Если кто-то планировал сделать крупную покупку, на которую у него не хватало собственных средств, рекомендуем это сделать побыстрей.
Если кто-то планировал сделать крупную покупку, на которую у него не хватало собственных средств, рекомендуем это сделать побыстрей. Скоро может быть поздно – правительство издало распоряжение с рекомендацией Нацбанку принять меры по сокращению банками объемов потребительского кредитования. Кабмин предлагает Нацбанку «обеспечить перенаправление кредитных средств банков из сферы потребительского кредитования в сферу производства». И при этом придумать механизм компенсации процентных ставок по «правильным» кредитам.
Другими словами – правительство хочет, чтобы граждане меньше покупали. Призрак потребительского бума 2008–2009-х годов еще витает над развалинами банковской системы, но нынешние мотивы ограничения потребления лежат не только в плоскости роста проблемных кредитов.
Совсем недавно дабы удержать курс гривни, Нацбанк запустил одиозный механизм «паспортизации» обменных валютных операций. Обязательство идти в пункт обмена валют с документами вызвало естественную негативную реакцию, но ведомство г-на Арбузова своим ноу-хау, тем не менее, очень гордится. И огрызается в сторону критиков.
Так президент Ассоциации украинских банков Александр Сугоняко заявил, что новые правила обмена валют привели к тенизации рынка и утрате доверия к банковской системе, но и Нацбанк, и несколько крупных банков эту позицию раскритиковали. НБУ в свою очередь похвастал сокращением покупки валюты в 4 раза после введения новых правил.
Но этого мало. «Удавка» кредитования – еще один шаг по вымыванию из оборота «ненужной» валюты. Поскольку в кредит берутся, как правило, импортные товары.
«Эта мера направлена, прежде всего, на то, чтобы потребительский импорт не рос такими темпами, как сейчас, учитывая ситуацию с текущим платежным балансом, – говорит член совета НБУ Валерий Геец. – Это входит, в том числе, в комплекс мер, которые Нацбанк принимает для удержания курса гривни в нынешних рамках».
Комплекс мер, конечно, впечатляющий, причем настолько распиарен, что среднестатистические граждане о нем заранее осведомлены. В этом, собственно, был весь смысл кампании с продажей валюты по паспорту – хоть налоговая и божится, что не собирается узнавать сведения, являющиеся банковской тайной, владельцы теневых доходов не спешат их светить в обменниках. Кстати, украинский опыт недавно переняла Аргентина, которая ввела подобные правила обмена валют.
«Конечно, предыдущие меры по уменьшению спроса на иностранную валюту были отчасти действенны, – уверяет финансовый аналитик Эрик Найман. – Потому что если человек опасается налоговой инспекции, он не пойдет в обменный пункт. Но с другой стороны – пойдет на «черный рынок».
Эксперт считает, что необходимость ограничения потребительского кредитования назрела, поскольку «кредитование в Украине приняло извращенные формы и многие его используют, чтобы перебиться от получки до получки». А его ограничение подталкивает людей больше сберегать деньги, чем тратить. Причем государству желательно, чтобы освободившиеся ресурсы украинцы не спрятали под матрац, а понесли в банки.
«Сейчас главное – стимулирование населения держать деньги на гривневых депозитах в банковской системе, – уверен Найман. – И меры по повышению прозрачности и солидарной ответственности акционеров банков будут более эффективны, чем любые запреты».
Банкир-«регионал» Василий Горбаль вообще не видит на данный момент бум роста потребкредитования, поэтому довольно скептически комментирует инициативу Кабмина и Нацбанка:
«Я считаю, что кредитование, и потребительское в том числе, стимулирует рост экономики. Конечно, есть ряд банков, которые активно рекламируют кредитование вообще без документов, – такие вещи, конечно, надо мониторить. И надо внимательно смотреть на условия, которые есть в кредитных договорах. Но эти проблемы лежат в компетенции постоянного мониторинга Нацбанка».
Горбаль утверждает, что спрос на валюту можно ограничить более тонкими методами:
«Мы можем ввести такие программы, чтобы потребкредитование больше шло на отечественные товары. Было бы желание».
Президент Центра рыночных реформ Владимир Лановой считает, что ужесточение правил продажи валюты и уменьшение выдачи кредитов приведут к уменьшению оборота торговли и сокращению производства: «Торговля ведь дает много бюджетных доходов со всеми вытекающими. Желание правительства вручную свести концы с концами приведет к подавлению активности экономики и углублению кризиса. Но эти меры не помогут, потому что объем импорта продолжает расти, а инвестиции в скрытой и нескрытой форме уходят из Украины».
Но в нынешней ситуации Нацбанку приходится выбирать из двух зол.
«Это как в преферансе, когда тебе позволяют записать пулю, но при этом пишут такие висты, что не знаешь, куда от них деваться», – смеется Валерий Геец.
Правда, такие попытки ограничить спрос на валюту могут иметь обратный эффект – не имея возможности покупать товары, население начнет скупать те же доллары. И тогда Нацбанку придется выдумывать новые меры. А благое намерение направить банковские средства на развитие реального сектора окажется недейственным без четкого механизма действий.
«То, что Кабмин обращает внимание Нацбанка на необходимость ограничения потребительского кредитования, конечно, хорошо, но самой по себе этой мерой нельзя изменить ни структуру экспорта-импорта, ни структуру внутреннего ВВП Украины, – говорит глава Комитета экономистов Украины Андрей Новак. – Чтобы кредитные программы были направлены в реальный сектор экономики, Нацбанк должен наполнять кредитные портфели в определенных соотношениях. То есть из объема кредитного портфеля коммерческого банка определенный процент должен быть направлен в аграрный сектор, в промышленный сектор, сферу услуг и так далее. А на потребительское кредитование должно выделяться, скажем, не больше 20 %. А просто ограничение не даст того эффекта, на который рассчитывают его инициаторы».
Но инициаторы, похоже, не мыслят так далеко. Пока в планах – удержать гривню на уровне, заложенном в бюджете на следующий год. Ведь очевидно, что при нынешней инфляции стоимость национальной валюты по отношению к доллару явно завышена. Некоторые эксперты даже шепотом называют цифру 12 гривен за доллар – таков сегодняшний реальный курс. И в свете рядеющих золотовалютных резервов и сложностей в переговорах с МВФ Азарову и Арбузову приходится принимать все возможные меры для поддержания «стабильности».
Наверняка скоро мы станем свидетелями того, как власть ополчится не только на банки, но и на кредитные союзы, которые раскручивают инфляцию, предлагая кредиты кому попало. А премьер все чаще будет рассказывать гражданам, как им сознательно распоряжаться деньгами.
Коментарі — 0