Власть готовится отбивать протесты
Сегодня после длительного перерыва, томительных ожиданий представителей власти и оппозиции, судья Родион Киреев, наконец, выйдет перед народом и начнет оглашать приговор по делу Юлии Тимошенко. День вполне претендует на свою полочку в шкафу истории Украины (или даже на роль скелета). Во вторник 11 октября может завершиться самый громкий процесс года.
О его исходе даже в рядах защитников и соратников ЮВТ ходят споры. Одни считают, что приговор перенесут, другие – что быстренько зачитают за четыре часа. Одни верят в оправдательный приговор, другие ждут обвинения. Одни уверены, что украинский народ никак не отреагирует на то, отпустят ЮВТ или посадят, другие, напротив, твердят, что «за Юлю» массы выйдут хоть на войну.
Буквально вчера заместитель главы партии Александр Турчинов сравнил возможный обвинительный приговор экс-премьера с введением военного положения в стране и призвал всех «небезразличных» выйти за «будущее страны» - против действующей власти. В СБУ, в свою очередь, сообщили, что есть угроза теракта, на Крещатике во время вынесения приговора Тимошенко могут пострадать мирные граждане: спецслужбы получили информацию о подготовке взрывов. Турчинов же ответственно заявил, что это провокация.
Готовятся ли представители власти, действительно, предотвращать протесты – не известно. Зато известно, что еще 6 октября по городу колесили два бронированных грузовика с водометами и надписью «Милиция» - об этом писал блогер Виталий Селик. Он высказал мнение, что водометы в день вынесения приговора ЮВТ будут находиться где-то недалеко от Печерского суда. Очевидно, чтобы вовремя защитить тех, кого надо, и разогнать тех, кто будет мешаться под ногами.
А мешаться будут по меньшей мере все народные депутаты оппозиционных партий – их, в отличии от журналистов, в зал заседания не пустят. Смогут ли они в случае не лучшего для Тимошенко исхода дела – обвинительного приговора – отстоять свою позицию и вывести народ? Выйдут ли массы, поддерживающие ЮВТ, в случае чего, отстоять своего лидера? Каким, вероятнее всего, будет конец дня, а, главное, дела?
С этими вопросами мы обратились к экспертам-политологам.
Михаил Погребенский, директор Центра политических исследований и конфликтологии:
Я не думаю, что обвинительный приговор Юлии Тимошенко вызовет массовые протесты в стране. Во всяком случае, опросы общественного мнения об этом не говорят. Конечно, всегда можно ошибиться в таких вещах, но я не верю в это, даже если будет обвинительный приговор.
Опросы общественного мнения говорят, что нет такого значительного количества людей, которые готовы выйти на улицу в случае обвинительного приговора. Как у нас часто бывает, у очень большого количества людей двойственная реакция. Они одновременно считают, что предъявленное обвинение справедливо, и одновременно считают, что это проявление политических преследований. Но такого жесткого разделения и большого процента людей, которые намерены как-то протестовать против приговора, нет. Ну, может быть, это данные недостаточно репрезентативны, но я не ожидаю такого.
Вряд ли обвинительный приговор Тимошенко сможет пошатнуть настроение в обществе. Это маловероятно. Мне кажется, что люди в своем абсолютном большинстве, не связывают надежды на лучшее с освобождением Тимошенко.
Но я, кстати, не уверен, что сегодня прозвучит приговор, вообще. Я не исключаю, что оглашение приговора будет отложено на какое-то время.
Вадим Карасев, директор Института глобальных стратегий:
Во-первых, хочу отметить, что обвинительный приговор Юлии Тимошенко будет. Но для власти важно Юлию Тимошенко обвинить, но не посадить. Это главное. Поэтому обвинение не будет означать, что Юлия Тимошенко проведет оставшееся время за решеткой, или что она не будет принимать участие в украинском политическом процессе и избирательной компании 2012 года.
Варианты, как это сделать, могут быть разные. Это может быть апелляция и доследование, новое расследование, новый судебный процесс по решению апелляционного суда. Это может быть декриминализация статьи 365. То есть вариантов много. Но то, что сам приговор будет обвинительным, для меня является константой, не подвергается сомнению.
Что же касается мнения Турчинова о том, что обвинительный приговор будет означать введение военного положения в Украине, то, если и говорить о военном положении и о войне, то нужно говорить о войне в элитах и о войне в той элите, которая сгруппировалась, организовывалась и оформлялась вокруг Юлии Тимошенко. Но это не война в обществе, и не война в стране. Дело Тимошенко широкими массами рассматривается как дело элит. Они не рассматривают процесс над Юлией Тимошенко, как дело, которое касается их непосредственно. Или рассматривают его, лишь как косвенно относящееся к нуждам, чаяниям, ощущениям, настроениям, интересам простых людей. Рассматривают как дело элит или как личное дело Тимошенко и личное дело Януковича, но не как свое личное дело.
Поэтому они могут посочувствовать Юлии Тимошенко, они могут не воспринимать обвинительный приговор, вынесенный ей. Но выходить на улицу и защищать Тимошенко они не готовы. Люди готовы сочувствовать, но не защищать. В целом никакой приговор не нарушит опорную стабильность, которая сегодня есть в обществе.
Алексей Гарань, научный директор Школы политической аналитики НаУКМА:
Если приговор Юлии Тимошенко вынесут обвинительный, очевидно, будут протесты. Мне трудно сказать, насколько массовыми они будут.
Я могу предположить, что власти готовятся к потенциальным протестам. Власть готовится, действительно, готовится, и Могилев готовится. Он обо всем уже говорил, он говорил, что среди тех, кто протестует перед судом, есть и личности с криминальным прошлым. То есть он нагнетает, провоцирует ситуацию. Мне трудно сказать, но я не могу и исключать того, что у власти есть и такие люди, которые бы хотели обострения ситуации, такой провокации. И потом использовать эту картинку против оппозиции. Этого я не могу исключить. Но, как мы видим последнее время, для борьбы с собственным народом милиция лучше подготовлена, чем для борьбы с преступниками.
Но протесты – это одна сторона медали. А вторая, я думаю, это будет дополнительный удар по имиджу власти, даже среди тех людей, которые не выйдут на улицы. Большинству, я думаю, понятно, что происходит на самом деле. Причем это касается не только тех, кто голосовал за Тимошенко. Политика соткана из символов. Обвинительный приговор для Тимошенко будет минусом для самой власти, как внутри страны, так и в отношениях с заграницей.
Я не знаю, будет ли приговор оглашен сегодня. Есть несколько нерациональных и рациональных выходов из ситуации. Лучший выход из этой абсурдной ситуации, которая сейчас сложилась, для самого Януковича в том, чтобы дело отправили на дорасследование. Тогда бы Янукович мог бы сказать, видите, у нас справедливая судебная система, она расследует, не спускает все на шарнирах. Но я думаю, что Банковая больше склоняется к другому варианту. Есть еще вариант противоположный, когда Тимошенко осуждают. Точка. Но тогда очевидно, что под угрозу попадает соглашение об Ассоциации с Европейским Союзом и возникает угроза международной изоляции Януковича и людей, которые связаны с ним. Вот, скажем, целому ряду чиновников, судей Беларуси, России запрещен въезд в Европейский Союз. Я думаю, что такая перспектива власти не нужна. Потому, думаю, будет выбран такой вариант: они осудят Тимошенко, признают ее виновной – таким образом, будет удовлетворено чувство мести, которое является плохой чертой для политика. Но Янукович удовлетворит, таким образом, свой психологический комплекс. И потом будет декриминализация статьи.
То есть и власть получит удовлетворение, и Тимошенко обвинят, но в то же время, потом она будет отпущена и, таким образом, отпадет угроза срыва переговоров. И Тимошенко сможет принимать участие в парламентских выборах. Это требования Европейского Союза, чтобы представитель наиболее мощной оппозиционной силы принимал участие в выборах. Это был бы вариант, который и спасал бы лицо Януковича, и давал возможность в то же время с формальной точки зрения пойти на уступки Европейскому Союзу.
Евгений Копатько, руководитель социологической компании «Research & Branding Group»:
Безусловно, для сторонников Тимошенко, собственно, как и для власти, так и для оппозиции, это будет знаковое событие – и обвинительный, и оправдательный приговор. Поэтому сейчас я думаю такие заявления, как сделал Турчинов, скорее обозначают просто позицию сторон.
Определенно, сейчас есть люди, которые поддерживают Тимошенко, но я не готов сказать, как все будет выглядеть после приговора. Этот процесс сложен и неоднозначен, имеющий довольно широкий результат, как в стране, так и за ее пределами. Я полагаю, что, скорее всего, это будет знаком, может быть, не сразу, но для каких-то заявлений, неких действий. Но я думаю, что тут должны определиться политики, которые будут так или иначе двигать людей, объяснять им ту или иную позицию.
Здесь речь не идет о том, за кем конкретно идти. Люди идут не за кем-то, а за защиту тех или иных прав, за решение тех или иных проблем. Если это будет важно для некоторых людей, то, очевидно, это будет поводом, чтобы выйти на улицу или каким-то другим способом поддержать Тимошенко. Но я думаю, что, скорее всего, мы просто подождем суда. После суда решение, какие действия сейчас пойдут, будет очевидным.
Фото: АР
Коментарі — 0