Нардеп на выходе из СИЗО: экс-премьер уже на подходе
Лидер «Фронта перемен» Арсений Яценюк прорвался в Лукъяновское СИЗО проверить, в каких же условиях содержатся заключенные – экс-премьер Юлия Тимошенко и бывший министр внутренних дел Юрий Луценко. Буханку хлеба оттуда вынес, но увиденным остался недоволен.
Здесь нужно напомнить, что Яценюк оказался первым политиком, кто воспользовался известной нормой закона о том, что народные депутаты могут беспрепятственно заходить на территорию пенитенциарных органов для того, чтобы ознакомиться с соблюдением в местах заключения прав человека и прочих норм. Поскольку отказать руководство СИЗО не смогло, то Арсений Яценюк получил шанс в очередной раз отпиариться в роли единственного лидера оппозиции на свободе, а остальным оппозиционерам осталось только покусывать локти.

Кроме него, в составе негласной комиссии Киевский изолятор №13 посетили также народные депутаты Руслан Князевич, Остап Семерак и Сергей Соболев. Почти два часа компания «гуляла» по просторным коридорам СИЗО. Однако встретиться с заключенными им не удалось: суд на то постановление не дал. Зато удалось пройтись по некоторым корпусам и даже заглянуть в санузел и столовую.
Цель визита – проверить соблюдение международных норм – была достигнута. Итог, по словам нардепов, превзошел все опасения: ни о каких европейских стандартах в киевском СИЗО можно и не мечтать.
- Почти четыре тысячи людей содержатся в изоляторе. На тридцать процентов больше, чем он может принять, - отметил Арсений Яценюк. - Мы прошли везде, где позволил закон. Были в медицинской амбулатории, в столовой и даже в церкви. И после визита могу вам только пожелать никогда не попадать сюда.
Количество заключенных в одной камере возмутило и Остапа Семерака:
- Я не понимаю, заключенные, что, спят по очереди? А как может быть иначе, если в камерах на два человека находится четыре или пять. Нам говорят, что Юля Тимошенко и Юрий Луценко содержатся в более комфортных условиях по сравнению с остальными. Но… Все, что мы видели, это только старые окна в корпусе и лица женщин, которые выглядывали оттуда. Ужасное зрелище.
Нардепам не удалось даже случайно встретить хоть кого-нибудь из заключенных – там, где люди «сидят» их просто не водили. То есть, как выглядят стандартные «обжитые» коридоры и, тем более, камеры, выяснить не удалось.
Остап Семерак: Нам показали камеру нового, еще незаселенного, женского корпуса – его только достроили, но в эксплуатацию еще не сдали. Мы попросили, чтобы нам показали обычную свободную камеру – ведь в каждой тюрьме должны быть такие, вдруг кого-то переселить срочно понадобится. Но оказалось, что именно в этом СИЗО нет ни одной свободной, даже на всякий случай.

Не в восторге визитеры оказались и от кухни изолятора.
- Мы заходили в столовую. Да там все гнилое, что они едят, - возмущался Сергей Соболев.
Яценюк, в свою очередь, заметил, что на питания для каждого заключенного в день уходит 7 гривен.
- Копейки идут на содержание тысяч людей, по отношению к которым суд еще не вынес приговор. Некоторые, возможно, даже будут оправданы, но при этом содержатся в ужасных условиях.
Лидер «Фронта змін» вынес из столовой буханку хлеба:
- Такой хлеб едят все заключенные – его пекут прямо в СИЗО!
С этими словами он оторвал от буханки кусочек и вроде как намерился даже попробовать. Буханка внешне от тех, что продаются в магазинах, не отличалась, но что-то таки остановило Яценюка от дегустации: то ли неуверенность в качестве продукта, купленного не в магазине, то ли нежелание быть как все заключенные… А вот Остап Семерак в столовой СИЗО даже попробовал борщ, который, по его словам, оказался с когда-то ночевавшей в нем курицей.
Все, что говорили нардепы о проблемах, которыми не меньше чем людьми переполнен киевский изолятор, относилось как бы ко всем заключенным. Фамилии Тимошенко и Луценко фигурировали только в качестве примера: «в том числе и они». Что же касается конкретно последних, нардепы обратились к руководству с просьбой обеспечить им («и остальным тоже» - прозвучало следом) качественное медицинское обследование и лечение.
- Я хочу, чтобы Юля Тимошенко вышла на свободу живой и здоровой. А в том, что это случится, я уверен. Вот мы сегодня видели новый женский корпус изолятора – ее там не будет, - заверил Арсений Яценюк.
Хоть «тормозок» ни Тимошенко, ни Луценко он не принес, зато попросил передать им… молитвенники.
В целом, после посещения СИЗО нардепы определили ряд действий и для себя и для действующей власти: провести судовую реформу и обеспечить финансирование пенитенциарной системы.

Арсений Яценюк: У нас на повестке дня, судовая реформа. Люди не должны сидеть по десять лет, дожидаясь решений судов. Потом, декриминализация преступлений. Те обвинения, по которым масса людей, в том числе Тимошенко и Луценко, находятся в изоляторе, в Европе уже давно не могут иметь криминального преследования. Это не преступления. С политическими оппонентами нужно бороться на ток-шоу и выборах.
Во время того, как народные депутаты изучали условия содержания заключенных в СИЗО, туда же пытались прорваться и родственники Юлии Тимошенко – ее муж, дочь и зять. Они приехали буквально после того, как впустили депутатов, и тоже попытались пройти. Однако потерпели неудачу.
Титульное фото: «Фронт змін»
Коментарі — 0