгоды. В мире уже были примеры, когда преференции местным компаниям на зарождающихся рынках альтернативной энергетики приводили к «замиранию» этих рынков даже при относительно высоком и привлекательном «зеленом» тарифе. Мне кажется, что избежать проблем можно только в том случае, если государственное регулирование оставляет место для функционирования механизмов свободного рынка. То есть любые действующие ограничения должны оставлять возможность существовать большому количеству компаний, которые будут свободно конкурировать и предлагать качественную продукцию или услуги за разумную стоимость.

Кроме того, очень важным фактором является прогнозируемость и прозрачность существующих мер по стимулированию отрасли. Ни для кого не секрет, что бизнес очень чувствителен к частым изменениям правового поля, и эти изменения являются для него факторами повышенного риска. Что касается рынка солнечной энергетики, то в Украине сейчас действуют два важных ограничения, непосредственно касающихся правила «местной составляющей». Во-первых, для получения «зеленого» тарифа в любом проекте альтернативной энергетики должен быть заданный законом процент сырья, материалов, основных средств, работ и услуг украинского происхождения. Во-вторых, для солнечных электростанций действует еще одно дополнительное условие – использовать только солнечные модули с заданной удельной долей материалов и сырья отечественного производства. И речь здесь уже не идет о работах или услугах, а исключительно о сырье и материалах.

В случае первого ограничения я не вижу в нем ничего принципиально плохого. В Украине уже сейчас есть достаточно большое количество компаний, производящих разнообразную продукцию и оказывающих различные услуги, которые вполне удовлетворяют этому ограничению. Да, государство накладывает на отрасль определенные рамки, но рынок все равно остается относительно свободным. Что же касается второго ограничения, то вот его я уже считаю абсолютно несвоевременным. Это ограничение еще не вступило в силу и является не до конца формализованным. В настоящее время в Украине существует несколько компаний, продукция которых могла бы соответствовать этому ограничению. А это уже похоже на некую условную «монополизацию» рынка.

Подводя итог, хочу еще раз подчеркнуть, что принципиально правило «местной составляющей» имеет полное право на существование, но только в том случае, если отрасль солнечной энергетики продолжает в целом работать в соответствие с рыночными механизмами, а правовое поле является понятным, относительно стабильным и предсказуемым.

Александр Юденко:

Украина имеет замкнутый цикл производства в солнечной энергетике, начиная с производства поликремния («Актив Солар»), получение моно- и мультикристаллического кремния («Пиллар», Светловодский завод чистых металлов, «Квазар»), наконец производство фотоэлектрических модулей («Квазар»).

Компанию «Квазар» абсолютно не смущает правило «местной составляющей». Напротив, мы считаем, что его нужно вводить, не с точки зрения монополизации рынка, а потому что фотоэлектрическая отрасль в Украине имеет десятилетний период развития. 99,9% производства продукции завода «Квазар» за этот период продавалась за границу, и, образно говоря, Европа нас научила делать качественную продукцию и понимать рыночные взаимоотношения.

Вопрос о правиле «местной составляющей» поднимается компаниями, которые в настоящее время пытаются выйти на рынок Украины. В Украине сейчас наивысший в Европе «зеленый тариф» на электроэнергию, произведенную на солнечных модулях. А в странах Европы мы наблюдаем кризис перепроизводства на рынке солнечной энергетики. Поэтому европейские и другие иностранные компании пытаются продать собственную продукцию в Украину.

Отмечу, что срок строительства завода по производству солнечных модулей – один год. При этом мощность производства практически неограниченна. Однако иностранные компании пока предпочитают ввозить оборудование, а не производить его в Украине.

При этом европейские страны защищают свой рынок. В случае, если оборудование солнечной электростанции полностью произведено в странах ЕС, то компания-оператор получает 10% надбавку к тарифу на электроэнергию. По сути, так в ЕС реализовано правило «местной составляющей».

Государство в настоящее время не осуществляет инвестиции в проекты солнечной энергетики в Украине. Однако, если отечественные бизнесмены буду понимать, что модуль собранный в Украине будет иметь приоритет, то они будут вкладывать деньги в закупку оборудования и развивать промышленность. Такой, по моему мнению, должна быть философия подхода к правилу «местной составляющей» в Украине.

Введение с 2013 года законодательной нормы о том, что удельный вес сырья, материалов, основных средств, работ и услуг украинского происхождения в стоимости строительства объекта солнечной энергетики должен составлять не менее 30% даст стимул оставлять деньги в Украине, а не выводить заграницу.

«Энергетические дебаты» - совместный проект Института энергетических исследований и агентства «Главком».

Коментарі — 0

Авторизуйтесь , щоб додавати коментарі
Іде завантаження...
Показати більше коментарів
Дата публікації новини: